РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Презентация ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для 3–4 классов на тему «Служение творчеством. Зачем людям искусство?185 лет со дня рождения П. И. Чайковского» 31 марта 2025 год.
Ребята, вы знаете, что каждый понедельник мы с вами обсуждаем одну из важных, значимых для нас, актуальных для нашей страны тем. Сегодня мы обратимся одновременно к серьезной, но и прекрасной, удивительной и загадочной теме. Посмотрите внимательно на слайд. Можете ли вы назвать картины, скульптуры, стихотворения, спектакли одним словом?
Именно искусству и творчеству будет посвящен сегодня наш разговор. На какие вопросы вы хотели бы найти ответы в ходе нашего разговора?
И у меня есть вопросы, а некоторые из них перекликаются с темой нашего разговора о Федоре Федоровиче Ушакове и о Патриархе Тихоне. Помните ли вы эту тему? К каким выводам мы пришли в ходе этого разговора? Мои вопросы сегодня такие: что такое ворчество и искусство? Почему люди не могут и не хотят жить без искусства? Зачем людям искусство? Можно ли служить Отечеству творчеством, искусством? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю обратиться к жизни и творчеству великого композитора Петра Ильича Чайковского.
На уроках музыки вы уже знакомились
с произведениями Петра Ильича Чайковского. Назовите их.
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
1840 - 1893
Просмотр и обсуждение видеоролика «Пётр Ильич Чайковский. 185 лет».
Что интересного вы узнали из видео?
• Как думаете, почему, имея образование юриста,
Чайковский отказался от юридической службы
и посвятил себя музыке?
• В этом году исполняется 185 лет со дня рождения
Петра Ильича Чайковского. Почему же его музыка популярна до сих пор? Пусть нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка. У Петра Ильича Чайковского есть произведения, написанные специально для детей, они собраны в «Детском альбоме». Пётр Ильич очень хотел, чтобы дети сами играли те пьесы, которые отражают их чувства и впечатления. Этот альбом фортепианных пьес Петр Ильич посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Володя Давыдов, которого композитор ласково называл Бобик, мечтал, как и его дядя, писать музыку. А на момент издания альбома мальчику исполнилось 6 лет.
ВОЛОДЯ ДАВЫДОВ
племянник П. И. Чайковского
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Просмотр фрагментов одноименного мультипликационного фильма
«Детский альбом» П.И. Чайковского
О чем вам рассказала музыка?
• Услышали ли вы, как композитор звуками рассказал о жизни ребенка, о том, в какие игры он играет, что его волнует, о чем он переживает?
• Какие фрагменты вам больше понравились?
Почему музыка звучит по-разному (радостно, тревожно, грустно, быстро, медленно, тихо, громко и т. д.)? Как это связано с действием, с героями?
Что вы знаете о творчестве П. И. Чайковского?
С какими его произведениями знакомы?
П. И. Чайковский родился и вырос в большой дружной семье. Всего в семье Чайковских было семеро детей: Николай, Пётр, Ипполит, Модест, Анатолий, Зинаида и Александра. Мать, Александра Андреевна, была очень доброй, милой женщиной, много времени посвящала образованию детей, хлопотала по хозяйству. Она прекрасно играла на фортепиано, и возможно, именно от нее будущий композитор унаследовал любовь и способности к музыке.
С отцом, Ильёй Петровичем, у Чайковского отношения тоже были очень доверительными. Мама ушла из жизни, когда ему было всего 14 лет. И отец долгие годы был его наставником и старшим другом. Именно он одобрил решение сына оставить службу и посвятить себя музыке. Пётр Ильич всю жизнь с благодарностью вспоминал об этом. Сестры и братья Чайковские были дружны между собой,всегда выручали и помогали друг другу в тяжелые моменты.Как вы думаете, помогло ли Петру Ильичу в жизни то, что он вырос в такой дружной семье?
СЕМЬЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Семья Чайковских. 1848 г.
П. И. Чайковский с братьями. 1880 г.
Из видео мы узнали, что Пётр Ильич с детства был увлечен музыкой. Те, кто знал его в детстве, вспоминали, что он был необыкновенно впечатлительным мальчиком, умел во всем находить прекрасное и очень всех любил.
Вот как вспоминала о нем гувернантка (домашняя учительница) в семье Чайковских Фанни Дюрбах: «В классе нельзя было быть старательнее и понятливее... Никто не выдумывал более веселых забав... его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно... Это был стеклянный ребенок...».
Как вы понимаете это выражение? Каким был Петр Ильич в детстве?
Какие слова гувернантки маленького Петра Чайковского показывают, что он с детства был склонен к занятию искусством?
Петя Чайковский.
Художник А.И. Пархоменко.
1974г.
Из видеоролика м ы узнали, что родиной Петра Ильича Чайковского является город Воткинск Вятской губернии, который сейчас находится на территории Удмуртии, а творческая жизнь композитора тесно связана с Петербургом. Есть в России и еще одно место, которое хранит память о великом композиторе, – подмосковный город Клин. Там, в имении, где прошли его последние годы, создан мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. В имении сохранена обстановка последних лет жизни композитора и его архив – ценнейшее музыкальное и литературное наследие. Давайте посмотрим интервью с сотрудником музея,заведующей отделом рукописных и печатных источников Адой Григорьевной Айнбиндер. Просмотр и обсуждение видеоинтервью с Адой Григорьевной Айнбиндер. https://разговорыоважном.рф/img/404.jpg
• Как вы понимаете слова Ады Григорьевны: «искусство доступно каждому человеку»?
• Какие советы дает Ада Григорьевна тем, кто хочет научиться слушать классическую музыку?
• Согласны ли вы, что язык музыки понятен всем?
МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ- ЗАПОВЕДНИК П. И. ЧАЙКОВСКОГО В КЛИНУ
Давайте послушаем, что нам говорит музыка. Это фрагменты из произведений Петра Ильича
Чайковского. Давайте выполним интерактивное задание и узнаем, что это за произведения.
Выполнение интерактивного задания «Произведения П. И. Чайковского». https://разговорыоважном.рф/31-03-2025/proizvedeniya/
А как вы думаете, смогли бы выполнить это задание школьники из другой страны, говорящие на другом языке?
Почему, как вы думаете, музыка Чайковского понятна людям разных стран, даже если они говорят на других языках?
Получается, что искусство объединяет людей. Вы согласны с этим?
Россия – страна с богатейшим культурным наследием. Мы гордимся нашей культурой. Во всем мире люди слушают произведения наших композиторов, читают книги наших писателей, любуются картинами наших художников. Вы обратили внимание на название нашего сегодняшнего разговора – «служение творчеством»?
П.И. Чайковскмй говорил своему другу Надежде фон Мекк: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».
В названии нашего разговора есть еще один вопрос: зачем людям искусство?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Произведения искусства позволяют людям прикоснуться к прекрасному, вдохновляют, отвечают на вопросы, заставляют задуматься. В искусстве, в том числе в музыке, каждый человек может найти что-то, что отзовется в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами.
Искусство помогает нам видеть красоту всего, что нас окружает. Но ведь красота может быть представлена не только на картинах и в музыкальных произведениях.
Давайте постараемся сейчас вспомнить, что есть на свете красивого, и каждый назовет по одному слову.
В эту игру можно играть бесконечно, потому что окружающий нас мир прекрасен!
А может быть красивым поступок? Приведите примеры.
А еще есть такое выражение – «красота души». Как вы это понимаете?
Помните, в интервью Ада Григорьевна сказала такую фразу: «Искусство будет продолжаться и будет развиваться столько, сколько существует человечество». Красота и искусство вечны, потому что они дарят людям свет и добро. А мы с вами будем и дальше стараться видеть красоту и добро, будем бережно относиться к произведениям искусства и учиться их понимать. Произведения искусства позволяют людям прикоснуться к прекрасному, вдохновляют, отвечают на вопросы, заставляют задуматься. В искусстве, в том числе в музыке, каждый человек может найти что-то, что отзовется в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами.
Россия – страна с богатейшим культурным наследием. Мы гордимся нашей культурой. Во всем мире люди слушают произведения наших композиторов, читают книги наших писателей, любуются картинами наших художников.
Согласны ли вы, что и композиторы, и писатели, и художники своим творчеством служат Родине? Помните, как называют человека, который любит свою Родину и служит ей?
Человека, который любит свою Родину и служит ей называют патриотом. Наш сегодняшний герой, Пётр Ильич Чайковский, был настоящим патриотом. Когда ему было 8 лет, он написал такое стихотворение:
А в вашей жизни какую роль играет музыка?
Находите ли вы в ней, как мечтал Петр Ильич, утешение и опору?
Что вы испытываете / чувствуете / думаете /вспоминаете, когда слушаете музыку?
• Какая музыка вам нравится?
• Почему в разные моменты жизни нам хочется слушать разную музыку?
• Почему люди не могут жить без музыки?
Искусство отражает жизнь, поэтому каждое новое поколение вносит в него свой вклад, свои мысли и чувства. Кто из вас следит за музыкальной модой? Скажите, быстро ли она меняется?
Но есть вещи, которые никогда не устаревают. Например, классическая музыка. Как вы думаете, в чем здесь секрет? Почему классическая музыка не подвержена влиянию моды?
Классическая музыка отражает нашу радость, печаль, вдохновение, надежду. Кроме того, в ней заложены гармония, красота и мастерство, которые никогда не утратят своей ценности. Настоящее искусство создается не для одного поколения, оно живет вечно.
Искусство – мост, который соединяет времена, страны и культуры. Оно учит нас понимать друг друга, вдохновляет, дарит красоту и глубину чувств. Мы с вами – часть этой культуры, и кто знает, может быть, среди вас есть будущие музыканты, художники, писатели или режиссеры, которые продолжат великие традиции российского искусства.
В заключение нашего занятия предлагаю вам
выполнить интерактивные задания!
1. Найди 7 видов музыкальных произведений,
которые написал П.И. Чайковский.
2. Соедини слова и узнай названия всемирно
Известных произведений П.И. Чайковского.
Ребята, как вы считаете, ответили ли мы
на вопросы, которые поставили в самом начале нашего разговора: Что такое творчество и искусство?
Почему люди не могут и не хотят жить без искусства?
Зачем людям искусство?
Можно ли служить Отечеству творчеством, искусством?