РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
3-4 класс
4 мая
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме:
«День Победы. Бессмертный полк»
Цель занятия: сформировать у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, которые проявляли люди во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважительное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.
Формирующиеся ценности: патриотизм, долг и служение Отечеству, историческая память и преемственность поколений
Планируемые результаты
Личностные:
уважение к подвигам Героев Отечества, развитие нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного присвоения общечеловеческих нравственных ценностей.
Метапредметные:
умение рассуждать, выражать собственную точку зрения и аргументированно ее отстаивать, формулировать выводы.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование различных средств воспитания: видеофрагментов, анализ текстовой информации.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-34-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-34-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2554/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2572/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-34-presentation.pdf
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Мотивационный блок
2 слайд.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами вернулись с линейки, посвященной празднику, который в нашей стране занимает особое место, о котором знают и помнят люди во всем мире. Это праздник Великой Победы!
Учитель: Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый человек, потому что это история нашей Родины, история наших родных и близких, история, которую мы не хотим забыть.
Учитель: Некоторые события по прошествии десятилетий забываются и остаются только в книгах. Но разве можем мы забыть о фотографиях и медалях ваших прапрадедов, воспоминаниях ваших прабабушек, старые солдатские треугольники - письма, которые хранят во многих семьях?
Учитель: Нет, это не забывается. Наша память о той войне, о людях, которые ценой своих жизней подарили нам мир, становится бессмертной.
Основной блок
3 слайд.
Учитель: Послушайте стихотворение Владимира Абдулова.
Бессмертный полк. И миллионы лиц
Мелькают, словно кадры кинохроник.
Стираются препятствия границ,
Пылает сердце прямо на ладони.
Как много лет промчалось с той войны,
И только память остается в силе.
Лишь дайте ей минуту тишины
Во имя павших и живых солдат России...
4 слайд.
Учитель: Как вы поняли эти строки?
Ответы ребят.
Учитель: Увековечить память о поколении Великой Отечественной войны. Стремиться, во что бы то ни стало, не дать забыть нам, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить. В каждой семье хранится память о солдатах Великой Отечественной войны.
5 слайд.
Учитель: Движение «Бессмертный полк» было придумано почти 10 лет назад в Томске. И тогда парад «Бессмертный полк» в городе Томске насчитал более шести тысяч добровольных участников. В следующем году акция прошла уже в 120 городах и селах России, в 2015 году - более 500 городов не только в России, но и по всему миру.
Учитель: В прошлом году в акциях «Бессмертный полк» в разных городах России 9 мая приняли участие свыше 12 миллионов человек.
Учитель: Сегодня мы стали участниками этой акции, прошли с портретами своего героя.
Учитель: Как вы думаете, Бессмертный полк - это память только военных?
Ответы ребят.
6 слайд.
Учитель: Правильно. Бессмертный полк - это память не только о тех, кто носил военную форму и воевал. Это память о тех, кто помогал и делал все для нашей Победы: подпольщики и партизаны, труженики тыла, дети войны и узники концлагерей, блокадники, - каждый достоин памяти, имя каждого очень важно. Их вклад в Победу неоценим!
Учитель: На прошлом занятии мы говорили о труде, и дома вы должны были узнать о родственниках в годы войны. Кто готов поделиться тем, что узнал? А кто из вас шел сегодня с портретом этого члена семьи?
Ответы ребят.
Учитель: Неважно, сколько и какой величины было звезд на погонах бойцов Великой Отечественной Войны, для нас они все солдаты Победы. И рядовые, и генералы. А значит и звезда одна на всех, как и Победа.
Учитель: Так появился очень личный, пронзительный образ взмывающего к небу журавля. Символ тех, кто вынес войну, символ, соединяющий души ушедших и память потомков. А в качестве сюжета взяли известную песню «Журавли» Рамсула Гамзатова, посвященную солдатам, павшим во время войны.
Учитель: Предлагаю послушать ее фрагмент.
Прослушивание фрагмента песни «Журавли».
7 слайд.
Учитель: Так сложился символ из взлетающих птиц на фоне звезды солдатской могилы.
Учитель: А как называется лента, которую вы видите на экране?
Ответы ребят.
Учитель: Правильно - Георгиевская лента!
«Бессмертный полк» невозможно представить без Георгиевской ленты.
8 слайд.
Учитель: Эта лента не похожа на украшение, она - символ. Символ мужества, доблести и отваги. Её стали так называть в честь Святого Георгия Победоносца. Подвиги Георгия - символ победы добра над злом. Георгиевская лента имеет большую историю. Это элемент многих боевых орденов России.
Учитель: Что означают цвета Георгиевской ленточки?
Ответы ребят.
9 слайд.
Учитель: Есть много версий:
«цвет пороха и цвет огня...»,
цвета Российского герба: черный орел и золотая корона.
Учитель: А как думаете вы?
Ответы ребят.
10 слайд.
Учитель: Но как бы то ни было, для нас - это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.
Учитель: А какой еще символ Победы вам известен?
Ответы ребят (если ребята затрудняются ответить, можно подвести их к красному флагу, который они могли видеть на рисунках и в фильмах)
11 слайд.
Учитель: Знамя Победы. Знамя Победы - штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
12 слайд.
Учитель: это знамя - изготовленный в полевых условиях импровизированный флаг Советского Союза с нанесенным на него название дивизии. А Рейхстаг - здание, где заседало все руководство фашисткой Германии. Поэтому нашим солдатам было важно водрузить знамя именно там - в знак Победы нашей армии над фашистами.
Заключение
13 слайд.
Учитель: То, что мы знаем о своих прадедах - важно сохранить! Ведь все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходят и люди, которые помнят эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, рассказах прадедов. Она остается в вашей памяти.
Учитель: Ведь каждый из вас постарался изучить историю своей семьи, и в каждой семье есть тот, кто воевал, кто пережил ужасы этой войны, будучи ребенком, кто стоял у станка в тылу или пахал землю, чтобы накормить солдат. Нет ни одной семьи, которой не коснулась война.
Учитель: Сегодня российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе Специальной военной операции. Наша армия, прежде всего, защищает наше общее право мирно жить согласно историческим традициям добрососедства, согласно вековым устоям, духовным и нравственным идеалам, наше право самостоятельно определять свое будущее и путь развития.
Учитель: Мы должны знать свою историю, историю своей семьи и нашей страны! Важно бережно хранить память, память о тех, кого уже нет рядом с нами. Пока жива память о человеке, его имя будет жить вечно, не зная смерти. Мы помним своих ветеранов, своих близких, поэтому для нас они бессмертны.
Учитель: А закончить наш классный час хочется песней «От героев былых времен не осталось порой имен» (отрывок из к/ф «Офицеры» с песней «От героев былых времен...»)
Просмотр отрывка к/ф «Офицеры» с песней «От героев былых времен...»
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
3-4 класс
4 мая
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме:
«День Победы. Бессмертный полк»
Цель занятия: формировать у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, который проявляли люди во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважительное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.
Формирующиеся ценности: патриотизм, долг и служение Отечеству, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты
Личностные:
уважение к подвигам Героев Отечества, развитие нравственного сознания, на основе осмысленного присвоения традиционных российских нравственных ценностей.
Метапредметные:
умение рассуждать, выражать собственную точку зрения и аргументированно ее доказывать, формулировать выводы.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, анализ текстовой информации.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-34-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-34-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2554/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2572/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-34-presentation.pdf
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Беседа о важности и значимости праздника Дня Победы. Роль Великой Отечественной войны в истории нашей страны.
Часть 2. Основная
Художественное чтение стихотворения автора Владимира Абдулова «Бессмертный полк» и его обсуждение. История появления гражданско-патриотического движения
«Бессмертный полк» и его роль в сохранении памяти участников Великой Отечественной войны. Обсуждение докладов ребят о родственниках, воевавших и трудившихся в тылу в годы войны. Поддержка ребят, чьи родители или близкие родственники участвуют в СВО.
История и символика Георгиевской ленты.
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа, подведение итогов занятия. Закрепление информации о вкладе нашего народа в Победу в Великой Отечественной войне и ее историческом значении. Благодарность и уважительное отношение к участникам СВО.
Часть 1. Мотивационная
(до 10 минут)
Задача: настроить учащихся на восприятие темы, познакомить с целями занятия.
Обсуждение вклада нашего народа в Великую Победу, ее исторического значения и важности праздника Дня Победы.
Часть 2. Основная
(до 10 минут)
Задача: познакомить с историей гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» и обсудить значимость сохранения исторической памяти и связи поколений. Поддержка ребят, чьи родители или близкие родственники участвуют в действиях СВО.
Художественное чтение стихотворения Владимира Абдулова «Бессмертный полк» и его обсуждение. Рассказ об истории и целях создания гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» и его вкладе в сохранение исторической памяти. Доклады ребят о родственниках, воевавших и трудившихся в тылу в годы войны. Беседа о родителях или близких родственниках учеников, которые участвуют в СВО. Обсуждение значимости исполнения гражданского долга перед страной - как участия в военных действиях, так и в волонтерских и гуманитарных движениях (обсуждение такой деятельности, проводимой в школе).
Прослушивание и обсуждение песни на стихи Расула Гамзатова «Журавли». Георгиевская лента: история появления, символическое значение цветов, уважительное отношение к ленте и правила её ношения. Знамя Победы как символ героизма нашего народа.
Часть 3. Заключительная
(до 5 минут)
Задача: обобщить информацию, полученную на занятии, сделать совместный вывод о необходимости сохранения памяти о подвигах наших предков.
Закрепление информации о значимости гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк». Формирование благодарного и уважительного отношения к участникам СВО и желания оказывать поддержку людям (в т. ч. сверстникам), чьи родители или близкие родственники имеют отношение к СВО. Формирование уважительного отношения к символам Победы. Прослушивание песни «От героев былых времен не осталось порой имен».
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий “Разговоры о важном”».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого дневника и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.