Разговоры о важном
Сценарий занятия
165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
5-7 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра»
19 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Невозможное сегодня станет возможным завтра»
Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также показ видеофильма, использование презентации, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-method_recom.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-presentation.pdf
7 карточек для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать 4 из них - те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам),
комплект интерактивных заданий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-57-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/57/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-57-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/57/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-instruction.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-dop1.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/tsiolkovsky_qr-code_59.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-poster.jpg
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная.
Во вступительном слове учитель обозначает основной посыл занятия: «мечта - это сила, это смысл жизни». В интерактивной игре учащиеся вспоминают информацию, связанную с освоением космоса, что позволит сформулировать цель занятия.
Показ видеоролика.
Часть 2. Основная.
Работа в группах
Работа с карточками, описывающими биографии известных ученых, чья жизнь была связана с космосом, космическими исследованиями.
Беседа
Продолжение разговора - уже в свободной форме - о мечте и героизме (см. методические рекомендации).
Часть 3. Заключение.
Итоговая рефлексия, краткое повторение основных вопросов материала занятия.
СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 10 минут).
Вступительное слово учителя.
«Невозможное сегодня станет возможным завтра». Это слова великого русского ученого К.Э. Циолковского.
Мечта - это наши мысли-желания, которые кажутся нам недоступными и невозможными, но на первый взгляд. Мечта - это сила, это смысл жизни, это интерес к жизни, это наш «мотиватор». Мечта - это самое ценное, что есть у человека, она наполняет его жизнь смыслом.
Мечта - это идея, дающая нам возможность иметь представление о том, какую жизнь мы хотим себе построить. Мечта - это первый шаг к цели! Не будет мечты, не будет цели и не будет движения вперед на пути к своему счастью. Я думаю, для каждого есть свое определение - что такое мечта. Только мечты способны заставить человека совершить невозможное, это они зажигают в наших душах пламя надежды и веры в себя. Самые грандиозные открытия сделаны людьми, умеющими мечтать, все самые великие произведения искусства созданы великими мечтателями.
Учитель проводит викторину (количество вопросов определяет учитель), которая поможет детям сформулировать тему занятия.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ №1.
Викторина «Что? Где? Когда?»
Когда и в какой стране был запущен первый искусственный спутник Земли?
4 октября 1957 г. в СССР.
16 июля 1969 г. в США.
12 апреля 1961 г. в СССР.
24 апреля 1970 г. в Китае.
Когда был осуществлён первый космический полёт с человеком на борту? Кто был первым космонавтом?
12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин.
20 июля, Нил Армстронг.
6 августа, Герман Степанович Титов.
18 марта, Алексей Архипович Леонов.
Как спят космонавты? Нужны ли космонавтам в полете постельные принадлежности?
Не нужны, так как они спят в состоянии невесомости, пристёгнутыми к креслу.
Нужны, так как они спят в криосне в специальной камере с кроватью
Кто считается отцом космонавтики?
(Циолковский)
Как называли первый космический корабль?
(Восток)
Кто был конструктором первого космического корабля?
(Сергей Павлович Королёв)
К какому событию приурочено празднование международного Дня космонавтики?
Первый полет человека в космос
Первый полет космического корабля в космос.
Первый полет на Луну.
Вывод первого искусственного спутника Земли на орбиту.
В чём заключается разница между метеором и метеоритом?
Метеоры - это явление сгорания космических частиц в воздухе.
Метеорит - остаток метеорного тела на земле, не сгоревший в
воздухе.
Метеоры - небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по орбите в виде конического сечения.
Метеорит - тело космического происхождения, достигшее поверхности Земли.
Метеоры - углубление, появившееся на поверхности небесного тела при падении тела меньшего размера. Метеорит - твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли.
9.Когда день равен ночи?
21 марта.
21 сентября.
31 декабря.
31 октября.
Спасибо вам за ваши ответы. Действительно, мы сегодня будем говорить о людях, которые мечтали о космосе. Это люди жили в разное время, занимали разное положение в обществе, у них были разные профессии. Их объединяла любовь к Родине и стремление постичь тайны природы!
Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент, связанный с этой темой.
Демонстрация видео (дикторский текст)
Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошел в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.
Кто же помог осуществить мечту о космосе?
Выдающийся русский ученый и изобретатель К.Э. Циолковский. Именно он разработал теорию межпланетных полётов, являясь основателем ракетостроения.
Интересно, что в детстве после перенесенной скарлатины Циолковский почти полностью потерял слух, учился самостоятельно; экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику в Калуге.
Научные труды Циолковского посвящены космическим ракетам и полётам в космос. Учёный предложил особое ракетное топливо, разработал модели ракет, предложил создавать орбитальные космические станции.
Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма», «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему предложили вступить в Русское физико-химическое общество.
Г лавным проектом Циолковского в тот момент был дирижабль.
Интерес к полетам над землей у Циолковского перерос в любовь к звездам, к далеким галактикам. В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса.
В сентябре 1935 года Циолковский скончался, но за несколько месяцев до этого выступил на радио перед слушателями и выразил уверенность в том, что космические путешествия будут осуществлены и что многие радиослушатели будут свидетелями освоения космического пространства.
... 4 октября 1957 года весь мир облетело сообщение: в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли. Эта дата стала началом космической эры.
Именно об этом так долго мечтал К.Э. Циолковский!
Часть 2. Основная (до 15 минут)
Учитель: Итак, какой, по-вашему, может быть тема сегодняшнего занятия?
Ответы учеников
Учитель: Верно. Сегодня мы постараемся понять, почему космические достижения так важны не только для нашей страны, но и во всем мире; какую роль в нашей жизни играют достижения знаменитых ученых и конструкторов, внесших неоценимый вклад в развитие науки и техники.
Работа в группах
Учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с героями освоения космоса. Для этого им организуется работа в группах с карточками (см. методические рекомендации).
Работа проводится в 4 группах, каждая из которых получает карточку с краткой историей одного из известных людей: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, Г.И. Падалка, К.П. Феоктистов, Д.В. Матвеев (учитель заранее их выбирает). Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочитать свою историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу.
Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы. Представители от каждой группы отвечают на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы - тот, который показался им наиболее важным и интересным.
Рекомендации по организации обсуждения итогов групповой работы. Учитель предлагает всему классу познакомиться с наиболее яркими биографиями, а представителям от каждой группы ответить на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы - тот, который показался им наиболее важным и интересным. Если у других ребят появится желание что-то добавить к ответам или высказать альтернативную точку зрения, учитель должен предоставить им возможность высказаться.
Беседа-дискуссия
Учитель предлагает продолжить разговор - уже в свободной форме - о мечте и героизме (см. методические рекомендации). Возможные вопросы для беседы:
Как вы думаете, что движет человеком, совершающим такие поступки, которые совершали те герои, о которых мы только что говорили?
Как мечта может побудить человека совершить героический поступок во имя науки и Родины?
Героизм - это всегда преодоление себя?
Нужно ли преодолевать себя на пути к мечте?
Нужно ли ради мечты идти на риск, на жертвы?
Рекомендации по организации общей беседы. После обсуждения всех 4х сюжетов учитель организует беседу в свободной форме о мечте и героизме. Среди предлагаемых в сценарии занятия вопросов для беседы есть такой: «Нужно ли ради мечты идти на риск, на жертвы?»
Этому сложному вопросу можно уделить особое внимание, дав ребятам больше возможности высказаться по его поводу. Возможно, в процессе беседы они смогут различить мечту и героизм ради других и ради собственной славы, затронуть вопросы скромности, социальной ориентированности подлинного героизма.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ № 2
«Портфель исследователя космоса» (классификация).
Какими качествами должен обладать исследователь космического пространства? Соберите в одной части экрана, те, которые, по вашему мнению, необходимы космонавту.
Мужество, смелость, честность, образованность, патриотизм, любознательность, тренированность, скромность.
(Дополнительные слова)
Недоверчивость, себялюбие, зазнайство, болтливость, смешливость.
Часть 3. Заключение (до 5 минут)
Итоговая рефлексия
Учитель возвращает детей к теме занятия:
- Наша наука за последнее столетие совершила немыслимый рывок вперед. То, что было мечтой для К.Э. Циолковского, стало для нас реальностью.
Учитель предлагает детям подвести небольшой итог разговора. Здесь можно использовать прием незаконченного тезиса: учитель начинает фразу, а кто-то из детей ее продолжает. Например:
из рассказанных сегодня историй в моем сердце больше всего отозвалась...
я думаю, что мечта - это в первую очередь...
когда произносят слова «навстречу мечте», то я представляю себе...
если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его...
Разговоры о важном
Методические рекомендации
165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
5-7 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра»
19 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Невозможное сегодня станет возможным завтра»
Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие
предполагает также использование видеофильма, презентации, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-method_recom.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-presentation.pdf
7 карточек для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать 4 из них - те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам),
комплект интерактивных заданий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-57-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/57/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-57-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/57/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-instruction.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-dop1.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/tsiolkovsky_qr-code_59.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-57-poster.jpg
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная.
Общие рекомендации. Занятие посвящено подвигу людей во имя науки. Их достижения помогли человечеству сделать шаг вперед в деле освоения природы, открытия ее законов. На фоне исторических событий и судеб людей, чей долг - постижение тайн природы, учитель сможет поговорить с детьми о героизме ради развития науки и процветания Родины. Занятие позволит школьникам понять, что героизм - это качество, присущее не только людям, защищающим Родину с оружием в руках, но и людям самых мирных профессий, некоторые из них далеки от политики, власти. Их борьба - борьба во имя познания. Что же двигало этими людьми? Мечта. Мечта о неизведанном и непознанном. А еще вера. Вера в то, что их открытия, дела, труд помогут им приблизить человечество к прекрасному будущему. Занятие ориентировано на 5-7 классы, в связи с чем оно будет предполагать не только возможность ознакомления школьников с воспитывающей информацией (посредством презентации или рассказа учителя), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.
Мотивационная часть занятия предполагает мини-рассказ учителя о том, что такое мечта. Данный текст может быть адаптирован учителем как для самого себя, так и для класса, возможна актуализация текста с опорой на внутреннюю жизнь классного коллектива.
Количество вопросов викторины, которая следует за вступительной беседой, определяется учителем.
Часть 2. Основная.
Рекомендации по организации работы в группах. После мотивирующей части и исторической справки учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с судьбами людей, внесших огромный вклад в освоение космоса. Для этого организуется работа в 4 группах, каждая из которых получает карточку с краткой историей одного из известных людей (учитель заранее выбирает их из 6 предложенных ниже). Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочитать эту историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу.
Карточка 1
«Ученый-самоучка». Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Он рос непоседой: лазил по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты. Зимой 1868 года заболел скарлатиной и из-за осложнений почти полностью оглох. Мальчик замкнулся и стал мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счет силы пара. Константин пытался учиться в обычной школе, но не преуспел. Через три года Циолковского отчислили за неуспеваемость. Ни в каком образовательном заведении он более не учился и остался самоучкой.
В Москве он не стал поступать в Высшее техническое училище. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку — Чертковскую — и углубился в самостоятельное изучение наук.
Позже Константин стал давать частные уроки. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, часто объяснял предмет на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя- чудака.
В 1878 году Циолковские вернулись в Рязань. Константин снял комнату и вновь засел за книги: изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. Спустя год он экстерном сдал экзамены в Первой гимназии и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск в Калужской губернии.
Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему предложили вступить в Русское физико-химическое общество. На приглашение Циолковский не ответил: ему было нечем платить членские взносы.
Главным проектом Циолковского в это время был дирижабль. Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал.
Интерес к полетам над землей у Циолковского угас — его заинтересовали звезды. В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса.
Вопросы для обсуждения в группе
К.Э. Циолковский не имел фундаментального образования. Как вы думаете, почему у него получилось добиться таких результатов?
Как вы думаете, почему его стремлению к звездам не помешали ни бедность, ни глухота, ни изолированность от отечественного научного сообщества?
Что в этой истории поразило вас больше всего?
Карточка 2
«Через тернии к звездам». Сергей Павлович Королев.
Сергей Павлович родился в январе 1907 года, в городе Житомир.
Отец его, Павел Яковлевич, был простым учителем, в школе он преподавал русскую словесность. Мать Мария Николаевна Москаленко тоже была учителем. Будучи ребенком, Сергей отличался от сверстников своей тягой к технике. Тяга эта была не лишена таланта. А увлечение, помноженное на талант, всегда дает большие плоды. Так вышло и с Королевым. В 17 лет он разработал проект своего первого летательного аппарата - безмоторный самолет.
В 1924 году Сергей Королев поступает в Киевский политехнический институт на факультет авиационной техники. За два года учебы освоил все общие инженерные предметы. В 1926 году он переехал в Москву и продолжил учебу в МВТУ - Московском высшем техническом училище.
Во время своего обучения Сергей Павлович зарекомендовал себя как талантливый конструктор.
Судьба у СП. Королева была сложной.
В 1938 году он попадает в тюрьму по ложному обвинению. Через два года государству все же понадобились его услуги. Находясь в заключении, он принимал большое участие в создание «ТУ-2».
В 1946 году Сергей Павлович был назначен главным конструктором баллистических ракет. Он в кратчайшие сроки разработал несколько поколений баллистических ракет, которые в лучшую сторону отличались от своих аналогов.
Следующим шагом в его жизни была разработка ракетоносителя для атомных боеголовок. С этим заданием он блестяще справился. В 1956 году на вооружение была принята первая ракета отечественного производства с ядерной боеголовкой.
В дальнейшем разработки в этом направлении не прекращались и Королеву удалось создать несколько модификаций.
Вскоре в СССР началась программа по освоению космоса. Сергей Павлович создал первый в мировой истории пилотируемый космический корабль. Название корабля - «Восток».
Вопросы для обсуждения в группе
В чем вы видите подвиг ученого?
Как вы полагаете, что помогало С. Королеву преодолевать многочисленные трудности?
В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм выдающегося ученого?
Карточка 3
«Космонавт № 1». Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Алексеевич родился в деревне Клушино. У Гагариных было четверо детей: Валентин, Зоя, Юрий и Борис.
Кончалось жаркое лето 1941 года. Юра был ещё мал. Слово "война", которое всполошило взрослых, казалось ему непонятным.
По ночам Клушино просыпалось от гула моторов и далёких всполохов: немецкие бомбардировщики летели на Москву.
Однажды днём, прямо над крышами Клушина, прошли два советских самолёта. Один из них был подбит. Летчик едва успел посадить машину на луг, как она разломилась надвое. Мальчишки в считанные минуты оказались на лугу. Вдруг небо наполнилось гулом: второй самолёт возвращался на выручку товарищу. Мальчишки слышали, как лётчики говорили между собой, что фашистам дорого обошёлся этот исковерканный самолёт! Оба были деловиты и собранны. Юрий ощутил в них особую сноровку. Лётчики благополучно поднялись в воздух. Тень их самолёта проворно побежала по лугу. Юра долго стоял, задрав голову. Ах, если бы взлететь вместе с ними!
Фашисты ворвались в Клушино ранним утром на трескучих мотоциклах. Крайнюю гагаринскую избу гитлеровцы заняли сразу. Две зимы "под немцем" тяжело легли на семью Гагариных. Отец и мать переносили несчастье стойко: они не угодничали перед врагом. Детей учили отличать зло от добра и следовать только добру! Добром в годы войны было одно: верность Родине.
В 1943 году 9 марта, как раз в тот день, когда Юре Гагарину исполнилось девять лет, советские войска освободили деревню Клушино.
Скоро семья Гагариных перебралась в город. Юрий поступил в ремесленное училище в группу литейщиков. Ремесленники день сидели за партой, а день работали на заводе. В училище хвалили способности и прилежание Юры.
Как лучшего ученика его от правили в техникум в Саратов. Именно в Саратове Гагарин сделал первый шаг в сторону космоса: его зачислили курсантом в аэроклуб. После напряжённого дня учёбы, прикорнув лишь часика на два, он с полуночи караулил на пустой улице автобус, чтобы вовремя попасть на учебный аэродром. Полёты начинались на рассвете. Впервые оторвавшись от земли, Г агарин ощутил восторг. О, эти первые сотни метров полёта, почти такие же удивительные, как впоследствии его рывок в космос! С земли внимательно следил инструктор. Ещё одним лётчиком стало больше!
Вопросы для обсуждения в группе
Как вы думаете, чем руководствовался Ю. Гагарин, когда решился записаться в аэроклуб?
Какую роль в становлении характера Юрия сыграло его военное детство?
В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм Ю. Гагарина?
Карточка 4
«Позывной - «Чайка». Валентина Владимировна Терешкова.
Валентина Владимировна родилась в деревне под Ярославлем в крестьянской семье выходцев из Белоруссии.
Отец - Владимир Терешков, тракторист по профессии, был призван в армию и пропал без вести на советско-финской войне, когда Вале было всего 2 года. Матери Елене Федоровне было очень тяжело растить троих детей на зарплату работницы ткацкой фабрики. Поэтому Валентина, чтобы помочь семье, после семи классов пошла работать браслетчицей на Ярославский шинный завод.
В свои 20 лет Валентина стала региональной чемпионкой по прыжкам с парашютом, выполнив 90 прыжков. Но не только ее опыт в парашютном спорте сыграл свою роль при выборе для пилотирования космического корабля среди других претенденток. Терешкова была членом комсомола и вела активную общественную деятельность.
И в 26 лет, на 10 лет младше, чем самый молодой из первого отряда американских астронавтов, Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе.
Вплоть до запуска вся миссия была засекречена. В день полета Терешкова сказала своей семье, что уезжает участвовать в соревнованиях по парашютному спорту. Мать Валентины узнала об истинном местонахождении дочери только по радио, пока Терешкова выходила на орбиту Земли.
«Чайка» (позывной Валентины Терешковой) провела в космосе почти трое суток - 70 часов 50 минут, пролетев вокруг Земли 48 раз.
После своего триумфального полета Валентина Владимировна Терешкова стала всемирной знаменитостью. С конца 60-х годов и почти 20 лет она возглавляла Комитет советских женщин - организацию, созданную для объединения усилий женщин СССР и других стран в борьбе за мир и безопасность между народами.
В современной России космонавт в отставке Валентина Терешкова была избрана в Государственную думу.
На встрече главы государства Владимира Путина, посвященной 50летней годовщине полета в космос первой женщины-космонавта, Валентина Владимировна Терешкова получила от президента одну из самых высоких российских наград - орден Александра Невского.
Именем Терешковой назван кратер на Луне, а ее позывной в космосе «Чайка» носит малая планета. В 2000 году Международная ассоциация «Женщины года» признала Валентину Терешкову величайшей женщиной XX века.
Вопросы для обсуждения в группе:
Как вы думаете, почему у самой обычной девушки появилась мечта стать космонавтом?
Как вы думаете, что помогало В. Терешковой идти к цели?
В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм именно этого человека - Валентины Терешковой?
Карточка 5
«Нелетная фамилия». Геннадий Иванович Падалка.
В далеком 1988 году в авиационный полк ВВС Дальневосточного военного округа, где старшим летчиком служил капитан, военный летчик первого класса Геннадий Иванович Падалка, приехала комиссия из Москвы.
Среди членов этой комиссии нельзя было не узнать героя-космонавта, первым в мире вышедшего из корабля в открытый космос, генерал-майора Алексея Архиповича Леонова. Именно он собрал лучших летчиков полка и предложил им попробовать стать космонавтами.
Для Геннадия это предложение оказалось неожиданным. С детства мечтая стать летчиком, он добился своего. После средней школы он поступил в Ейское высшее военное авиационное училище. Там он стал истребителем- бомбардировщиком, освоил пилотирование самолетов Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7б и налетал более 275 часов. Для курсанта это очень неплохо.
Служба была в радость, летать нравилось. Были большие перспективы роста — Академия, высокие командные должности. Но предложение генерала Леонова заставило переосмыслить жизненный путь, пересмотреть цели. Осваивать космос хотел бы, наверное, каждый летчик, но был риск остаться вечно на Земле — с медициной шутки плохи. Т ем не менее 1 еннадий решил рискнуть.
Горнило медицинского отбора он прошел единственным из всех кандидатов от полка.
22 апреля 1989 г. вышел приказ Министра обороны о зачислении Геннадия Ивановича Падалки в отряд космонавтов ЦПК. И потекли будни подготовки.
Сначала общекосмическая, затем долгая подготовка в группе. Только в феврале 1996 г. он был назначен в экипаж для непосредственной подготовки по программе 24-й экспедиции, правда пока в дублирующий. И вновь годы подготовки.
За время пребывания в отряде он выполнил более 300 прыжков с парашютом (а необходимо около 20), закончил Международный центр обучающих систем, где получил квалификацию инженера-эколога с международным сертификатом "Магистр экологического мониторинга", стал подполковником.
Побил мировой рекорд по суммарной продолжительности космических полетов. На момент установления рекорда (29 июня 2015 года в 2.00 мск) продолжительность пребывания Геннадия Падалки в космосе составила 803 дня.
Вопросы для обсуждения в группе
Что можно сказать о человеке, который добившись много в жизни, был готов жертвовать собой ради космоса?
Как вы полагаете, почему Г.И. Падалка отказался от успешной карьеры и выбрал путь в отряд космонавтов?
В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм именно этого человека - Г.И. Падалка?
Карточка 6
«Герой двух войн: земной и космической». Константин Петрович Феоктистов.
Будущий великий инженер и первый гражданский космонавт Константин Петрович Феоктистов родился в самой обычной советской семье.
Отец был бухгалтером, а мать акушеркой. Семья жила на окраине Воронежа. Маленький Костя был младшим из троих детей и очень болезненным мальчиком. Из-за этого мать не могла выйти на работу. Грянула война. Мать отправилась с сыном в эвакуацию. Костя сбежал и пошёл прямиком в Воронежский гарнизон. Он хотел защищать Родину. Так смелый мальчик нашёл для себя важнейшее дело. Он стал разведчиком.
Однажды Костя отправился на задание.
Ему нужно было пробраться в город и узнать всё, что там происходит. Он перешёл линию фронта и тут же наткнулся на немецкий патруль. Обычно немцы не слишком придирались, не особо обращая внимание на какого-то мальчишку.
На этот раз всё пошло не так. Офицер размахивал пистолетом. Внезапно он вскинул руку и выстрелил мальчику прямо в лицо. Не помня себя от боли, Феокстистов упал в какую-то яму. Немцы решили, что он мёртв и ушли. Несмотря на ранение, Костя перебрался через реку и дошёл до своих. Пуля прошла навылет через подбородок и шею. Главное, что он выжил.
Константина отправили сначала в ближайший госпиталь, а потом перевезли в Борисоглебск.
В госпитале его нашла мать и увезла в Узбекистан. Там Костя снова пошёл в школу и окончил её с отличием.
Костя подал документы в Московское высшее техническое училище имени Баумана. Молодой человек уже в те годы проявил свой конструкторский талант и участвовал во всех разработках родного института. Костю восхищали труды Циолковского, он активно слушал лекции Королёва. Уже тогда его манил космос.
После окончания вуза он был приглашён на работу в НИИ ракетостроения. Прошло всего несколько лет, и Феоктистов оказался в особом конструкторском бюро № 1 под началом самого Сергея Королёва. Вместе со светилом советской космонавтики Константин занимался разработкой первого искусственного спутника Земли и космических кораблей типа «Восток».
Учёный-конструктор успевал преподавать в Центре подготовки космонавтов. Тогда же впервые встал вопрос о том, что в космос нужно отправить инженера. Константин Феоктистов, недолго думая, предложил себя. Возраст инженера к тому времени составлял уже 38 лет.
Королёв активно способствовал тому, что Феоктистов был зачислен в отряд, он буквально продавил его кандидатуру. Так состоялся его исторический полёт в космос 12 октября 1964 года совместно с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым.
Вопросы для обсуждения в группе:
Как вы думаете, почему мальчик, у которого была возможность ухать в эвакуацию, сбежал на фронт?
Почему, на ваш взгляд, К.П. Феоктистов решился на полет в космос, хотя возраст и здоровье не отвечали требованиям к космонавтам?
В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм этого человека - К.П. Феоктистова?
Карточка 7
Современные космонавты. Биография Дениса Владимировича Матвеева.
Денис Владимирович Матвеев (род. 25 апреля 1983) — российский космонавт-испытатель.
С 1989 по 2000 год учился в Звёздном городке (Московская область) в школе имени В. М. Комарова с углублённым изучением английского языка.
Начиная с 10 класса посещал подготовительные курсы МГТУ имени Н. Э. Баумана и после окончания школы с серебряной медалью поступил в этот университет на факультет информатики и систем управления.
В 2006 году окончил университет.
В сентябре 2010 года был зачислен в качестве кандидата в космонавты в отряд космонавтов и приступил к полуторагодичной общекосмической подготовке в Центре подготовки космонавтов имени Г агарина.
После длительных тренировок и подготовки в составе основного экипажа космической экспедиции МКС-67 отправился в командировку.
18 марта 2022 года в 18:55:19 мск с помощью ракеты-носителя «Союз- 2.1а» со стартовой площадки № 31 («Восток») космодрома Байконур был произведён запуск с полностью российским экипажем: командир корабля — Олег Артемьев, бортинженеры Денис Матвеев и Сергей Корсаков (все трое выпускники МГТУ имени Баумана). Сближение корабля с МКС прошло по «сверхбыстрой» двухвитковой схеме.
Стыковка проходила сначала в автоматическом режиме, затем космонавт Олег Артемьев состыковал корабль с МКС в ручном режиме. Это была первая стыковка корабля «Союз» к новому российскому модулю.
Работая на станции, Денис Матвеев совершил два выхода в открытый космос, общая продолжительность работ в открытом космосе составила более 14 часов.
Также космонавты Артемьев и Матвеев развернули копию Знамени Победы в Великой Отечественной войне на многоцелевом лабораторном модуле «Наука» в преддверии Дня Победы.
В настоящее время находится в космическом полёте (август 2022 г.).
Вопросы для обсуждения в группе
Как вы думаете, почему Денис решил поступать в МГТУ им. Баумана?
Долго ли продолжалась подготовка Д.В. Матвеева, для того чтобы стать кандидатом в космонавты? А подготовка к полету?
Стали ли привычными полеты, человека в космос? Почему космонавтов продолжают называть героями на Земле?
Рекомендации по организации обсуждения итогов групповой работы.
Учитель предлагает всему классу познакомиться с наиболее яркими биографиями, а представителям от каждой группы ответить на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы - тот, который показался им наиболее важным и интересным. Если у других ребят появится желание что-то добавить к ответам или высказать альтернативную точку зрения, учитель должен предоставить им возможность высказаться.
Карточки с полным текстом и с вопросами рекомендуется оставить в классе на несколько дней, например, в классном уголке или в специально выделенном месте. Если учитель ведет группу класса в социальной сети для детей и родителей, то данные материалы можно разместить там. Желающие смогут оставлять свои комментарии к прочитанному и обдуманному.
Рекомендации по организации общей беседы-дискуссии. После обсуждения всех 4-х сюжетов учитель организует беседу в свободной форме о мечте и героизме. Среди предлагаемых в сценарии занятия вопросов для беседы есть такой: «Нужно ли ради мечты идти на риск, на жертвы?»
Этому сложному вопросу можно уделить особое внимание, дав ребятам больше возможности высказаться по его поводу. Возможно, в процессе беседы они смогут различить мечту и героизм ради других и ради собственной славы, затронуть вопросы скромности, социальной ориентированности подлинного героизма.
Часть 3. Заключение.
Заключительная часть занятия - это завершение беседы, когда дети вновь возвращаются к теме занятия: «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К.Э. Циолковский)». С помощью методики «Продолжи предложение»
они подводят итоги беседы. Учитель может обратить внимание на то, что полные тексты работ будут размещены в классе и (или) в группе класса в социальной сети, где они и их родители могут оставлять свои комментарии.
Результаты занятия: понимание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики - это повод для гордости.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по
тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.