Сценарий занятия
РОССИЯ В МИРЕ
3–4 классы
13 февраля 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3 по теме
«РОССИЯ В МИРЕ»
Цель занятия: познакомить обучающихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, к сохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Планируемые результаты. Личностные:
осознавать, что природные и культурные богатства России являются
уникальными и неповторимыми;
испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многих процессов в мире.
Предметные:
проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей удивительной и уникальной стране. Россия – это союз многих народов и культур, это многие поколения учёных и писателей, воинов и обычных людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. И именно благодаря труду каждого из нас наша Россия становится сильнее и богаче.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Россия, как мы уже с вами знаем, самая большая по своей территории страна в мире. Чтобы добраться от Москвы до Владивостока на поезде, нам необходимо не менее 6 суток проехать по одной из самых протяжённых железных дорог в мире. За время поездки по России путешественники увидят множество населённых пунктов, рек и озёр. Назовите их. (Ответы детей).
Часть 2. Основная
- Конечно, прежде всего, россияне заботятся о развитии своей Родины, но очень часто достижения России становятся важными для всего мира. Как вы думаете, когда это происходит?
(Ответы детей: когда удаётся решить какую-то очень важную проблему, сделать очень важное открытие; когда кто-то делает что-то первым).
- Вы слышали такие слова: первооткрыватели, первопроходцы. Почему так говорят? Объясните. (Ответы детей).
Первооткрыватель – человек, первый открывший что-то новое, а первопроходцами называют людей, которые проложили новые пути, открыли новые земли. К началу 17 века благодаря усилиям первопроходцев к России были присоединены новые территории, основаны новые поселения, которые позже стали центрами Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Но наши соотечественники изучали не только территорию своей страны, но и далёкие неизвестные земли.
Два деревянных парусных шлюпа «Восток» и «Мирный» под управлением Беллинсгаузена и Лазарева совершили экспедицию к Южному полюсу и открыли неизвестный материк Антарктиду.
- Вы только представьте – вокруг высоченные айсберги, а наши мужественные и смелые моряки плывут на деревянных шлюпах!
Экспедиция опасалась попасть в ледяной капкан, поэтому на сушу моряки так и не высадились, но именно благодаря нашим мореплавателям были определены границы Антарктиды, составлена её карта. Официальной датой открытия Антарктиды считается 28 января 1820 года, когда «Восток» и
«Мирный» в первый раз подошли к ледовому континенту.
- Почему, хотя о существовании Антарктиды догадывались и до русской экспедиции, именно благодаря плаванию шлюпов «Восток» и «Мирный» было доказано существование нового континента?
(Ответы детей: наши моряки проплыли вокруг Антарктиды, составили карту Антарктиды).
- Какие качества проявили моряки во время своего плавания?
(Ответы детей: мужество, храбрость, смелость, потому что, чтобы не столкнуться с айсбергами, приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и опасная задача).
- Именем Беллинсгаузена названо море у берегов Антарктиды, большой ледник, имя Лазарева носит море у берегов Антарктиды, именами обоих мореплавателей названы полярные станции на Антарктиде. Рассмотрим карту, найдём на ней те имена, о которых мы говорили, узнаем и о других открытиях российских первопроходцев.
Интерактивное задание №1 «Русские имена на карте мира».
Содержание задания: расширение и закрепление представлений обучающихся о географических открытиях, сделанных российскими первопроходцами и учёными. На интерактивной карте выделены несколько точек: море Беллинсгаузена, остров Петра I, море Лазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив.
- Как называется водный путь вдоль северных берегов к Тихому океану?
(Ответы детей: Северный морской путь).
Верно. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. Чтобы суда могли круглый год доставлять грузы по самому короткому морскому пути из Атлантического океана в Тихий, Россия создала первый и самый крупный в мире ледокольный флот.
- А слышали ли вы о первых беспосадочных перелётах через Северный полюс?
- Давайте узнаем о бесстрашии наших лётчиков.(Ответы детей).
Демонстрация видео «Северный авиапуть» (дикторский текст).
В начале XX века наша страна создала самолёт, равных которому не было во всём мире. И наши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – первыми совершили перелёт через Северный полюс: из Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт длился 63 с половиной часа.
Не обошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не замёрзли – температура на борту самолёта была ниже нуля.
Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.
А уже через месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой рекорд – летел по прямой без посадок 10 тысяч километров через Северный полюс.
Полёты наших лётчиков стали легендарными, и теперь комфортные пассажирские самолёты успешно летают по новому пути.
Позже, в эру реактивной авиации, конструкторские разработки Андрея Туполева и Павла Сухого стали настоящим прорывом в будущее.
И до сих пор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» – создают образцы техники, которые можно назвать вершиной научной мысли современной авиации.
Почему эти полёты были невероятно сложными, с какими трудностями пришлось столкнуться лётчикам в полёте? Какие качества они проявили во время этого экстремального полёта? (Ответы детей).
- Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Лёд на замёрзших окнах, на крыле, на антеннах, нехватка кислорода…, но, несмотря на все трудности, Чкалов и его экипаж с задачей справились. Они стали первопроходцами авиапути через Северный полюс. И до сих пор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» продолжают славные традиции авиастроения.
- А какие открытия российских учёных вы ещё можете назвать? Вспомните наши занятия о Циолковском, Дне российской науки.
(Ответы детей).
- Самым первым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственного спутника Земли – Спутника №1. Именно этот небольшой шар открыл «космическую эру» в истории человечества. Мы гордимся, что наши российские учёные первыми создали космические корабли, а Юрий Гагарин – стал первым человеком в космосе. И в наши дни Россия продолжает активно участвовать в изучении космоса. Например, реализует масштабный проект – в особых природных условиях Амурской области строит космодром Восточный.
- Мы с вами уже убедились, что гордость страны – это её огромная территория, её природные богатства, выдающиеся люди. Славу страны создавали и те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас.
Россия известна в мире и своими спортивными достижениями. А кто-то из вас смотрел фильмы «Движение вверх», «Легенда №17», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»? Расскажите о них. (Ответы детей).
- «Легенда №17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия Харламова, а «Движение вверх» о том, как наша баскетбольная команда в решающем матче победила фаворита соревнований – американскую сборную. Наши спортсмены совершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точным броском мяча в кольцо, вырвали победу у противника. А лучшим вратарём ХХ века был признан Лев Иванович Яшин.
Наши спортсмены являются мировыми лидерами в художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта.
Особая гордость страны – это наша культура и искусство. Пушкин, Толстой, Чехов – это писатели, произведения которых вошли в золотой фонд мировой литературы. Рассмотрите афиши Большого театра. На каком языке они написаны? Что на них сообщается? Кто может прочитать?
(Ответы детей).
Это афиши выступлений артистов Большого театра. Большой театр – это гордость России, один из старейших и прославленных театров мира. Узнаем о нём более подробно.
Демонстрация видео «Культура. Большой театр» (дикторский текст).
Большой театр – гордость России. Один из самых знаменитых театров в нашей стране. Каждый день сюда приходят сотни зрителей, чтобы получить впечатления от актёрской игры и роскошных декораций.
Большой театр основан в 1776 год – по указу императрицы Екатерины
II. Сейчас ему больше 200 лет. Он меняется, но неизменным остаётся атмосфера танцевального и музыкального искусства.
Самые талантливые и знаменитые люди работали здесь: оперный певец Фёдор Шаляпин, композиторы Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович. Блистала на сцене Большого театра балерина Галина Уланова, которая прославила русский балет на весь мир.
Сейчас Большой театр – это более трёх тысяч человек: артисты оперы и балета, режиссёры, хореографы, дирижёры, художники и те, кто ежедневно делает посещение театра праздником для зрителя.
- Вспомним композиторов, о которых мы говорили на занятии «День музыки», и поговорим о спектаклях Большого театра. Чтобы вам было легче рассуждать о них, послушаем небольшие рассказы, подготовленные вашими одноклассниками.
Рассказчик 1:
Я расскажу о балете «Щелкунчик». Это новогодняя сказка, созданная на основе произведения Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В новогоднюю ночь девочка Мари получает в подарок Щелкунчика – игрушку, которая замечательно раскалывает орехи. Но девочка уверена, что Щелкунчик
– не просто игрушка. Он – смельчак, который не побоялся вступить в схватку с Мышиным королём и его мышами.
Музыку к балету создал композитор Чайковский. Петру Ильичу сказка очень нравилась, поэтому он с большим желанием взялся за создание музыки. Балет «Щелкунчик» идет в Большом театре уже более 100 лет. Его могли видеть и наши родители, и прабабушки, и прадедушки.
Рассказчик 2:
Я вам расскажу о балете «Лебединое озеро». Злой волшебник заколдовал прекрасную девушку Одетту. Теперь она днём превращается в лебедя, а ночью снова становится человеком. Вместе с другими заколдованными девушками Одетта живёт на лесном озере. Разрушить злые чары способна лишь искренняя и глубокая любовь принца, который увидел Одетту.
Музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Первый спектакль состоялся в 1877 году, то есть более 100 лет назад, но балет «Лебединое озеро» выдержал проверку временем и продолжает радовать зрителей.
Рассказчик 3.
Это было далёкое время. Шёл 1612 год. На русскую землю пришли воины-поляки, они несли с собой смерть, пожары, разорение. А в селе недалеко от города Костромы жил крестьянин Иван Сусанин, но в его село пришёл польский отряд, который искал русского царя Михаила. И задумал Сусанин заманить врагов в окружённую топкими болотами местность, где бы они погибли. Это сюжет оперы «Иван Сусанин», которая считается одной из самых лучших и великих произведений в музыкальном искусстве России. Музыку к ней написал русский композитор Михаил Иванович Глинка.
- Итак, о каких спектаклях Большого театра вы узнали? Чьи имена составили славу русского балета?
(Ответы детей). Часть 3. Заключительная
- Конечно, ребята, впереди у нас ещё много открытий и бесед, о нашей Родине, о её истории и культуре. Но, расскажите, о каких славных сынах и дочерях нашей страны вы узнали сегодня? Чем они вам запомнились?
(Ответы детей).
- Давайте мы ещё раз вспомним фамилии тех, кто труд своей жизни посвятил служению Родине.
Интерактивное задание №2 «Разгадай кроссворд».
- Обратите внимание, какое слово у нас получилось – Россия.
Мы живём в удивительной стране: самой большой в мире по площади, уникальной по природным и культурным объектам, с великой историей и мужественными людьми. Российским учёным принадлежат величайшие научные открытия, произведениями великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов восхищается весь мир.
И нам с вами важно осознавать эти особенности, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и преумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей страны, будущее России!
Живут в России разные Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, Другим степной простор.
У каждого народа Язык свой и наряд. А Родина – Россия У нас у всех одна.