СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном "Россия в мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3 по теме

«РОССИЯ В МИРЕ»

Цель занятия: познакомить обучающихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, к сохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.

Планируемые результаты. Личностные:

  • осознавать, что природные и культурные богатства России являются

уникальными и неповторимыми;

  • испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многих процессов в мире.

Предметные:

  • проявлять   активность    при    восприятии   и    оценке    текстовой    и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
  • строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
  • соблюдать правила ведения диалога.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном "Россия в мире"»










Сценарий занятия


РОССИЯ В МИРЕ

3–4 классы



















13 февраля 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3 по теме

«РОССИЯ В МИРЕ»

Цель занятия: познакомить обучающихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, к сохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.

Планируемые результаты. Личностные:
  • осознавать, что природные и культурные богатства России являются

уникальными и неповторимыми;

  • испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многих процессов в мире.

Предметные:
  • проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);

  • строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;

  • участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;

  • соблюдать правила ведения диалога.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей удивительной и уникальной стране. Россия – это союз многих народов и культур, это многие поколения учёных и писателей, воинов и обычных людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. И именно благодаря труду каждого из нас наша Россия становится сильнее и богаче.

Демонстрация выступления федерального спикера.

Россия, как мы уже с вами знаем, самая большая по своей территории страна в мире. Чтобы добраться от Москвы до Владивостока на поезде, нам необходимо не менее 6 суток проехать по одной из самых протяжённых железных дорог в мире. За время поездки по России путешественники увидят множество населённых пунктов, рек и озёр. Назовите их. (Ответы детей).

Часть 2. Основная

- Конечно, прежде всего, россияне заботятся о развитии своей Родины, но очень часто достижения России становятся важными для всего мира. Как вы думаете, когда это происходит?

(Ответы детей: когда удаётся решить какую-то очень важную проблему, сделать очень важное открытие; когда кто-то делает что-то первым).

- Вы слышали такие слова: первооткрыватели, первопроходцы. Почему так говорят? Объясните. (Ответы детей).

Первооткрыватель – человек, первый открывший что-то новое, а первопроходцами называют людей, которые проложили новые пути, открыли новые земли. К началу 17 века благодаря усилиям первопроходцев к России были присоединены новые территории, основаны новые поселения, которые позже стали центрами Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Но наши соотечественники изучали не только территорию своей страны, но и далёкие неизвестные земли.



Два деревянных парусных шлюпа «Восток» и «Мирный» под управлением Беллинсгаузена и Лазарева совершили экспедицию к Южному полюсу и открыли неизвестный материк Антарктиду.



- Вы только представьте – вокруг высоченные айсберги, а наши мужественные и смелые моряки плывут на деревянных шлюпах!


Экспедиция опасалась попасть в ледяной капкан, поэтому на сушу моряки так и не высадились, но именно благодаря нашим мореплавателям были определены границы Антарктиды, составлена её карта. Официальной датой открытия Антарктиды считается 28 января 1820 года, когда «Восток» и

«Мирный» в первый раз подошли к ледовому континенту.

- Почему, хотя о существовании Антарктиды догадывались и до русской экспедиции, именно благодаря плаванию шлюпов «Восток» и «Мирный» было доказано существование нового континента?

(Ответы детей: наши моряки проплыли вокруг Антарктиды, составили карту Антарктиды).

- Какие качества проявили моряки во время своего плавания?

(Ответы детей: мужество, храбрость, смелость, потому что, чтобы не столкнуться с айсбергами, приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и опасная задача).

- Именем Беллинсгаузена названо море у берегов Антарктиды, большой ледник, имя Лазарева носит море у берегов Антарктиды, именами обоих мореплавателей названы полярные станции на Антарктиде. Рассмотрим карту, найдём на ней те имена, о которых мы говорили, узнаем и о других открытиях российских первопроходцев.

Интерактивное задание №1 «Русские имена на карте мира».

Содержание задания: расширение и закрепление представлений обучающихся о географических открытиях, сделанных российскими первопроходцами и учёными. На интерактивной карте выделены несколько точек: море Беллинсгаузена, остров Петра I, море Лазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив.


- Как называется водный путь вдоль северных берегов к Тихому океану?

(Ответы детей: Северный морской путь).

Верно. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. Чтобы суда могли круглый год доставлять грузы по самому короткому морскому пути из Атлантического океана в Тихий, Россия создала первый и самый крупный в мире ледокольный флот.

- А слышали ли вы о первых беспосадочных перелётах через Северный полюс?

- Давайте узнаем о бесстрашии наших лётчиков.(Ответы детей).

Демонстрация видео «Северный авиапуть» (дикторский текст).

В начале XX века наша страна создала самолёт, равных которому не было во всём мире. И наши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – первыми совершили перелёт через Северный полюс: из Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт длился 63 с половиной часа.

Не обошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не замёрзли температура на борту самолёта была ниже нуля.

Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.

А уже через месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой рекорд – летел по прямой без посадок 10 тысяч километров через Северный полюс.

Полёты наших лётчиков стали легендарными, и теперь комфортные пассажирские самолёты успешно летают по новому пути.

Позже, в эру реактивной авиации, конструкторские разработки Андрея Туполева и Павла Сухого стали настоящим прорывом в будущее.

И до сих пор российские компании «Сухой», «Туполев», «МиГ» создают образцы техники, которые можно назвать вершиной научной мысли современной авиации.

Почему эти полёты были невероятно сложными, с какими трудностями пришлось столкнуться лётчикам в полёте? Какие качества они проявили во время этого экстремального полёта? (Ответы детей).

- Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Лёд на замёрзших окнах, на крыле, на антеннах, нехватка кислорода…, но, несмотря на все трудности, Чкалов и его экипаж с задачей справились. Они стали первопроходцами авиапути через Северный полюс. И до сих пор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» продолжают славные традиции авиастроения.

- А какие открытия российских учёных вы ещё можете назвать? Вспомните наши занятия о Циолковском, Дне российской науки.

(Ответы детей).

- Самым первым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственного спутника Земли – Спутника №1. Именно этот небольшой шар открыл «космическую эру» в истории человечества. Мы гордимся, что наши российские учёные первыми создали космические корабли, а Юрий Гагарин – стал первым человеком в космосе. И в наши дни Россия продолжает активно участвовать в изучении космоса. Например, реализует масштабный проект – в особых природных условиях Амурской области строит космодром Восточный.

- Мы с вами уже убедились, что гордость страны – это её огромная территория, её природные богатства, выдающиеся люди. Славу страны создавали и те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас.

Россия известна в мире и своими спортивными достижениями. А кто-то из вас смотрел фильмы «Движение вверх», «Легенда №17», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»? Расскажите о них. (Ответы детей).

- «Легенда №17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия Харламова, а «Движение вверх» о том, как наша баскетбольная команда в решающем матче победила фаворита соревнований – американскую сборную. Наши спортсмены совершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точным броском мяча в кольцо, вырвали победу у противника. А лучшим вратарём ХХ века был признан Лев Иванович Яшин.

Наши спортсмены являются мировыми лидерами в художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта.

Особая гордость страны – это наша культура и искусство. Пушкин, Толстой, Чехов – это писатели, произведения которых вошли в золотой фонд мировой литературы. Рассмотрите афиши Большого театра. На каком языке они написаны? Что на них сообщается? Кто может прочитать?

(Ответы детей).


Это афиши выступлений артистов Большого театра. Большой театр – это гордость России, один из старейших и прославленных театров мира. Узнаем о нём более подробно.

Демонстрация видео «Культура. Большой театр» (дикторский текст).

Большой театр гордость России. Один из самых знаменитых театров в нашей стране. Каждый день сюда приходят сотни зрителей, чтобы получить впечатления от актёрской игры и роскошных декораций.

Большой театр основан в 1776 год по указу императрицы Екатерины

II. Сейчас ему больше 200 лет. Он меняется, но неизменным остаётся атмосфера танцевального и музыкального искусства.

Самые талантливые и знаменитые люди работали здесь: оперный певец Фёдор Шаляпин, композиторы Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович. Блистала на сцене Большого театра балерина Галина Уланова, которая прославила русский балет на весь мир.

Сейчас Большой театр это более трёх тысяч человек: артисты оперы и балета, режиссёры, хореографы, дирижёры, художники и те, кто ежедневно делает посещение театра праздником для зрителя.

- Вспомним композиторов, о которых мы говорили на занятии «День музыки», и поговорим о спектаклях Большого театра. Чтобы вам было легче рассуждать о них, послушаем небольшие рассказы, подготовленные вашими одноклассниками.

Рассказчик 1:

Я расскажу о балете «Щелкунчик». Это новогодняя сказка, созданная на основе произведения Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В новогоднюю ночь девочка Мари получает в подарок Щелкунчика – игрушку, которая замечательно раскалывает орехи. Но девочка уверена, что Щелкунчик

– не просто игрушка. Он – смельчак, который не побоялся вступить в схватку с Мышиным королём и его мышами.

Музыку к балету создал композитор Чайковский. Петру Ильичу сказка очень нравилась, поэтому он с большим желанием взялся за создание музыки. Балет «Щелкунчик» идет в Большом театре уже более 100 лет. Его могли видеть и наши родители, и прабабушки, и прадедушки.

Рассказчик 2:

Я вам расскажу о балете «Лебединое озеро». Злой волшебник заколдовал прекрасную девушку Одетту. Теперь она днём превращается в лебедя, а ночью снова становится человеком. Вместе с другими заколдованными девушками Одетта живёт на лесном озере. Разрушить злые чары способна лишь искренняя и глубокая любовь принца, который увидел Одетту.

Музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Первый спектакль состоялся в 1877 году, то есть более 100 лет назад, но балет «Лебединое озеро» выдержал проверку временем и продолжает радовать зрителей.

Рассказчик 3.

Это было далёкое время. Шёл 1612 год. На русскую землю пришли воины-поляки, они несли с собой смерть, пожары, разорение. А в селе недалеко от города Костромы жил крестьянин Иван Сусанин, но в его село пришёл польский отряд, который искал русского царя Михаила. И задумал Сусанин заманить врагов в окружённую топкими болотами местность, где бы они погибли. Это сюжет оперы «Иван Сусанин», которая считается одной из самых лучших и великих произведений в музыкальном искусстве России. Музыку к ней написал русский композитор Михаил Иванович Глинка.

- Итак, о каких спектаклях Большого театра вы узнали? Чьи имена составили славу русского балета? (Ответы детей). Часть 3. Заключительная

- Конечно, ребята, впереди у нас ещё много открытий и бесед, о нашей Родине, о её истории и культуре. Но, расскажите, о каких славных сынах и дочерях нашей страны вы узнали сегодня? Чем они вам запомнились?

(Ответы детей).

- Давайте мы ещё раз вспомним фамилии тех, кто труд своей жизни посвятил служению Родине.

Интерактивное задание №2 «Разгадай кроссворд».


- Обратите внимание, какое слово у нас получилось – Россия.

Мы живём в удивительной стране: самой большой в мире по площади, уникальной по природным и культурным объектам, с великой историей и мужественными людьми. Российским учёным принадлежат величайшие научные открытия, произведениями великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов восхищается весь мир.

И нам с вами важно осознавать эти особенности, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и преумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей страны, будущее России!

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, Другим степной простор.

У каждого народа Язык свой и наряд. А Родина – Россия У нас у всех одна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!