ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме:
«Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
Цель занятия: формирование у обучающихся умения слушать и понимать музыку, развитие творческих способностей, расширение музыкальных интересов, повышение уровня эрудиции и общей культуры
Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к музыке; эмоционально реагировать при слушании музыки, проявлять желание рассказывать о своих впечатлениях от восприятия различных музыкальных произведений
Метапредметные: описывать словесно и представлять в движении образы, возникающие при восприятии музыки; сравнивать звучащую музыку с движениями, ее изображающими; участвовать в коллективном диалоге.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: музыкальная викторина. Занятие предполагает также использование видео- и аудио-фрагментов, анализ информации, групповую работу.
Оборудование: Карандаши/краски/фломастеры, бумага формата А4/ватман/бумага в рулоне.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вступительное слово учителя о музыке, видеоролик о празднике «День музыки».
Часть 2. Основная.
Знакомство с изобразительными возможностями музыки посредством пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».
О творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского.
Часть 3. Заключение.
Создание воображаемых картин во время звучания музыки.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (5 минут)
На экране в качестве заставки к занятию размещен плакат «День музыки».
Учитель.
– Наше сегодняшнее занятие будет очень необычным. Мы будем учиться видеть музыку. А получится ли это у нас? Об этом узнаем в конце занятия.
Для начала посмотрим видеоролик.
Демонстрация видео (дикторский текст)
День музыки ежегодно отмечается 1 октября. Этот праздник придумал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор считал, что День музыки поможет объединить представителей разных культур, и отправил в ООН письмо, в котором предложил создать подобное торжество.
В 1973 году Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО официально учредил праздник 1 октября.
Представить жизнь без музыки невозможно – она везде. Мы наслаждаемся звуками, которые издаёт окружающая нас природа: пение птиц, шум ветра, шорох и шелест листьев, журчание ручья.
Но, как и когда появилась музыка? Точную дату нам никто не сможет назвать. По теории знаменитого английского учёного Чарльза Дарвина, язык людей возник не со слов, а с пения, музыка появилась задолго до того, как люди стали разговаривать.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Видишь, тучка в небе хмурится —
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зёрнышка —
Тоже музыка своя.
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…
Часть 2. Основная (20 минут)
Знакомство с изобразительными возможностями музыки.
Учитель.
– Музыка окружает нас с самого раннего детства, она с нами повсюду. У природы множество различных звуков. У неё есть своя особенная музыка. А какую музыку природы мы слышим летом, осенью, зимой, весной?
Ответы детей.
Учитель.
– А можно ли увидеть музыку?
Ответы детей.
– Как можно увидеть музыку? Почему музыку нельзя увидеть? (в зависимости от ответов детей на предыдущий вопрос)
Ответы детей.
Учитель.
– Ребята, предлагаю вам попробовать увидеть музыку, выполнив одно очень интересное задание.
Работа с интерактивным заданием «Музыкальная викторина»
Учитель запускает первый вопрос интерактивного задания. Перед нами изображение трех животных, сейчас мы будем слушать музыкальный фрагмент, и наша задача «увидеть», на какое животное похожа эта музыка. При прослушивании обращайте внимание на характер музыки. Какая она: весёлая или грустная, быстрая или медленная, лёгкая или тяжёлая, плавная или отрывистая.
Прослушивание первого фрагмента.
Учитель. Ребята, какое животное вы увидели, слушая музыку?
Ответы детей.
Учитель. Объясните почему? Опишите словами, что вы услышали в этом музыкальном фрагменте похожее на это животное?
Запускает второй вопрос интерактивного задания и т. д.
Учитель.
– Вот мы с вами и убедились, что музыка может нарисовать зверей и птиц, а значит, ее можно не только услышать, но и увидеть.
Учитель.
– Ребята, а кто-нибудь знает, отрывки из музыкального произведения какого композитора мы сейчас слушали?
Ответы детей.
Учитель.
– Мы с вами слушали отрывки из произведения французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».
Композитор очень любил сочинять музыку, делал он это быстро и легко. Однажды ученики композитора попросили его сочинить музыкальное произведение, наполненное тонким юмором. Он сдержал своё обещание – и сочинил «Карнавал животных», который считал музыкальной шуткой.
Учитель.
– А каких ещё композиторов вы знаете?
Ответы детей.
Учитель обращается к плакату, посвященному празднику «День музыки».
Учитель.
– Ребята, а как вы думаете, кто здесь изображен? Молодцы! (если дети смогли назвать Чайковского).
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, известный всему миру. Музыкальный талант у Чайковского проявился очень рано, когда ему было всего 4 года, он был даже младше вас.
Хотя он жил и творил больше 100 лет назад, его музыка продолжает звучать и сегодня, она удивительно мелодичная и волшебная.
Вы сейчас удивитесь, когда узнаете, что вы с ней тоже знакомы. Не верите?
Вы смотрели мультфильм «Спящая красавица»? Учитель включает фрагмент мультфильма «Спящая красавица».
Учитель.
– Здесь звучит музыка Петра Ильича Чайковского. Попробуйте ее описать. Какая она веселая, грустная, волшебная, таинственная, нежная, тревожная и т.д.? Учитель включает фрагмент мультфильма «Щелкунчик».
Учитель.
– Этот мультфильм вам тоже знаком, и здесь нас сопровождает музыка Петра Ильича Чайковского. Попробуйте описать этот музыкальный фрагмент. Учитель включает фрагмент мультфильма «Весенние мелодии».
Учитель.
– А этот мультфильм из детства ваших мам и пап, бабушек и дедушек, может быть, кто-то и из вас его видел. А если не видели, то посмотрите дома с родителями и расскажите им, что в этом мультфильме звучат музыкальные произведения одного из великих русских композиторов Петра Ильича Чайковского.
Часть 3. Заключение (5 минут)
Учитель.
– Ребята, подходит к концу наше занятие, посвященное музыке. Мы сегодня убедились, что музыку можно не только слышать, но и видеть.
Творческое задание:
– Давайте мы с вами попробуем музыку еще и нарисовать.
Предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент из произведения Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов» и нарисовать то, что вы почувствовали и увидели в этой музыке.
Творческое задание может выполняться как на листах формата А4 с последующим размещением всех рисунков детей на доске или стене класса, так и на нескольких ватманах или рулоне бумаги, с предварительным зонированием «рабочих» мест детей.
В конце занятия учитель благодарит детей за прекрасные рисунки и активную работу. По возможности делает фото работ детей/групповую фотографию детей на фоне рисунков, делится с родителями результатами творческого задания детей.