СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8-9 классов по теме «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ», 12.12.22 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8-9 классов по теме  «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ», 12.12.22 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8-9 классов по теме «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ», 12.12.22 г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Цель: сформировать у обучающихся представление о Конституции Российской Федерации как об основном законе страны, содержащем основополагающие юридические нормы, на которых основана российская государственность, строятся отношения между властью, обществом и личностью; о соблюдении прав и выполнении обязанностей каждым гражданином вне зависимости от его социального положения.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеофрагмента, включает в себя анализ визуальной и текстовой информации.

Комплект материалов:

– сценарий,

– методические рекомендации,

– видеоролик,

–комплект интерактивных заданий.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Видеообращение В.И. Матвиенко. Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика, беседа.

Часть 2. Основная.

Информация об исторических и юридических фактах, касающихся Конституции России; постановка проблемы, выполнение заданий. Тематическая беседа.

Часть 3. Заключение.

Итоговая рефлексия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут)

Учитель. Сегодня 12 декабря, и мы говорим о главном законе нашей страны – о Конституции Российской Федерации.

Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.

Демонстрация видеообращения В.И. Матвиенко.

Учитель. Конституция Российской Федерации была принята почти 30 лет назад, в 1993 году.

Как вы полагаете, 30 лет для Конституции страны – это много или мало?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, верно, по сравнению с вашим возрастом – много, но по сравнению с возрастом нашей страны – это совсем мало.

Предлагаю посмотреть видеоролик об основных положениях Конституции Российской Федерации и ответить на вопрос – какова ее роль в жизни нашего государства.

Просмотр видеоролика (дикторский текст)

Конституция Российской Федерации — это Основной закон нашей страны. Она была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Прежние Конституции принимались государственными органами, например, Всероссийским съездом Советов в 1918 году. Действующая Конституция впервые в истории страны была принята самым демократическим способом: народ выразил своё согласие путём голосования.

В июле 2020 года российский народ одобрил поправки в Основной закон. В частности, было установлено, что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство». Была внесена поправка, которая касается всех детей в нашей стране. Так, в статье 67.1 сказано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».

Конституция России гарантирует права человека. Они принадлежат каждому из нас с рождения. Главное из этих прав — право на жизнь. Важны и другие права: на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну или право выбирать любую религию или не исповедовать никакой.

Российские граждане могут вступать в общественные организации, заниматься творчеством, участвовать в политической жизни страны, свободно использовать свои знания и имущество для предпринимательской деятельности, свободно трудиться, создавать семью, пользоваться медицинской помощью, иметь социальную поддержку в старости.

Конституция определяет и обязанности гражданина. В первую очередь, это обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы нашей страны; уважать права и свободы других лиц; получать основное общее образование; сохранять природу и окружающую среду; защищать Отечество.

Важная часть Конституции связана с установлением порядка и полномочий высших органов власти. В основе такого порядка лежит принцип разделения властей. Так, Федеральное Собрание — законодательная власть, Правительство Российской Федерации — исполнительная власть, Конституционный, Верховный суд — судебная. Все ветви власти взаимодействуют между собой и призваны защищать права и свободы граждан России.

Конституция закрепляет особенное положение Президента Российской Федерации. Он — глава государства, гарант соблюдения Конституции и защиты прав человека. Российские граждане надёжно защищены Основным законом.

Учитель. Повторю свой вопрос – какую роль Конституция играет в жизни нашей страны?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная (до 20 минут)

Учитель. Ребята, какие права человека, закрепленные в Конституции России, на ваш взгляд, являются самыми главными? Почему именно они?

(Ответы обучающихся)

Работа с интерактивным заданием № 1.

Учитель. Ребята, давайте попробуем поразмышлять. Что произойдет, если вдруг какая-то из статей исчезнет из Конституции? Все ли в нашей жизни останется по-прежнему?

Учитель открывает интерактивное задание. При нажатии кнопки «Стоп» статья «Право на образование» выходит на передний план.

Вопрос 1.

Учитель. Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 43, п. 1. Каждый имеет право на образование.)

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран:

Появится много безграмотных людей. Технический прогресс откатится на много лет назад.

Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на отдых» выходит на передний план.

Вопрос 2.

Учитель. Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 37, п. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск).

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран:

Без гарантированного еженедельного и ежегодного отдыха люди будут сильно уставать и терять здоровье. Понизится работоспособность и качество выполняемой работы.

Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на благоприятную окружающую среду» выходит на передний план.

Вопрос 3.

Учитель. Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением).

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран:

Ухудшится состояние окружающей среды и, как следствие, ухудшится здоровье людей.

Учитель. Конституция Российской Федерации закрепляет не только права, но и обязанности граждан, которые также должны неукоснительно выполняться. Какие обязанности отражены в Конституции Российской Федерации?

Важно, чтобы были названы ответственность гражданина за природу своей страны, за защиту границ своей Родины, за сбережение культурного наследия и т.д.

На экране список ситуаций:

1) Анатолий Васильевич устроился на новую работу.

2) Надежда Геннадьевна получает медицинскую помощь в поликлинике.

3) Предприниматель Василий уплатил налоги.

4) Валентина Петровна посещает храм.

5) Учащиеся школы заботятся о сохранении памятника истории их края.

6) Жители города получили информацию о состоянии окружающей среды.

7) В семье Петровых родители купили сыну книгу по истории России.

8) Артем после призывной комиссии служит в военно-космических силах России.


Учитель. Ребята, перед вами ряд ситуаций, ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие из них относятся к правам, а какие к обязанностям гражданина.

Ответы (для учителя):

Учитель просит обучающихся приводить в качестве аргументов статьи Конституции Российской Федерации.

Учитель. Хочу привести вам цитату Президента России В.В. Путина о Конституции: «Это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ».

Как вы считаете, почему в Конституцию вносятся поправки? Почему Конституция может и должна меняться?

Важно подвести детей к утверждению: в стране происходят изменения, меняется жизнь людей, присоединяются новые территории...

Учитель. А какие поправки были внесены в Конституцию в 2022 году?

Ответы обучающихся.

Учитель (в дополнение к ответам): недавно состоялось вступление новых субъектов в состав Российской Федерации, что уже закреплено в Конституции Российской Федерации. Этими субъектами являются Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области.

Работа с интерактивным заданием №2.

Учитель. Ребята, ежегодно 12 декабря в честь Дня Конституции проходит всероссийский тест на знание Конституции Российской Федерации, в котором могут принять участие все желающие.

Проверить свои знания вы можете сегодня в течение дня, а сейчас я предлагаю в командном формате пройти часть теста предыдущих.

Учитель делит обучающихся на 2 или 4 команды. Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ присваивается один балл. Если команда дала верный ответ, то он подсвечивается зелёным цветом и появляется выдержка из конкретной статьи Конституции России, подтверждающая ответ.

Если команда дала неверный ответ, то он подсвечивается красным цветом, при этом есть возможность посмотреть верный вариант ответа.

1. Что в переводе с латинского означает слово «Конституция»?

• Государство

• Возделывание

• Порядок

Устройство

Ответ:

В переводе с латинского языка слово "constitutio" означает "установление", "учреждение", "устройство"

2. Согласно 1 статье Конституции Российской Федерации, Россия — государство с формой правления:

• Монархической

• Демократической

Республиканской

• Федеративной

Ответ:

Статья 1 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

3. Перечислите субъекты Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, имеющие равные права:

Республика, край, область, автономная область, автономный округ, город федерального значения

• Республика, край, область, автономный округ, город федерального значения

• Республика, область, автономная область, город федерального значения

• Республика, край, область

Ответ:

Статья 5 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации».

4. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Что из перечисленного является обязанностью государства?

• понимание, принятие и прощение прав и свобод человека и гражданина

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

• соблюдение, разъяснение и регулирование прав и свобод человека и гражданина

Ответ:

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

5. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

• Народную, президентскую и исполнительную.

Законодательную, исполнительную и судебную.

• Демократическую, коммунистическую и либеральную.

• Царскую, боярскую и сенат.

Ответ:

Статья 5 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

6. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, основное общее образование обязательно в России. Кто обеспечивает для детей эту обязанность?

● Государство

Родители и лица, их заменяющие

● Образовательные учреждения и учителя

● Фонды и потенциальные работодатели

Ответ:

Статья 43 пункт 4 гласит: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

7. Что, согласно Конституции Российской Федерации, является государственными символами России?

• Флаг, Текст Конституции Российской Федерации, Бланк Банка России

• Президентский штандарт, Гимн, Герб

Флаг, Гимн, Герб

• Президентская Фанфара, Ядерный чемоданчик Президента Российской Федерации, Корона Российской Империи

Ответ:

Статья 70 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».

8. Согласно Конституции Российской Федерации, для каждого гражданина России сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является:

● Правом

● Международным пактом

Обязанностью

● Прерогативой

Ответ:

Статья 58 гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Учитель. Молодцы! Наши поздравления победителям!

Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, предлагаю подвести итог нашего сегодняшнего разговора.

Учитель использует форму работы «Кластер». Посередине доски учитель пишет слово «Конституция» и предлагает школьникам в формате «мозгового штурма» назвать понятия, которые для них связаны со словом Конституция. Все названные слова учитель записывает на доске вокруг ключевого слова.

Учитель. В завершение нашего занятия предлагаю вам продолжить фразу:

я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития нашей страны, так как…

− из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!