Тема: «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине»
12 сентября 2022 г.
Цель: воспитывать у обучающихся третьих-четвертых классов ценностное отношение к нашей Родине – России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах в отношении близких, малой и большой Родины; формировать гражданскую идентичность, воспитывать гордость за Отчизну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; чувствовать гордость за свою страну; осознавать, в чем проявляется любовь к Родине.
Предметные: показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); определять тему и основную мысль текста; осуществлять изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход занятия
Часть 1. Мотивационная (4-5 минут).
Беседа: В школе, дома, по телевизору, в кинотеатре часто звучит слово «Родина». А как каждый из нас понимает это слово? И что такое – любовь к Родине? Передается ли эта любовь от одного поколения к другому? Вы дали много интересных ответов, давайте посмотрим, как другие люди понимают, что такое «Родина».
Стихотворение
Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
как будто праздник.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе,
как будто праздник!
- Каждый из нас согласится с Сергеем Островым, написавшим:
Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная,
За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя,
Родина светлая!
- Мы любим свою Родину, как любили ее те, кто жил много веков назад, как любят ее наши родители.
А в чём проявляется эта любовь?
В любви к людям, которые рядом с нами – к семье, к друзьям, ко всем жителям России.
В умении восхищаться красотой природы нашей необъятной Родины.
В желании беречь эту красоту.
В желании потрудиться на благо Родины.
В мужестве и решимости встать на защиту Родины в опасное для нее время.
И если ты причастен к ней —
Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
Часть 2. Основная: беседа о том, что любовь к Родине передается от поколения поколению (18-20 минут).
- Давайте сегодня вместе еще раз поразмышляем о том, что значит любить свою Родину, и о том, как этому научиться. Для этого нам важно ответить на вопрос «Что мы Родиной зовём?». Это и простой, и очень сложный вопрос. Конечно, Родина для нас — это наша страна Россия. А что ещё? Хотелось бы услышать ваши ответы. («Родина – это и люди, которые живут в нашей стране, и наша семья, и то место, где мы родились, и культура страны»)
- Давайте послушаем текст песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Совпадут ли наши ответы?
Текст песни:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где - то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина...
- А как мы открываем для себя свою Родину? Как учимся ее любить? «Сначала мы открываем для себя очень маленькую частичку Родины – свою семью, потом то место, где мы живем. Постепенно мы понимаем, что Родина – это наша страна Россия, что это люди страны. Мы начинаем сначала любить маму, семью, людей, родной край, а потом именно и страну»
- Мне было очень интересно выслушать ваши мнения. Соглашусь с вами, что человек открывает для себя Родину постепенно. Для малыша Родина – это его семья, потом он понимает, что это и то место, где он живет, его город, село, деревня, посёлок, станица. А потом он узнает, что живет в стране, которая называется Россия, что Родина – это страна с ее историей, культурой, великие и самые обычные люди этой страны. Именно поэтому любовь к Родине начинается с любви к маме, к семье, к людям, к природе родного края, к литературе и живописи, к прошлому и настоящему.
- А у кого мы можем научиться любви к нашей Родине? И как этому учиться? (Мы можем поучиться у своих родителей, бабушек, дедушек. А еще мы можем, наверное, поучиться любви к Родине у тех, кто очень давно жил)
- Мы с вами знаем, что мудрость народа отражена в пословицах и поговорках. Давайте вспомним пословицы о Родине и о любви к ней.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Много разных стран, а Родина одна.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Родину-мать ничем не заменишь.
Всякому мила своя Родина.
Счастье Родины дороже жизни.
Постоим горой за свой край родной.
За Родину-мать не страшно умирать.
Родину любить — Родине служить.
- А в каких из этих пословиц отражена мысль, что любовь к Родине это не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину, работать, чтобы Родина стала еще краше и богаче?
«Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Счастье Родины дороже жизни.
Постоим горой за свой край родной.
За Родину-мать не страшно умирать.
Родину любить — Родине служить».
- Предлагаю вам выполнить задание в парах: посоветуйтесь друг с другом и подготовьте объяснение, как вы понимаете пословицу «Родину любить — Родине служить».
Даю вам небольшую подсказку: на доске записаны некоторые значения слова «служить».
Служить:
– исполнять воинские обязанности, быть на военной службе.
– работать, трудиться во имя чего-либо, на благо чего-либо, кого-либо.
- Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине. А кроме пословиц и поговорок, как еще мы можем узнать, как раньше люди понимали любовь к Родине? ( «Можно узнать из легенд, из художественных произведений»)
- Предлагаю вам прочитать перевод на современный русский язык текста, который был написан почти восемьсот лет назад на древнерусском языке.
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская...!
(Цитируется по книге «Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Художественная литература 1981.)
- Какие чувства испытывает человек, который пишет эти строки? Какие чувства вызывают эти строки у читателей? «Автор передает свое восхищение страной, чувство гордости. Читатели испытывают чувство восхищения и гордости».
- Автор восхищается красотой природы, городов и храмов, прославляет своих соотечественников, пишет о богатстве страны: «Всем ты преисполнена, земля Русская...!». Как вы думаете, а от кого зависит сохранение всего этого? Согласитесь ли вы с тем, что из чувства гордости за страну, из любви к ней вырастает и забота о стране? «Зависит от людей. Любить – это значит и
заботиться».
- А теперь предлагаю послушать текст Константина Дмитриевича Ушинского, написанный сто пятьдесят лет назад.
Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
- Поработаем в парах. Прочитайте этот текст еще раз и найдите в нем ответы на вопросы:
Как К.Д. Ушинский объясняет, почему люди свою страну называют Родиной?
Почему Родину называют матушкой, матерью?
Почему для любви к Родине важна связь с отцами и дедами?
- Вы обсудили в парах, а теперь давайте обсудим эти вопросы вместе. Кто готов начать?
«Родина, потому что это та страна, где человек родился, где родились его родные. Родину называют матерью или ласково матушкой, потому что как мама дает человеку все самое необходимое, так и Родина дает всё самое необходимое, Родина, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Родина – это то место, где жили и прадеды, и деды, и родители, любовь к Родине передается от поколения к поколению».
- А теперь давайте прочитаем текст, написанный Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в 1994 году.
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство…
Часть 3. Заключительная (5-6 минут)
- Мы с вами прочитали три текста, написанные в разное время: один написан восемьсот лет назад, второй сто пятьдесят лет назад, третий не так давно. А что объединяет эти тексты? И почему нам важно было обратиться не только к современным текстам? «Эти тексты о Родине. Эти тексты помогают нам понять, что люди всегда любили и любят свою Родину, и те люди, которые жили давно, и те, кто живет сейчас».
- Да, мы прочитали три текста, написанные в разное время, чтобы убедиться, что в нашей стране есть многовековые традиции отношения к Родине. Объединяет эти тексты мысль о Родине, о ее красоте, о важности для человека чувства сопричастности с прошлым и настоящим Родины, ответственности за нее в будущем. А есть ли связь пословиц, с которыми мы поработали, с этими текстами?
Задание для творческой работы: обсудите с вашими родными, как они понимают любовь к Родине, какие есть в семье примеры служения Родине добрыми делами. Попробуйте вместе с близкими составить небольшой устный рассказ «Как в нашей семье от поколения к поколению проявляется любовь к Родине».
Продолжение беседы в свободной форме о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ.
Заданием № 1.
Найдите слова, связанные с тем, что мы с вами обсуждали сегодня.
Слова: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, МАТУШКА, РОССИЯ
Отечество, родная страна, место рождения. (РОДИНА)
Так называют Родину, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды.(ОТЕЧЕСТВО)
Родная страна помогает нам стать сильными, защищает и бережет нас, поэтому так народ ласково называет Родину. (МАТУШКА)
Так называется наша Родина. (РОССИЯ)
- Спасибо за урок!