ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме «МИССИЯ-МИЛОСЕРДИЕ (КО ДНЮ ВОЛОНТЕРА)»
Цели занятия. Формирование у обучающихся понимания милосердия как важной духовно-нравственной ценности и добровольчества как общественно значимой деятельности, воспитание уважительного отношения к людям, оказывающим помощь на безвозмездной основе, развитие стремления совершать добрые дела и осознания личного вклада в развитие нашей страны.
Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Основные смыслы. Милосердие – это способность проявлять заботу и поддержку тем, кто в этом нуждается.
Развитие каждым человеком в себе готовности оказать помощь, проявить сострадание, позволяет нашему обществу жить по законам взаимопомощи и уважения.
Волонтерство – это осознанный выбор человека помогать безвозмездно, руководствуясь стремлением сделать мир лучше. Каждое доброе дело, даже небольшое, имеет значение. Вместе волонтеры создают позитивные перемены, которые не только помогают конкретным людям, но и вдохновляют окружающих на помощь и добрые поступки.
Российское общество имеет глубокие традиции милосердия, восходящие к многовековой культуре взаимопомощи.
Продолжительность занятия: 30 минут
Партнер занятия: Ассоциация волонтерских центров (Добро.рф)
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
СЦЕНАРИЙ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Саши Новикова.
Учитель. Сегодня мы поговорим о ценности, неразрывно связанной с желанием помогать людям, – милосердии. Вслушайтесь в само слово – мило … сердие, «милость» и «сердце». Что означает сочетание этих слов? Что для вас значит проявлять милосердие к кому-то?
Ответы обучающихся.
Учитель. С какими чувствами неразрывно связано проявление милосердия? По каким поступкам мы можем понять, что человеку свойственно милосердие? Какие качества человека можно рассматривать как противоположные милосердию?
Ответы обучающихся
Методический комментарий. Важно, чтобы в ходе обсуждения обучающиеся обозначили такие значимые проявления милосердия как помощь, всегда идущая от сердца, от внутреннего порыва, особого душевного расположения, и внутренней любви к людям. При подлинном милосердии человек никогда ничего не ждет взамен.
Милосердие - это когда ты делаешь больше, чем должен, при этом вкладываешь "частичку себя", своего душевного тепла. Обязанность пожалеть / улыбнуться / сказать добрые приветливые слова не прописана в законах, но если человек делает по отношению к другому человеку чуть больше, делится сердечным теплом, то тут и начинается дорога милосердия.
Учитель. В продолжение обсуждения предлагаю послушать размышления о милосердии известного российского литературоведа Мариэтты Чудаковой.
Демонстрация видеоролика «Милосердие» (М. Чудакова)
А что такое – милосердие? Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный ещё в позапрошлом веке Владимиром Ивановичем Далем, поясняет: «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость».
Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания: «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года называли не медсестра, а – сестра милосердия. А раненые солдаты чаще обращались – сестричка!
Потому что без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за больными. Милосердие – умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть – не всякому дано.
То есть на самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко, ни холодно!». Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или холодом до самых костей – и тогда он вдруг поймёт, что к чему...
Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь.
Ну и слова милость, миловать – того же корня и смысла.
Учитель. В годы Крымской войны известный русский хирург Н.И. Пирогов впервые в помощь врачам и санитарам для ухода за ранеными солдатами привлек женщин-добровольцев, которых стали называть сестрами милосердия. Эти женщины выполняли почти ту же работу, что и санитары, то есть помогали врачам и обеспечивали уход за ранеными.
Как вы думаете, что отличало сестер милосердия? Почему именно так стали называть их солдаты?
Ответы обучающихся.
Учитель. Мариэтта Чудакова считает, что милосердие – это особый дар, и уточняет, что в отличие от других даров, которые не всем даны, милосердие присуще каждому человеку, просто у кого-то оно может никогда не проявиться.
А как вы считаете? Каждый ли человек может быть милосердным? Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная.
Учитель. Наша страна имеет многовековые традиции милосердия. Во все времена любовь к ближнему и традиции взаимопомощи оставались важнейшими ценностями российского народа, объединяя нас перед лицом любых трудностей и испытаний.
Дополнительно учитель может показать обучающимся ролик Института Воспитания «Традиции взаимопомощи и милосердия в
России».
Учитель. И сегодня традиции милосердия продолжают жить в России. Различные благотворительные фонды и волонтерские организации оказывают помощь и поддержку тем, кто в ней очень нуждается.
Один из таких фондов – фонд помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». Руководитель фонда Елизавета Олескина поделится с нами своими мыслями о том, как важно поддерживать тех, кто нуждается в заботе и внимании, а также расскажет о проектах фонда.
Демонстрация интервью с федеральным спикером.
Учитель. Люди, готовые ежедневно помогать другим, беззаветно и искренне, такие как Елизавета Олескина и её команда, вызывают безграничное чувство уважения и благодарности.
Настоящим ангелом милосердия, была и Елизавета Петровна Глинка.
Ребята, что вы слышали об этом человеке?
Ответы обучающихся.
Учитель, демонстрация презентации. Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, – врач-реаниматолог, посвятившая всю свою жизнь тяжелобольным детям. Она вывозила из Донбасса детей с пороком сердца, онкологией и другими тяжелыми заболеваниями, помогала больным детям в Сирии, организовывала доставку лекарств и гуманитарной помощи в госпитали. Помогала Елизавета Глинка и взрослым людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Доктор Лиза погибла в 2016 году при крушении самолета, доставлявшего очередной гуманитарный груз. Но ее имя живет в сердцах тех, кому она отдала часть своей сердечной теплоты, заботы и помощи.
Учитель. Ребята, мы не случайно говорим о миссии милосердия накануне важного дня – Дня волонтера, который отмечается в нашей стране 5 декабря.
Ежегодно в рамках Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ Президент России Владимир Владимирович Путин в этот день вручает награду лучшему волонтеру страны - победителю Премии #МЫВМЕСТЕ.
Как связаны между собой волонтерство и милосердие? Почему важно помогать людям от чистого сердца, не ожидая награды?
Ответы обучающихся
Учитель. Вы правы, в основе волонтерской деятельности лежит желание сделать мир вокруг лучше, добровольно и бескорыстно помочь тем, кто особенно нуждается в помощи, и значит, проявить милосердие. Люди становятся волонтерами потому, что хотят искренне помочь другим, проявляя заботу о тех, кому нужна поддержка.
Мы с вами знаем, что не всегда дела волонтеров связаны с заботой о людях, это может быть и забота о природе. Думаю, не все сразу готовы проявлять милосердие, делиться теплом своего сердца, поэтому начинают с участия в тех проектах, где это пока не обязательно, но при этом уже появляется привычка делать что-то бескорыстно, без награды и поощрения. Это как ступеньки на пути к раскрытию своего дара милосердия.
Учитель. Волонтерская деятельность не является обязательной, но людей, готовых по велению своего сердца дарить добро другим, с каждым годом в нашей стране становится все больше.
Давайте посмотрим, как развивалось волонтерское движения в России за последние 10 лет.
Просмотр видеоролика «10 лет АВЦ»
Учитель. На уровне государства волонтерству придается особое значение и оказывается всесторонняя поддержка. Почему, на ваш взгляд, такое значение для нашего общества в целом имеет волонтерское движение?
Ответы обучающихся
Учитель. Как меняется мир вокруг нас, когда каждый человек делает хоть небольшое, но доброе дело? Как меняемся мы сами, совершая добрые дела?
Ответы обучающихся.
Игра «Марафон добрых дел»
Учитель. Предлагаю подумать, какие добрые дела вы можете делать уже сейчас. Разделитесь, пожалуйста, на команды по 4-5 человек.
Каждая команда вытягивает по одной карточке, описывающей волонтерскую миссию.
Команда должна выбрать уровень сложности для выполнения миссии:
лёгкий (1 балл),
средний (2 балла)
сложный (3 балла).
У каждой команды есть 5 минут на обсуждение выбранной миссии.
Важно обсудить, что именно потребуется для ее выполнения в реальной жизни (какие необходимы ресурсы, чья помощь потребуется, как эффективно организовать выбранное дело).
Далее команды рассказывают о своём плане и объясняют, почему выбрали именно такой уровень сложности.
После презентации командой своих планов остальные участники могут задавать вопросы.
За каждую презентацию команда получает баллы в зависимости от сложности и проработанности идеи (1-3 балла).
Содержание карточек:
Помощь в приюте для животных
Собрать корм и игрушки для животных и передать в приют.
Организовать среди друзей и соседей небольшую акцию по сбору пожертвований для приюта.
Прийти в приют и провести несколько часов, помогая персоналу с уборкой, кормлением и общением с животными.
Акция по уборке парка или территории школы.
Собрать мусор в ближайшем парке или на территории школы.
Организовать день чистоты для школьников и родителей с целью благоустройства территории.
Привлечь внимание местных СМИ и организовать регулярные мероприятия для уборки парка.
Поддержка пожилых людей
Написать открытки с добрыми пожеланиями и передать их в дом престарелых.
Собрать небольшие подарки или необходимые предметы для пожилых людей и передать в местный дом престарелых.
Устроить встречу и пообщаться с пожилыми людьми, помочь им с домашними делами.
Организация обмена книгами в школе
Собрать книги для передачи в школьную библиотеку.
Организовать "буккроссинг" — обмен книгами среди учеников.
Организовать регулярные встречи по обсуждению прочитанных книг
Участие в экологической акции
Раздать листовки о пользе раздельного сбора мусора.
Организовать в школе сбор батареек и пластиковых крышек для переработки.
Провести лекцию о переработке отходов для учеников младших классов и организовать в школе раздельный сбор мусора.
После презентаций командами своих проектов, учитель подводит итоги игры.
Учитель. Ребята, а какие из этих идей вы хотели бы воплотить в реальной жизни?
Ответы обучающихся
Учитель. Как мы поняли в ходе игры, каждое, даже самое маленькое доброе дело может оказать реальную поддержку тем, кто в этом нуждается, и подарить радость окружающим. А еще, помогая другим, мы помогаем и самим себе — учимся быть более чуткими, внимательными и открытыми, вместе создавая более доброжелательный и сплоченный мир.
Часть 3. Заключительная.
Учитель. На прошлых занятиях мы с вами знакомились с платформой, которая объединяет людей, желающих сделать наш мир лучше, на ней каждый может найти волонтерский проект по душе.
Как называется российская платформа добрых дел?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы думаете, сколько волонтеров объединяет платформа Добро.рф?
Ответы обучающихся.
Учитель. Более 7 млн человек, а в целом в нашей стране число волонтеров превышает 15 млн, и я уверен(а), что их число будет только расти.
Учитель. Возможно, кто-то из вас не просто зарегистрирован на платформе Добро.рф, но и с помощью нее смог найти единомышленников и принять участие в реализации какого-то доброго дела. Поделитесь своим опытом.
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, для тех, кто хотел бы присоединиться к волонтёрскому движению, но не знает, с чего начать, Движение Первых и Добро.РФ разработали специальные онлайн-курсы, пройти который можно в любое время на сайте добро.будьвдвижении.рф и добро.университет – демонстрация презентации.
Сегодня начинается неделя просвещения #МЫВМЕСТЕ, организованная Ассоциацией Добро.рф и Российским обществом «Знание». Присоединяйтесь к лекциям о социальной активности, благотворительности и экосистеме социального развития Добро.рф.
Учитель. Ребята, совершать серьезные добрые поступки не всегда просто – важно понимать, что именно является настоящим добрым делом, как его правильно осуществить, чтобы достичь нужного результата, и как сделать так, чтобы ваша помощь была принята теми, кому она предназначена. Но всему этому можно научиться!
Главное – иметь желание идти по пути добрых дел, начинать с того, что вам под силу, что не требует специальных знаний и сложных навыков, и со временем усложнять для себя задачу. Одно мы знаем точно: каждый из нас способен наполнить наш мир добром и милосердием. Давайте вместе делать этот мир лучше!
милосердия и ответственности за окружающий мир через безвозмездную помощь и заботу о нуждающихся.