СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме «ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ», 26.09.22

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 1-2 классов по теме  «ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ», 26.09.22.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме «ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ», 26.09.22»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме

«ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»

Цель занятия: воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи.

Планируемые результаты:

Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями; стимулировать творческую активность; пробудить желание использовать самостоятельное чтение для развития и самообразования.

Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимать необходимость уделять внимание всем членам семьи и оказывать взаимопомощь; расширять представления о том, что доброе слово способно воспитывать и помогать в любых ситуациях.

Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видео информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять в процессе обсуждения готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации; включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступление. Учитель говорит о традициях семьи, уважении к старшему поколению. Рассказ о празднике – Международном дне пожилых людей. Показ видеоролика.

Часть 2. Основное содержание

Беседы, работа с интерактивными заданиями.

Часть 3. Заключение

Рефлексия по поводу материала занятия. Выводы о том, почему нужно уважать старших, в чем проявляется наше уважение.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (5 минут)

Учитель начинает занятие, поясняя его тему: «Традиции моей семьи». В свободной форме проводится краткая беседа с детьми о том, что такое семейные традиции.

Демонстрация видео (дикторский текст)

1 октября отмечается известный во всём мире Международный день пожилых людей.

Главная цель этого праздника – обратить наше внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.

Для наших бабушек и дедушек очень важно, чтобы молодое поколение с уважением относилось к этому празднику. Именно добрые и мудрые советы пожилых людей, наших бабушек и дедушек мы будем помнить всю жизнь.

Наравне с другими праздниками, у Международного дня пожилых людей в нашей стране есть свой символ. Он представляет собой раскрытую ладонь – символ доброты, уважения и помощи, а сердце человека на протянутой ладони олицетворяет доверие, готовность прийти на помощь и уважение к старшему поколению.

В нашей стране существуют славные традиции празднования семейных праздников – День матери, День отца, День братьев и сестер, и среди них есть особый праздник – День бабушек и дедушек, его отмечают 28 октября.

Выбрана эта дата неслучайно: в конце октября у древних славян отмечались «Осенние ДЕДЫ» — праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения.

Традиционно в этот день принято дарить кашпо с живыми цветами.

Дарите бабушкам и дедушкам свою любовь каждый день!

Часть 2. Основная: (20 минут)

Учитель: В эти осенние праздничные дни мы постараемся поздравить наших пожилых родственников, наших бабушек и дедушек, и неважно, каким будет наш подарок. Это может быть букет из цветов или добрые стихи, композиция из листьев или рисунок, может быть, кто-то вместе с мамой испечет любимое печенье или пирог, главное - быть рядом с нашими родными и близкими.

Интерактивное задание №1 (установление соответствия)

На экран выводятся слова «семья», «дедушка», «бабушка» и стихи. Нужно установить правильное соответствие.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная_________________

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша _________________

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый _______________

Беседа: Как же здорово, когда в семье есть мудрые, добрые, всегда готовые нам помочь бабушки и дедушки! Почти в каждой семье есть свои особые семейные традиции. Некоторые из них передаются из поколения в поколение; есть те, которые появились недавно. Кто из вас сегодня узнал о Международном дне пожилых людей впервые? Ответы учащихся…… А кто из вас знал, что есть праздник День бабушек и дедушек? Ответы учащихся……

Давайте вспомним, когда празднуются эти даты?

Примерные ответы: «В октябре», «1 октября», «28 октября»

Учитель: Давайте запомним эти даты: 1 октября – Международный день пожилых людей;

28 октября – День бабушек и дедушек. Пусть эти праздники станут доброй традицией в ваших семьях. И тогда счастье от общения с самыми близкими наполнит сердца людей всех поколений. А когда вы станете взрослыми, вы поймете, что они всегда хотели, чтобы вы не делали ошибок в жизни, чтобы вы были счастливы. Вот послушайте некоторые высказывания о бабушках:

«Мне все равно, что вы обо мне думаете, зато моя бабушка говорит, что я солнышко».

«Мы слишком поздно понимаем те слова, которые нам говорили бабушки!»

«В сердце бабушки цветет сад любви».

Неслучайно в пословицах и поговорках, пришедших к нам из прошлого, раскрывается глубокий смысл жизненных ценностей, они рассказывают о доброте семейных отношений, об уважении между всеми членами семьи и о большом жизненном опыте наших бабушек и дедушек, полном житейской мудрости.

Интерактивное задание №2

Задание: нужно разделить пословицы на три группы: 1) о бабушках, 2) о дедушках, 3) о пожилых людях.

На экране появляются пословицы, а ученики с помощью учителя распределяют их по трем группам.

Дедушка есть отец, учитель и друг.

Молодость плечами крепка, а старость - головою.

Без старых не проживешь.

У кого есть дед, у того и обед.

Нет милее дружка, чем родная бабушка.

При солнышке тепло, а при бабушке добро.

Дед – это человек с серебром в волосах и золотом в сердце.

Учитель: Многому можно научиться у нашего старшего поколения, о многом можно узнать. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?».

Дремучим лесом шли двое путников. Дедушка и мальчик. Было жарко, хотелось пить. Наконец-то они пришли к роднику. Тихо журчала холодная вода. Путешественники наклонились, напились.

Дедушка сказал:

- Спасибо тебе, родничок.

Мальчик усмехнулся.

- Чего ты смеешься, мальчик? – спросил дедушка.

-Зачем вы, дедушка, сказали роднику спасибо? Он же не живой: не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов.

- Это так. Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить. Мы же не волки, а люди. Понимаешь, зачем человек говорит спасибо? А знаешь, кого это слово восхваляет, возносит, возвеличивает?

Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Сейчас настало время подумать: дорога через лес еще долгая.

Беседа: Давайте подумаем, почему дедушка сказал мальчику: «Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить».

Должен ли человек быть благодарным всему, что его окружает?

Должен ли человек благодарить природу за ее щедрые дары?

Может быть, слова благодарности мы должны произносить всегда и для себя, а не затем, чтобы нас кто-то услышал?

Рассуждения и ответы на вопросы должны подвести учащихся к осознанию того, что мы порой забываем говорить спасибо за самые простые вещи, что человек должен быть благодарен не только другим людям, но и окружающей природе, потому что без природы и человека не будет. Неслучайно народная мудрость гласит: «Одно спасибо спасет от тысячи бед».

Слова дедушки заставили мальчика надолго задуматься, над простой, казалось бы, истиной.

А порой стоит только вспомнить советы или рассказы бабушки, чтобы справиться с той или иной задачей.

Задание для учащихся

Учитель читает историю о девочке Миле и ее бабушке, а на экране появляются картинки трех сервизов (столовый, чайный и кофейный).


Задание: Помогите Миле найти чайный сервиз, отметив его знаком ˅. Обоснуйте свой выбор.

Вечером в субботу бабушка попросила Милу помочь ей накрыть стол к чаю.

– Мила, сегодня у нас будут гости. Принеси, пожалуйста, из серванта чайный сервиз, – попросила она. Мила подошла к серванту и задумалась – там стояло много красивой посуды.

– Какой же из сервизов чайный? – подумала девочка и вспомнила недавний разговор с бабушкой. – В кофейном сервизе чашки должны быть маленькими, а в столовом есть супница и глубокие тарелки. И Мила смело достала чайный сервиз.

Часть 3. Заключение (5 минуты)

Беседа: О каких праздниках октября мы сегодня узнали?

Ответы учащихся: «Международный день пожилых людей», «День бабушек и дедушек».

Почему эти праздники важны для нас?

Ответы учащихся: «Это семейные праздники», «Это праздники наших родных и близких»

Какую мудрую истину узнал мальчик от дедушки из рассказа В.А. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?»

Ответы учащихся: «Спасибо говорят всем», «Благодарность нужна всем и даже ручью», «Спасибо может беду отвести».

Какие подарки можно приготовить к празднику «День бабушек и дедушек»?

Ответы учащихся: «Цветы», «Стихи», «Испечь печенье или пирог»

Творческое задание: Расскажите дома своим родителям об осенних праздниках; подумайте вместе, какие подарки можно приготовить бабушкам и дедушкам. Попросите бабушку или дедушку показать старый альбом с фотографиями. Помогите бабушке накрыть стол к праздничному чаепитию, а вечером можно почитать хорошую книгу всей семье. Например, рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», стихи из книги Алексея Шевченко «Любимый дедушка», книгу Алексей Шевченко «Сказки бабушки Ксении», стихи Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат», рассказ Михаила Пришвина «Дедушкин валенок», книгу Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Но самое важное – подарите своим бабушкам и дедушкам внимание и свою любовь.