СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА» 1-2 классы. 13 марта 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА» 1-2 классы. 13 марта 2023 г. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА» 1-2 классы. 13 марта 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России

С. В. МИХАЛКОВА

1-2 классы

13 марта 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ
И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА
РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА»

Цель занятия: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять интерес к произведениям С. В. Михалкова;

  • осознавать ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;

  • понимать значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих правила взаимоотношений с окружающими людьми.

Метапредметные:

  • анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;

  • участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

  • проявлять умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации, библиографическая информация;

  • принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2105/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2106/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2107/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-2/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-3/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Игровое задание в начале занятия позволяет подвести обучающихся к теме занятия, актуализировать имеющуюся информацию о творчестве С. В. Михалкова.

Часть 2. Основная.

В продолжение раскрытия темы занятия учитель организует работу с выставкой книг С. В. Михалкова и знакомит обучающихся с некоторыми фактами жизни и творчества С. В. Михалкова. Следующим этапом основной части занятия выступают выполнение интерактивных заданий и организация беседы по анализу произведений писателя.

Часть 3. Заключительная.

В завершение занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на роли С. В. Михалкова в создании гимна России, обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.


СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

Ребята, сегодня мы начнём занятие с необычного задания. Послушайте отрывки и назовите, из каких они произведений.

Интерактивное задание №1.

Содержание задания: послушайте отрывки из произведений и определите их название.

Учитель.

Ребята, а кто может назвать автора этих произведений?

(Ответы детей).

Учитель.

Автор этих весёлых произведений - Сергей Владимирович Михалков. И сегодня, 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков - автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.

Часть 2. Основная.

Учитель.

Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они - на все времена! Давайте составим выставку книг Михалкова.

Интерактивное задание №2 «Книги С. В. Михалкова».

Содержание задания: отобрать из предложенных книг те, автором которых является С. В. Михалков. Исходя из организационных возможностей конкретного класса, возможны два варианта выполнения задания.

Первый вариант: педагог подбирает книги из библиотеки, а затем предлагает обучающимся рассмотреть их и отобрать те, автором которых является С. В. Михалков.

Второй вариант: педагог работает с интерактивным выбором предложенных книг.



Учитель.

Давайте ещё раз назовём книги Сергея Владимирович Михалкова, которые мы разместили на выставке.

(Ответы детей).

Учитель.

Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы и в наши дни. А знаете, сколько было лет Михалкову, когда его первое произведение было напечатано? Какому литературному герою произведения Сергея Владимировича установлены памятники? Посмотрим видео и узнаем подробней о жизни этого замечательного писателя и поэта.

Демонстрация видео (дикторский текст).

110 лет назад, в 1913 году, в Москве родился писатель Сергей Владимирович Михалков. С раннего детства будущий поэт полюбил литературу. И уже в 9 лет написал своё первое стихотворение.

В 15 лет первые стихи Михалкова напечатали во «взрослом» журнале «На подъёме». А в 22 года он выпустил своё самое известное стихотворение - «Дядя Стёпа»: «По фамилии Степанов и по имени Степан». Писатель создал доброго и отзывчивого героя, чьи отличительные черты - высокий рост и готовность всегда помогать людям.

Стихотворение стало настолько популярным, что появились даже конфеты с названием «Дядя Стёпа» и памятники этому любимому литературному герою.


Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни, которые полюбили дети не только в нашей стране, но и за рубежом.

Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком.

И сегодня каждый может продолжить его знаменитые строки: «Мамы разные нужны -... мамы разные важны», «А у нас в квартире газ, а у вас? А у нас ... водопровод. Вот!».

Учитель.

Сколько же было лет Михалкову, когда его первое произведение было напечатано?

(Ответы детей).

Учитель.

Какому литературному герою из произведения Сергея Владимировича установлены памятники?

(Ответы детей).

Учитель.

Давайте вспомним поступки этого литературного героя и выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание №3 «Дядя Стёпа».

Содержание задания: необходимо вспомнить отрывок из произведения и восстановить правильную последовательность строк в строфе. Первая строка в строфе отмечена подчеркиванием. После восстановления строфы появляется видео соответствующего фрагмента из мультфильма.

1. Рассуждать Степан не стал –

Светофор рукой достал,

В серединку заглянул,

Что-то где-то подвернул...

2. Поднимает над собою,

Над собой и над толпою

Под высокий потолок:

- Посмотри вокруг, сынок!


3. Дядя Стёпа сквозь туман

Смотрит вдаль, как капитан.

Видит - льдина. А на льдине

Плачет бабка на корзине.


Учитель. Рассмотрите фотографии. Каким вы представляете «Дядю Стёпу»? Какая основная черта «Дяди Стёпы»? Расскажите.

(Ответы детей).



Учитель.

Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести.

А вы знаете, что первыми иллюстрациями к поэме стали фотографии самого автора, которого за высокий рост и добрые глаза невольно сравнивали с литературным персонажем. И у нас есть возможность увидеть Сергея Владимировича на экране и послушать, как он читает свои стихи.

Демонстрация видео. С. Михалков читает свои стихи.

Учитель.

Так, Сергей Михалков проснулся знаменитым среди маленькой по возрасту, но очень требовательной аудитории. Послушайте ещё одно стихотворение Сергея Владимировича.


Булка

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

-Вы кто такой? - спросили дети,

Забыв на время про футбол.

-Я пекарь! - человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель.

Какое чувство испытал прохожий, увидев, что дети играют в футбол хлебом?

(Ответы детей).


Учитель.

Почему человек испытал такие чувства? Только ли потому, что он оказался пекарем, и дети не уважали его труд?

(Ответы детей).

Учитель.

В каких строках стихотворения кроется ответ на вопрос: «Почему к хлебу нужно бережно относиться?». Какую важную мысль подчёркивает в своём стихотворении С. В. Михалков?

(Ответы детей).

Учитель.

«Поэт из страны детства», - говорили о Михалкове. Но у нас с вами есть возможность услышать воспоминания о Сергее Владимировиче его сына, Никиты Сергеевича Михалкова. Послушаем.

Демонстрация видео. Воспоминания Н.С. Михалкова об отце

Часть 3. Заключительная.

Учитель.

Добрыми и весёлыми глазами своего дяди Стёпы умел глядеть на мир и показывать его в своих стихах Сергей Владимирович. Но поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах, но и в создании важного государственного символа. Какого? Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?

(Ответы детей: мы слушаем (поём) гимн России, мы смотрим, как поднимают флаг нашего государства).

Учитель.

Мы слушаем гимн России, а Михалков - автор его слов. Как это произошло? В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года.

Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.


Как надо слушать гимн?

(Ответы детей).

Учитель.

Послушаем несколько строк:

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Учитель.

Ребята, в начале занятия мы с вами составили выставку книг С. В. Михалкова. Рассмотрите ещё раз книги на выставке и выберите те, что вам захотелось прочитать дома.
































РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России

С. В. МИХАЛКОВА

1-2 классы

13 марта 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ
И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА
РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА»

Цель занятия: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять интерес к произведениям С. В. Михалкова;

  • осознавать ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;

  • понимать значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих правила взаимоотношений с окружающими людьми.

Метапредметные:

  • анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;

  • участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

  • проявлять умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации, библиографическая информация;

  • принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2105/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2106/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2107/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-12-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-2/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-3/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Игровое задание в начале занятия позволяет мотивировать обучающихся на знакомство с творчеством С. В. Михалкова. Обучающимся необходимо правильно определить название приведённых отрывков из произведений С. В. Михалкова, что позволит актуализировать имеющиеся знания о творчестве писателя у детей.

Часть 2. Основная.

В продолжение раскрытия темы занятия педагог организует работу с выставкой книг С. В. Михалкова. Данная работа связана с формированием специальных читательских умений: ориентироваться в книгах автора, узнавать их по заголовку, обложкам, иллюстрациям.

Интерактивное задание «Книги С. В. Михалкова».

Содержание задания: отобрать из предложенных книг те, автором которых является С. В. Михалков. Исходя из организационных возможностей конкретного класса, возможны два варианта выполнения задания.

Первый вариант: педагог подбирает книги из библиотеки, а затем предлагает обучающимся рассмотреть их и отобрать те, автором которых является С. В. Михалков.

Второй вариант: педагог работает с интерактивным выбором предложенных книг.

Такая деятельность рождает внутренний отклик ребёнка, создаёт условия для развития интереса к дальнейшему чтению произведений писателя. Учебно-познавательная мотивация обеспечивает положительные эмоции и настраивает обучающихся на активную учебную деятельность.

Вторая часть занятия начинается с информации о жизни и творчестве С. В. Михалкова, педагог делает акцент на его раннем литературном опыте в качестве автора домашнего журнала и первого опубликованного стихотворения.

Также на данном этапе актуализируются знания обучающихся о поэме С. В. Михалкова «Дядя Стёпа», обсуждаются интересные факты из истории её создания. Для активизации познавательной деятельности обучающихся педагог предлагает интерактивное задание, направленное на восстановление правильной последовательности строк в строфах отрывков из поэмы «Дядя Стёпа».

Интерактивное задание №3 «Дядя Стёпа».

Содержание задания: необходимо вспомнить отрывок из произведения и восстановить правильную последовательность строк в строфе. Первая строка в строфе указана. После восстановления строфы появляется видео соответствующего фрагмента из мультфильма.

Целесообразно предложить обучающимся рассмотреть и прокомментировать фотографии с изображением скульптур «Дяди Стёпы», которые установлены в разных городах России. Организованная беседа позволит порассуждать о главном герое и сделать вывод о его качествах и поступках. В продолжение знакомства обучающихся с произведениями С. В. Михалкова, педагог организует просмотр видеофрагмента, в котором писатель читает свои стихи (см. Приложение 1). После этого педагог предлагает обсудить нравственную тематику произведений С. В. Михалкова на примере чтения и анализа стихотворения «Булка» и послушать воспоминания Н. С. Михалкова о своём отце (см. Приложение 2).

Часть 3. Заключение

В завершение занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на роли С. В. Михалкова в создании гимна России.

Подводя итог, педагог повторно обращает внимание обучающихся на выставку книг С. В. Михалкова в классе и предлагает им по желанию взять некоторые книги для чтения дома.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
















Приложение 1

Это детский писатель Сергей Михалков в гостях у московских школьников.

***

Что такое за обман?

Никакого семафора

У пути стоит Степан.

Он стоит и говорит:

— Здесь дождями путь размыт.

Я нарочно поднял руку

Показать, что путь закрыт.

***

Мы с приятелем вдвоём

Просыпаемся, встаём,

Открываем настежь двери,

В школу с книжками бежим...

И гуляют наши звери

По квартирам по чужим.

По сути, именно с «Дядей Стёпой» я и стал настоящим писателем. «Дядя Стёпа» очень понравился детям. Так что это не я выбрал детей, а дети выбрали меня.



















Приложение 2

Дорогие ребята, вообще говорить про такого человека, как Сергей Михалков, и трудно, и легко, но мне, действительно, и трудно, и легко, потому что, с одной стороны, я понимаю его значение для детской литературы, вообще для нашей культуры, а, с другой стороны, это перемешивается с моим ощущением того, что это твой отец.

А у нас в семье вообще не было принято такого чинопочитания, чтобы хвалили произведения каждого из нас, или, если я снимался в кино, то папа смотрел с мамой картину, (они) были благосклонны, но особо не хвалили. И мы тоже, в общем, в достаточной степени воспитывались в такой демократичной среде, когда не было такого, так сказать, благоговения: папа работает там, или мама работает...

А вот со временем, постепенно начинаешь понимать значение и того человека, и тех людей, которые были вокруг него в течение твоего детства, взросления. Я, к моему стыду, признаюсь вам честно: я видел любовь к нему людей, видел, как относятся к «Дяде Стёпе», видел, что печатается огромное количество его произведений, но вот так вот глубоко, по - настоящему, вот совсем по-настоящему я понял, что он действительно, на мой взгляд, великий детский поэт, когда праздновалось его восьмидесятипятилетние или даже девяностолетие, я сейчас точно не вспомню.

И меня попросили прочесть какие-то его стихи. И я взял сборник и начал читать. И вдруг понял, что, что не стихотворение - то шедевр. Причём, дело не в том, что это хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребёнком, то есть это не каля- маля, это психология ребёнка. Я узнавал себя в этих стихах: "У меня опять 36,5", или "Я уколов не боюсь, если надо - уколюсь!", или "Я ненавижу слово спать". Всё про меня, я видел, что это всё про меня. Я ненавидел слово "спать", я не боялся якобы уколов, и так далее и так далее.

Поэтому, конечно же, "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии", и я думаю, что вот такого рода поэзия, когда человек пишет от имени ребёнка, и с душой ребёнка - она вечная, потому что все дети, так или иначе, ну, может быть, через какое-то время они будут сидеть все в гаджетах, и у них будет искусственный интеллект, и тогда не понадобится Михалков, но вот до тех пор он будет нужен, и я очень хочу, чтобы вы его читали.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!