СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: "День космонавтики. Мы первые!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3 класса по теме

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. МЫ ПЕРВЫЕ!»

 

Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к достижениям нашей страны в области космических исследований, формирование интереса к областям знаний, связанных с космосом (космонавтике, астрономии), понимания значимости труда людей, связанных с изучением космоса.

Формирующаяся ценность: служение Отечеству.

Занятие направлено на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов.

Личностные:

  • проявление позитивного восприятия истории и достижений отечественной космической отрасли;
  • осознание   важности   достижений   космоса   для   развития   общества и государства;
  • воспитание    чувства   гордости   за    героический   труд   космонавтов и достижения работников космической сферы;
  • возникновение желания стать в будущем космонавтом или ученым.

Предметные:

  • проявление активности при восприятии и оценке информации учителя и видеоинформации;
  • умение выстраивать речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать изображения;
  • активное участие в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;

– соблюдение правил ведения диалога.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: "День космонавтики. Мы первые!"»

2


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3 класса по теме

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. МЫ ПЕРВЫЕ!»


Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к достижениям нашей страны в области космических исследований, формирование интереса к областям знаний, связанных с космосом (космонавтике, астрономии), понимания значимости труда людей, связанных с изучением космоса.

Формирующаяся ценность: служение Отечеству.

Занятие направлено на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов.

Личностные:
  • проявление позитивного восприятия истории и достижений отечественной космической отрасли;

  • осознание важности достижений космоса для развития общества и государства;

  • воспитание чувства гордости за героический труд космонавтов и достижения работников космической сферы;

  • возникновение желания стать в будущем космонавтом или ученым.

Предметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке информации учителя и видеоинформации;

  • умение выстраивать речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать изображения;

  • активное участие в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;

– соблюдение правил ведения диалога.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеороликов, интерактивных заданий.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная Слайд 1 Тема «Мы первые!»


- Ребята, здравствуйте, узнаёте ли вы тех, кто изображен на фото?

(Ответы обучающихся: Михаил Васильевич Ломоносов, Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев).

- Молодцы, ребята, как вы думаете, что объединяет этих людей? (Ответы обучающихся)

- Правильно, все они являются учеными, первопроходцами в космических исследованиях. Ребята, а кто такой первопроходец?

- А как вы думаете, тяжело ли быть первым? (Ответы обучающихся)

- А каким нужно быть человеком, чтобы стать первым? Кто может стать первым в чем-либо? (Ответы обучающихся)

- Сегодня тема нашего разговора «Мы первые!». И мы поговорим с вами о тех, кто, став первым, служит своему Отечеству и помогает своей стране стать лидером.

Часть 2. Основная

- Чтобы быть первыми в исследованиях, совершить открытия нужно быть «мечтателями». Например, такими «мечтателями» были Ломоносов, Циолковский и Королев.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был убежден в бесконечности Вселенной и мечтал, что когда-нибудь человек побывает в космосе. Он первым увидел атмосферу на Венере.

О космосе мечтал и другой русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Его называют отцом космонавтики.

Мечты Циолковского об освоении космического пространства воплотил в жизнь советский ученый, конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев. Он осуществил запуск первого искусственного спутника Земли.

Давайте подумаем, какую роль сыграл в открытии космоса Константин Циолковский, а какую – Сергей Королев? И чем отличаются проектирование ракет и их конструирование? (Ответы обучающихся)

Все верно. Константин Эдуардович Циолковский придумал «ракетный поезд», прообраз современных ракет, на котором можно долететь до звезд и побывать на других планетах. С 1903 по 1914 г. Циолковский предложил четыре схемы космического ракетного корабля.

А благодаря идеям Сергея Королева 4 октября 1957 года состоялся запуск

первого искусственного спутника Земли.

Труд этих ученых позволил именно нашей стране стать первой в мире в покорении космоса.

- Помогали нашей стране в освоении космического пространства верные друзья человека – собаки! Белка и Стрелка, которые первыми 19 августа 1960 года совершили полёт в космос на корабле «Спутник-5» и благополучно вернулись на Землю, сделав 17 оборотов вокруг Земли и преодолев 700 тысяч километров. А сегодня с нами на связи собака-космонавт Лайка!

Демонстрация анимационного видео. Лайка.

Привет, друзья!

Меня зовут Лайка, и сегодня я хочу познакомить вас поближе с космосом. Космос это безграничное, огромное пространство, которое не имеет ни начала, ни конца. В нем есть все: от ослепительно ярких звезд до самых разнообразных планет.

Как называется планета, на которой мы живем? Планета Земля. А где живет планета Земля? В Солнечной системе! У Земли есть соседи – другие планеты, их 7. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. У каждой из этих планет есть собственная орбита, космический обруч, по которой они вращаются вокруг одной большой и очень-очень горячей звезды по имени Солнце.

Кроме планет, в космосе существует много других космических тел, например, метеориты, кометы и звезды. А еще практически у всех планет есть свои естественные спутники. Знаете, чем отличаются спутники от планет? Есть лишь одна существенная разница – Земля вращается вокруг Солнца, а спутник – вокруг планеты. У Земли такой спутник один – Луна, а у Юпитера целых 92!

- Ребята, Лайка еще вернется к нам. А что вы знаете о Солнечной системе?

(Ответы обучающихся)

Наша Солнечная система загадочна и красива. Человек с древних времен мечтал изучить вселенские просторы, побывать на соседних планетах, дотянуться до звезд. Может быть, именно поэтому давал имена самым запоминающимся

созвездиям? Ребята, какие созвездия вы знаете? (демонстрация изображений созвездий). (Ответы обучающихся: Малая Медведица, Кассиопея, Змея, Орион и др.).

- А вы знаете, что планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии от Солнца: ближе всего к нему – Меркурий, это планета с самой большой разницей дневной и ночной температуры. Дальше всех от Солнца – Нептун. Наша Земля – третья по счету от Солнца. Сатурн – планета с самыми заметными кольцами. Юпитер – самая большая планета. Венера – самая горячая планета.

Но во Вселенной есть и самое темное место, где нет света звезд и галактик.

Вы знаете, как оно называется? (Ответы обучающихся)

Место это называется Сверхпустота Эридана. Если поместить туда человека, то он не увидит вокруг ничего, кроме темноты, так как там на миллионы световых лет нет звезд и галактик. Сверхпустота Эридана – еще и самое холодное место во Вселенной. Но об этом месте и еще о множестве других космических объектов нам мало что известно.

Поэтому герои-космонавты и летают в космос, проводят различные исследования, чтобы мы с вами узнавали больше нового и о нашей планете Земля, и о Солнечной системе.

Интерактивное задание.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кого из этих героев вы узнали?

Что объединяет всех этих людей? (Ответы обучающихся).

Учитель демонстрирует фото космонавтов (Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Светлана Евгеньевна Савицкая, Валентина Владимировна Терешкова) и актрисы (Юлия Сергеевна Пересильд). При нажатии на фотографию высвечивается фамилия, имя, отчество.

Все они – первые! Гагарин Юрий Алексеевич первым отправился в космос, Леонов Алексей Архипович первым вышел в открытый космос, Терешкова Валентина Владимировна стала первой женщиной-космонавтом, Савицкая Светлана Евгеньевна – первая женщина в открытом космосе, Пересильд Юлия Сергеевна стала первой актрисой, которая снялась в фильме в космосе!

Космонавт должен уметь практически все: оказать первую помощь на космическом корабле, знать космическую технику, пилотировать корабль, проводить ремонтные работы, различные эксперименты.

- Как вы считаете, а какими качествами должен обладать космонавт?

А ещё космонавт должен иметь крепкое здоровье, выносливость. Он должен любить свою Родину. Ведь космонавт совершает полёт не для того, чтобы прославиться или посмотреть из космоса на Землю. Он служит своему Отечеству и понимает, что исследование космоса, открытие нового, космические изобретения очень важны для развития страны. А какие космические изобретения вы знаете?

- Все верно. Самые яркие примеры – сотовая связь и интернет, а также спутниковое телевидение и навигаторы для построения маршрутов. Ежедневно сотни космических аппаратов наблюдают за нашей планетой из космоса и помогают людям на Земле отслеживать масштабные события, стихийные бедствия и лучше обустраивать пространство для жизни в городах и поселках.

Космонавты ставят различные эксперименты (опыты). Недавно с Международной космической станции вернулась Анна Юрьевна Кикина, российский космонавт. Давайте посмотрим видео, в котором она рассказывает об исследованиях, в которых приняла участие.

Демонстрация видео Анны Юрьевны Кикиной

Я очень рада, что родилась в нашей с вами стране в России. Я здесь родилась, выучилась, выросла, получила образование, различные навыки, умения. Это привело меня в космическую сферу деятельности, и я теперь космонавт. Я очень рада своему пути, по которому иду. Конечно, я рада, что приношу пользу своей стране, решая задачи в своей профессиональной деятельности. Научно-прикладные исследования, которые входили в задачи нашей экспедиции, состояли из многих экспериментов. Эти эксперименты делятся обычно между космонавтами, и каждый космонавт отвечает за свои несколько экспериментов. Но некоторые эксперименты выполняют сразу все члены экипажа, такие как исследования внутренней брюшной полости при помощи ультразвукового исследования, а также определение операторских способностей человека, т.е. космонавта, который называется «Пилот». Есть эксперимент, который называется

«Взаимодействие», где определяется взаимодействия членов экипажа в условиях ограниченных территорий и количества людей, работающих на длительном промежутке времени. Множество других экспериментов. Например, исследования микроводорослей. Как на них влияют условия космического полета. Очень много медицинских исследований, которые позволяют изучать организм человека, на который воздействуют факторы космического полета.

- Скажите ребята, считаете ли вы, что космонавт – это важная профессия? (Ответы обучающихся)

А какие ещё профессии могут быть полезны для космонавтики? (Ответы обучающихся)

А кто из вас хотел бы стать космонавтом или инженером? Почему? (Ответы обучающихся)

Чтобы быть первым в любом деле – нужно многое знать, многому учиться. Космонавт, например, должен знать строение Солнечной системы и историю космонавтики.

Ребята, давайте мы проверим и ваши знания. Лайка проведёт для вас мини- викторину, посвященную космосу.

Демонстрация анимационного видео. Лайка.

Друзья, давайте поиграем!

Я объясню правила викторины. Я задам 4 вопроса на космическую тематику. Вам нужно будет выбрать один правильный ответ из четырех представленных вариантов.

Внимание! Правильные ответы следует озвучивать дисциплинированно – только с поднятой рукой.

Ну что, готовы? Давайте начинать!

Вопрос № 1.

Что сказал первый космонавт Юрий Гагарин, когда его ракета начала подниматься вверх?

  • Вперед!

  • Поехали!

  • Служу Советскому Союзу!

  • Земля, прощай!

Пауза на ответы детей 30-40 секунд

Правильный ответ: Когда ракета Юрия Гагарина начала подниматься вверх, Гагарин произнес ставшее легендарным слово «Поехали!».

Молодцы, переходим к вопросу № 2.

Какая планета дальше всего от Солнца?

  • Нептун

  • Сатурн

  • Меркурий

  • Уран

Пауза на ответы детей 30-40 секунд

Правильный ответ: Дальше всего от Солнца находится планета Нептун.

Итак, вопрос № 3.

Первую женщину, полетевшую в космос, звали…

  • Татьяна Кузнецова

  • Валентина Пономарева

  • Ирина Соловьева

  • Валентина Терешкова

Пауза на ответы детей 30-40 секунд

Правильный ответ: Первой женщиной в космосе стала наша отважная Валентина Терешкова.

И вопрос № 4.

Ребята, обратите внимание на экран: какое созвездие вы видите на картинке?

  • Малая Медведица

  • Кассиопея

  • Змея

  • Орион

Пауза на ответы детей 30-40 секунд

Правильный ответ: На картинке перед вами созвездие Кассиопеи одно из самых красивых созвездий, которое видно в нашей стране круглый год.

Друзья, вы большие молодцы! Так много знаете о космосе! С вами очень приятно играть!

Еще увидимся!

Часть 3. Заключительная

- Ребята, мы сегодня поговорили с вами про космос, про учёных и космонавтов, которые позволили всему человечеству достичь удивительных результатов и открыть миру просторы неизведанного.

И если вы будете мечтать о космосе как когда-то Циолковский, Королев, Гагарин, как наши космонавты, которые сейчас на Международной космической станции в космосе (Петелин Дмитрий Александрович, Прокопьев Сергей Валерьевич), то мы будем первыми в космической сфере еще долгие годы.

На экране Учитель может вывести фото детей своего класса.

- Посмотрите на эту фотографию. Узнали себя? А как вы думаете, что вас всех объединяет? (Ответы обучающихся)

Каждый из вас (без исключения) наделен талантом. Кому-то нравится помогать людям. Кто-то хорошо поёт, а кто-то красиво танцует, кто-то лучше всех бегает или прыгает, а кто-то умеет придумывать интересные истории или пробует сочинять стихи, другие ребята, что-то вдохновенно рисуют, лепят, конструируют.

Юрий Гагарин уже в 3 классе запустил самодельный планер, изготовленный им в авиамодельном кружке.

Светлана Савицкая с детства мечтала стать лётчиком и осуществила свою мечту.

Анна Кикина с детства занимается спортом: плаванием, карате, настольным теннисом, самбо, волейболом, баскетболом, рукопашным боем. И хорошая физическая форма помогает ей в полётах.

А какое занятие увлекает вас?

Каждый может найти занятие, которое его заинтересует. А если вы будете развивать свой талант, тренироваться, изучать то, что вам интересно, то обязательно станете первыми в своём деле и принесёте пользу своей стране, как наши учёные и космонавты, о которых мы сегодня с вами говорили.

- Ребята, если вас заинтересовала тема космических открытий и героев, которые их совершили, вместе со своими родителями или близкими взрослыми дома продолжайте узнавать о событиях тех времен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!