РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Презентация ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для 3–4 классов на тему «Что значит служить Отечеству?
(280 лет со дня рождения Ф. Ушакова)» 17 февраля 2025
Просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым. https://разговорыоважном.рф/img/404.jpg
Каждый понедельник мы с вами встречаемся, чтобы обсудить важную тему. Совсем скоро будет 23 февраля – День защитника Отечества. Наверняка вы слышали, что военные в ответ на благодарность, поощрение или награду говорят: «Служу России!». Как вы думаете, какой смысл вложен в эти слова?
Как вы уже знаете, 2025 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом защитника Отечества. Это решение принято в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и в знак уважения к участникам специальной военной операции. А быть защитником Отчества и служить Отечеству это одно и то же?
Посмотрите на портреты людей, которые сегодня будут героями нашего разговора о важном (презентация к занятию, на слайде – портрет Ф. Ф. Ушакова, фотографии Патриарха Тихона и Е. Поддубного). Знаете ли вы, кто это? Как вы думаете – эти люди современники или они жили в разное время? Как вы это определили? Давайте познакомимся с ними. Один из них –выдающийся флотоводец и создатель новой тактики морского боя, непобедимый адмирал, святой покровитель военно-морских сил России. Как вы думаете, какой из портретов – его?
Перед нами портрет Федора Федоровича Ушакова. 24 февраля исполняется 280 лет со дня его рождения.
Второй герой сегодняшнего урока – не военачальник, не участник боевых действий. Он – священнослужитель Русской Православной Церкви, человек, который служил России не оружием, а словом. О ком из изображенных на слайде идет речь? это Святитель Тихон, Патриарх Московский
и всея России. В апреле этого года исполняется 100 лет со дня его кончины.
А кто из изображенных на слайде людей – наш современник?
Наш современник - это Евгений Евгеньевич Поддубный, военный корреспондент, Герой России. Что же объединяет этих людей? Ответом на этот вопрос может служить тема нашего сегодняшнего разговора. Мы сегодня ответим на вопрос «Что значит служить Отечеству?» на примерах выдающихся людей, которые посвятили свою жизнь служению России.
Первый наш герой, Федор Федорович Ушаков, родился 24 февраля 1775 года, 280 лет назад. Задумывались ли вы, почему мы отмечаем годовщины рождения людей, которые жили за много лет до нас?
Федор Федорович Ушаков – легендарный российский флотоводец, адмирал. Кто знает, что это значит?
1 . Флотоводец – военно-морской деятель, военачальник, умело осуществляющий руководство военно-морскими силами государства или их значительной частью (обычно флотом) во время войны, владеющий искусством подготовки и ведения военных действий на море в стратегическом или оперативно-стратегическом масштабе. Основные качества, роль и значение флотоводца в руководстве военными действиями и в развитии военного дела сходны с теми, которые относятся к полководцам (Толковый военно-морской словарь, 2010).
2 Адмирал – воинское звание высшего офицерского состава (Там же).
3 Эскадра – крупное соединение военных кораблей. В парусном флоте эскадрой называлась часть дивизии; каждая дивизия разделялась на три эскадры, а флот состоял из девяти эскадр. Кроме того, эскадрой называлась часть флота, получившая оперативную самостоятельность или посылаемая в какую-либо экспедицию (Самойлов К. И. Морской словарь)
Давайте посмотрим видеофильм о жизни и подвигах Федора Федоровича Ушакова. Просмотр и обсуждение видеоролика «Жизнь и подвиги адмирала Ушакова» https://разговорыоважном.рф/17-02-2025/1-7.mp4
О чем Федор Ушаков мечтал с детства?
Удалось ли ему осуществить свои мечты?
• Чем прославился Федор Ушаков?
• Что из рассказа о Федоре Ушакове вам
запомнилось больше всего?
• Почему нам важно знать о его жизни и подвигах?
В чем состояло его служение Отечеству?
• Почему Ушакова называют непобедимым
адмиралом и выдающимся флотоводцем?
• Почему моряки уважали Ушакова?
• Что из рассказа о Федоре Ушакове вам
Запомнилось больше всего?
• Почему нам важно знать о его жизни и подвигах?
В биографии Федора Федоровича Ушакова было много славных сражений, об одном из них я хочу вам рассказать. Это морское сражение у мыса Тендра. Оно произошло в Черном море. Русская эскадра встретилась с флотом турецкого султана, который двигался к Крыму для высадки своего десанта.
Чтобы представить себе, где и как это происходило, мы выполним с вами одно упражнение. Положите на стол перед собой правую руку, ладошкой вверх. Ладонь будет обозначать Черное море, оно имеет примерно такую же форму. У края ладони, где большой палец, — берега России. У края ладони, где мизинец, — берега Турции. Согните большой палец — получится Крымский полуостров, он далеко вдается в море. На кончике ногтя большого пальца будет город Севастополь
— основная стоянка русского флота. Из Севастополя и вышла на поиски врага эскадра Ушакова.
Сравнить то, что у вас получилось, с картой.
Турецкая эскадра состояла из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судов. Эскадра Ушакова располагала 10 линейными кораблями,6 фрегатами, одним бомбардирским кораблем6 и 20 вспомогательными судами.
Линейный корабль – крупный трехмачтовый боевой корабль парусного флота, имевший по бортам до 80 пушек. При этом применялась линейная тактика (с чем и связано название): корабли в боевом порядке следовали строго друг за другом (Энциклопедия «Техника», 2006).
Фрегат – трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость и мог совершать сложные маневры (Морской словарь, 2010).
Бомбардирский корабль – парусный 2-3-мачтовый корабль с повышенной прочностью корпуса, вооруженный пушками крупного калибра для стрельбы по береговым укреплениям.
Вспомогательные суда в составе эскадры – грузовые суда для транспортировки запасов питания, обмундирования, материалов и инструментов для ремонта судов и проч.
Чьи силы были больше – российские или турецкие?
Как вы думаете, чем закончилоось сражение?
В результате русский Черноморский флот, несмотря на свою слабость, смог успешно противостоять сильному врагу.
В 1787-1788 гг. русская Лиманская флотилия удачно отбила все вражеские атаки, турецкое командование потеряло много кораблей.
После двух дней сражения неприятельские корабли спустили флаги и бесславно отступили к своим берегам. Турецкий флот в результате сражения лишился шести своих кораблей, а российский не потерял ни одного. Федор Федорович Ушаков командовал эскадрой, находясь в самой гуще сражения на корабле «Рождество Христово».
Вновь турки не были готовы
К напору русских кораблей.
Матросы «Рождества Христова»
Отважней были и смелей.
И адмирала в том заслуга,
Что выиграл жестокий бой.
Константинополь был напуган –
Стал Ушаков Ушак-пашой.
На море первым был по праву.
Он рвался в бой не для наград!
И в летопись российской славы
Внёс Ушаков достойный вклад.
С. Белов
Турецкая эскадра вдвое
Превосходила мощью нас.
Своё искусство боевое
Для турок Ушаков припас.
Не видно было солнца даже
В пороховом дыму густом.
Готовы турки к абордажу,
Но грянул орудийный гром.
Десятки пушек громыхали,
Свистели пули и шрапнель.
Свой флагман турки потеряли,
Ведь били наши точно в цель.
Как свечки корабли горели!
И не прошло и полчаса –
Разбиты в щепки марса-реи,
В огромных дырах паруса.
Победа русского флота при Тендре в сентябре 1790 года отмечается как день воинской славы России.
В военной истории России не так много
флотоводцев, которых можно поставить
рядом с Ушаковым. Он не проиграл ни
одной из проведенных им 43 военных
кампаний. Флотоводческий гений Ушакова
был многогранен. Много труда он вложил
в совершенствование кораблей. Улучшения
их мореходных качеств и повышения
огневой мощи. Ушаков был сторонником
суворовских принципов воспитания
подчиненных. Строгость и нетерпимость к
любым беспорядкам он сочетал с заботой
о людях. Видел в них не просто
исполнителей, а служителей, от старания и
умения которых зависит успех в бою.
Превыше всего он ставил интересы России,
не жалел сил, дабы добиться славы и
процветания.
В 1944 году учрежден военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Орден Ушакова 1-й и 2-й степени учрежден Указом от 3.03.1944 и предназначался для награждения офицеров военно-морского флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских боев и операций, в ходе которых была достигнута победа над численно превосходящим противником.
Медаль Ушакова .
Орден Ушакова 1-й степени .
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков».
Адмирал Ушаков говорил: «Смерть
предпочитаю я бесчестному служению».
Как вы понимаете это выражение?
• Как вы понимаете слово «честь»?
Как оно связано со словом «честность»?
• Про какого человека можно сказать, что у него
есть честь?
Можно ли так сказать о самом адмирале?
• Что такое долг? Перед кем или чем человек
Испытывает чувство долга?
• Есть ли у вас чувство долга?
Как можно его проявить?
Причислен к лику Святых
Знаменитый полководец Федор Ушаков
не просто великий военачальник. В Русской Православной Церкви он является святым.
Святые люди во время своей земной жизни являют собой образец добродетели и, как верят православные, после своей кончины пребывают на небесах и молятся перед Богом за всех людей, живущих на земле. Еще таких людей называют небесными заступниками. Их очень почитают верующие в Бога люди (христиане)
Сейчас мы познакомимся с еще одним святым, жизнь которого стала примером духовного подвига и служения своему Отечеству. Это Патриарх Тихон. Прошло 100 лет со дня его блаженной кончины. И Россия помнит его удивительный жизненный путь. Когда мы говорим о жизни Патриарха Тихона, то перед нами возникает совершенно удивительный образ служения. И этот образ отличается от привычного нам военного служения. Служение, которым наполнена жизнь святого Тихона, особенное. Оно проявлялось в любви к людям, заботе о них. Согласны ли вы с тем, что забота о людях – это тожеслужение Отечеству? Почему?
В детстве и юности будущего Патриарха звали
Василий Беллавин. Он родился в 1865 году в семье сельского священника из маленького городка Торопец, который находится недалеко от Пскова. Мальчик рос в очень трудолюбивой семье и сам с малых лет много трудился, учился и был примером для многих ребят: всегда готов был прийти на помощь всем, кто нуждался, а дома помогал родителям вести хозяйство.
Когда он получил образование, то стал учителем. А потом принял решение принять монашество и полностью посвятить свою жизнь служению Богу, людям и своему Отечеству. Когда человек принимает монашеский постриг, ему дают новое имя – в знак его новой духовной жизни. Так случилось и с Василием, которого в монашестве назвали Тихоном. Позже он стал не просто монахом, а Патриархом.
Он стал Патриархом в очень сложное для нашей Родины время – время, когда шла гражданская война. Патриарх Тихон заботился о своем народе: помогал наставлениями, мудрыми советами, добрым словом, едой, деньгами тем, кто в этом особо нуждался. Всю свою жизнь он старался примирить враждующих людей, призывая их к миру, указывая им на путь добра и любви. К концу своей земной жизни, находясь в заточении, Патриарх с добром относился даже к тем людям, которые удерживали его в неволе силой.
Патриарх Тихон оставил мудрый завет: «Побеждайте зло добром».
Как вы понимаете эти слова?
Ребята, берегите зрение!
Как же служил Отечеству Патриарх Тихон?
Давайте на примере Федора Федоровича Ушакова и Патриарха Тихон ответим на главный вопрос сегодняшнего разговора: что значит служить Отечеству?
Да, умножать добро и любовь среди людей – это тоже самое настоящее служение своему Отечеству. Третьим нашим героем и участником нашего разговора сегодня будет настоящий Герой России, военный корреспондент Евгений Поддубный. Знаете ли вы, в чем заключается работа военного корреспондента?
Чем важна эта работа? Вспомните, что мы говорили на занятиях «Разговоры о важном» про то, как важно людям получать достоверную информацию.
• Как вы думаете, это опасная работа?
• Можно ли сказать, что военные корреспонденты служат Отечеству? Почему?
Просмотр и обсуждение видеоинтервью с Евгением Поддубным
https://разговорыоважном.рф/img/404.jpg
Кого Евгений Евгеньевич считает защитником Отечества?
• Что, по мнению Евгения Евгеньевича, значит «любить Россию»?
• Почему наш народ всегда защищал и будет защищать свою Родину?
2025 год – это год празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и Год защитника Отечества. С связи с этим проводится
А можете ли вы тоже уже служить своему
Отечеству? Как?
Давайте обобщим все, что вы сказали.
Предлагаю придумать для каждого пункта
объяснение, почему это является служением Отечеству:
• Любить свою Родину (ели человек любит Родину,
он желает ей самого лучшего и готов отстаивать
ее свободу, интересы, беречь и развивать);
• Творить добро (делать мир вокруг себя лучше);
• Хорошо учиться (знания помогут в будущем стать
полезным своей Родине);
• Помогать родителям, старшим, друг другу,
нуждающимся (забота о своей семье и других людях
укрепляет общество);
• Быть честным (значит соблюдать законы);
• Уважать традиции (сохранять и передавать традиции
следующим поколениям);
• Беречь природу (сохранять ее, проявлять заботу
о будущем);
• Быть активным в школьной и общественной жизни
(человек с активной жизненной позицией готов делать
жизнь лучше);
Заниматься спортом и быть здоровым (крепкое здоровье позволяет человеку полноценно жить и работать);
• Не использовать бранные слова / не ругаться (сохранять чистоту родного языка, проявлять уважение к людям).
Стараться жить по совести, творить добро, трудиться и любить друг друга – это все под силу каждому человеку, даже ребенку. Получается, что служить своему Отечеству можно с малых лет.
Давайте повторим слова, которые были ключевыми в нашем сегодняшнем разговоре.
Выполнение интерактивного
задания – филворда «Качества защитника Отечества».
НАЙДИТЕ СПРЯТАННЫЕ В ФИЛВОРДЕ СЛОВА
Найдите спрятанные слова, обозначающие качества защитника Отечества
Сегодня вы узнали о великих личностях, для которых служение Отечеству стало делом всей жизни. На их примере мы поняли, что служить Отечеству – это не только защищать его в грозные годы войны, быть солдатом или моряком, но и помогать другим людям, защищать слабых, проявлять милосердие, честно и добросовестно трудиться, использовать свои таланты во благо родной страны, представлять ее интересы в мире с гордостью и достоинством.