ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 3-4 классов по теме
«КАК СОЗДАЮТСЯ ТРАДИЦИИ?»
Цель занятия: воспитывать у обучающихся третьих-четвертых классов осознание того, что пожилые люди – чьи-то мамы и папы, бабушки и дедушки, много сделавшие за свою жизнь для молодого поколения – нуждаются во внимании и заботе. Такая позиция развивает у школьника такие нравственные качества, как человеколюбие, уважение к семье и роду, формирует общечеловеческие ценности.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи.
Планируемые результаты
Личностные: внимательное и терпеливое отношение к пожилым людям, к их человеческим слабостям и нуждам; развитие представлений о жизненных ценностях.
Предметные: знакомство с традициями нашей страны; смысловое чтение поэтического произведения.
Метапредметные: восприятие и актуализация информации с помощью зрительных образов, понимание их смысла и назначения; участие в коллективном обсуждении вопросов занятия; установление соответствия знаковых исторических событий страны с жизнью людей; участие в коллективной творческой работе.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, прослушивание песни (запись в приложении), игру.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Введение. Разговор о важности традиций. Традиции в семьях. Показ мотивационного видеоролика.
Часть 2. Основное содержание работы
Беседы и интерактивные занятия с учащимися, посвященные формированию представления о важности уважения традиций, уважения старшего поколения.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия, обсуждение изученного материала, рефлексия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (5 минут)
Учитель начинает занятие, поясняя его тему. В краткой беседе с учениками ставится вопрос о том, как устанавливаются семейные традиции?
Демонстрация видео (дикторский текст)
1 октября весь мир празднует Международный день пожилых людей.
Пожилые люди - чьи-то мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прожившие долгую жизнь… Они все очень разные. Большинство из них объединяет желание жить, любить, растить детей и внуков.
Образы пожилых людей всегда вдохновляли писателей и поэтов, художников, фотографов. У каждого из нас есть значимый пожилой человек, с которым мы общаемся, делимся своими мыслями.
Все вы знаете знаменитую Арину Родионовну, няню Александра Сергеевича Пушкина. Поэт особенно сблизился с няней в ссылке в Михайловском, когда уже был взрослым человеком, а няня – пожилой женщиной. В долгие зимние вечера Пушкин слушал сказки Арины Родионовны, записывал с её слов народные песни.
Знакомясь с художественными текстами, рассматривая картины и фотографии, мы, читатели и зрители, узнаем о жизни пожилых людей в разные времена.
Люди, прожившие долгую трудовую жизнь, сохранившие семейные ценности, вырастившие детей и внуков, так нуждаются в нашей любви, заботе и помощи.
Часть 2. Основная. Голова седая, да душа молодая (20 минут)
Беседа по вопросам: О чем вы узнали из видеоролика? Что вам больше всего запомнилось?
Примерные ответы детей: «О бабушках, дедушках и внуках», «Эти бабушки и дедушки очень трудолюбивые», «Видно, что они прожили трудовую жизнь», «Они разные, потому что у них разная жизнь», «Об этих людях можно много говорить», «Они старенькие, им нужно помогать»; «О том, что бабушки и дедушки всю жизнь вместе»; «Интересно, что бабушка с дедушкой, как жених и невеста», «Они душой молодые, потому что любят друг друга и поддерживают всегда», «Они празднуют свои юбилеи», «Они отмечают даты совместной жизни», «Есть разные свадьбы: серебряные, золотые; пожилые люди их празднуют».
Учитель: Бабушки и дедушки посвящают внукам свое свободное время. Об их совместных занятиях написано много художественных произведений. Ни с кем нельзя так весело поиграть в мяч, забраться далеко в лес, узнать все о грибах, насобирать для младшей сестренки сладкой лесной малины, как с дедом. Так задорно спеть песню, узнать столько о современных художниках, сделать вкуснейший салат или приготовить на завтрак неизведанное блюдо с сухофруктами, орехами, медом, которое потом оказывается манной кашей. И все это умеет бабушка!
Интерактивное задание №1. Вместе с бабушкой, вместе с дедушкой
Какие дела внуки обычно делают с бабушкой, а какие с дедушкой: соедините предметы на картинках с фигурами бабушки и дедушки.
Выразительное чтение стихотворения по строфам:
Р. Гамзатов «Мой дедушка»
У меня есть дедушка,
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
В день знакомства нашего —
Это не секрет —
Было мне полмесяца,
А ему сто лет.
Маленькие ласточки,
Песнями звеня,
Будят вместе с дедушкой
На заре меня.
На зарядке солнышко
Рядом видит нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами мокрая
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
И водой холодною,
Прямо из ручья,
Вместе умываемся:
Дедушка и я.
Я шагаю с дедушкой,
Думая о том,
Что и я, наверное,
Каждому знаком.
И с людьми здороваюсь,
Как большой, в пути.
Хорошо мне за руку
С дедушкой идти!..
Много знает дедушка
Былей-небылиц:
Про луну и солнышко,
Про зверей и птиц.
Я вопросы разные
Задаю ему:
— Где?
— Зачем?
— А скоро ли?
— Сколько?
— Почему?
Мне на всё мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет.
Он лошадкой сделаться
Может для того,
Чтобы покатался я
На плечах его.
А когда мой дедушка
Сядет на коня,
То сажает дедушка
На седло меня.
Сядем на качели мы —
Двое смельчаков —
И взлетаем радостно
Выше облаков…
Дедушка работает,
Словно молодой,
Поливает яблони
Ключевой водой.
Возле старой мельницы
На рассвете дня
В горной речке плавать он
Научил меня.
Смастерил он дудочку
Мне из тростника.
Любят мою дудочку
Поле и река.
А когда дождёмся мы
С дедушкой зимы,
То на санках под гору
С ним промчимся мы.
Блещут звёзды вечером,
Дремлет сад в снегу.
Мы садимся с дедушкой
Ближе к очагу.
Он читает книжки мне —
Ведь читать я сам
Не могу пока ещё
Даже по слогам…
Приезжайте в гости к нам
По горам крутым —
Сами познакомитесь
С дедушкой моим!
Задание: Прочитайте фрагмент стихотворения по строфам. Скажите, что делают герои стихотворения вместе с дедушкой. Какие чувства вызывает у внука общение с дедом? Подтвердите ответ строками стихотворения.
Учитель: Жизнь любого человека, история каждой семьи связана с историей страны. В разные времена пожилые люди – чьи-то прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки – совершали военные и трудовые подвиги, ставили спортивные рекорды, делали научные открытия, развивали культуру в нашей стране.
Интерактивное задание №2. Лента времени
Фотографии, картинки, иллюстрирующие названные события; рядом с фото расположены надписи:
– Победа в Великой Отечественной войне,
– Фестиваль молодежи и студентов в Москве,
– Юрий Гагарин - первый человек в космосе,
– Российский атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса,
– Олимпиада-80 в Москве.
На Ленте времени – даты: 1945 (война); 1957 (фестиваль); 1961 (Гагарин); 1977 (ледокол); 1980 (Олимпиада)
Обсуждение картинок из Ленты времени. Жил ли кто-то из родственников детей в это время? Что рассказывали бабушки или дедушки о событиях прошлого?
Часть 3. Заключительная (5 минут)
Учитель: Всем нам следует помнить, что каждая встреча с молодыми людьми, с детьми, совместный быт, труд или отдых очень важны для пожилых людей. Это поддерживает их жизнелюбие, вселяет уверенность в нужности их богатого жизненного опыта, радует, дает силы и надежду на будущее.
В наше стремительное время не забывайте своих родных, своих дорогих бабушек и дедушек, заботьтесь о них, звоните им почаще, навещайте, дарите тепло, любовь и подарки не только в праздники. И тогда они будут очень счастливы!
Известно, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. А для пожилых людей самая большая радость – получить подарок, сделанный руками любимых внуков. Это может быть и какая-то поделка, и открытка с теплыми пожеланиями, и пирог к праздничному чаю, приготовленный с помощью мамы.
Беседа по вопросам:
Как часто вы общаетесь с вашими бабушками и дедушками?
Как часто звоните им по телефону или встречаетесь в интернете?
Интересуетесь ли вы, как проходит их день, как они себя чувствуют?
Помогаете ли вы своим дедушкам и бабушкам в простых занятиях по дому или саду?
Как маленький ребенок может выразить свою любовь к бабушке и дедушке? А вы так делаете?
Творческое задание «Открытка в подарок»
Что можно разместить на поздравительной открытке дедушке и бабушке? Любые цветы, букетики, сердечки, орнаменты, надписи «С праздником, дорогая бабушка!», «Моему дорогому деду», «Моим любимым бабушке и дедушке», «С добрыми пожеланиями!», «Спасибо, дед!», «Моей бабуле». Эти фрагменты можно разместить к фигуркам бабушки или дедушки на доске.
Задание «Подумайте и сделайте»
Вместе с родителями по секрету от бабушки и/или дедушки сделайте открытку и поздравьте их с Днем пожилых людей.