РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
5-7 класс
4 мая
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«День Победы. Бессмертный полк»
Цель занятия: сформировать у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, которые проявляли люди во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважительное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.
Формирующиеся ценности: патриотизм, долг и служение Отечеству, историческая память и преемственность поколений
Планируемые результаты
Личностные:
уважение к подвигам Героев Отечества, развитие нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного присвоения общечеловеческих нравственных ценностей.
Метапредметные:
умение рассуждать, выражать собственную точку зрения и аргументированно ее отстаивать, формулировать выводы.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование различных средств воспитания: видеофрагментов, анализ текстовой информации.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-57-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2559/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-17-dop.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-111-dop2.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-111-dop3.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-511-dop3.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-57-presentation.pdf
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Мотивационный блок
1 слайд.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Только что закончилось мероприятие, посвященное празднику, который с особым чувством отмечается в нашей стране, о котором знают и помнят люди во всем мире. Это праздник Великой Победы!
Учитель: Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Ответы ребят.
2 слайд.
Учитель: 22 июня 1941 года Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.
Учитель: Сколько она длилась?
Ответы ребят.
3 слайд.
Учитель: Четыре долгих года, 1418 дней, 34 000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Общие потери составили около 27 млн. человек. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети.
4 слайд.
Учитель: Какие крупные битвы Великой Отечественной войны вы знаете?
Ответы ребят.
5-9 слайд.
Учитель: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. Повсюду громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
10 слайд.
Учитель: В этом году годовщина Курской битвы, 80 лет назад с 5 июля по 23 августа происходило одно из самых важных сражений Великой Отечественной войны. А 12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение. Кто знает, где оно проходило?
Ответы ребят.
Учитель: На южном фасе Курской дуги, под Прохоровкой в Белгородской области. Официальной датой битвы считается 12 июля, но бои продолжались с 10 до 15 июля. В битве участвовал знаменитый танк Т-34, про который даже снят фильм, который вы можете посмотреть с родителями.
Учитель: Тогда танковое сражение на Прохоровке и Курская битва окончательно закрепили переход стратегической инициативы к Красной Армии и предопределило не только исход Великой Отечественной войны, но и стало началом освобождения большей части Европы. Тогда советский солдат ценой своей жизни спасал население многих стран, сегодня, к сожалению, многие пытаются не только умолчать этот факт, но и переписать историю. Вы видите, что происходит, когда люди теряют историческую память.
Учитель: Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, история наших родных и близких, история, которую мы не хотим забыть.
Основной блок
11 слайд.
Учитель: Сегодня мы прошли с вами в Бессмертном полку. Принимали ли вы раньше участие в шествии «Бессмертного полка»? Как вы думаете, для чего он создан?
Ответы ребят.
12 слайд.
Учитель: Верно, чтобы увековечить память о поколении Великой Отечественной войны. Стремиться во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить. Сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Все это стало главной целью «Бессмертного полка».
Учитель. С портретом кого из родственников вы шли сегодня? Какие эмоции и чувства вы испытали, пройдя в этой памятной, торжественной колонне?
Ответы ребят.
13 слайд.
Учитель: Сначала символом бессмертного полка
служила красноармейская звездочка. Неважно, сколько и какой величины было звезд на погонах бойцов Великой Отечественной Войны, для нас, потомков, они все солдаты Победы. И рядовые, и генералы. А значит и звезда одна на всех, как и Победа.
Учитель: Как вы думаете, Бессмертный полк - это память только военных?
Ответы ребят.
Учитель: Конечно, Бессмертный полк - это память не только о тех, кто носил военную форму армии и воевал. Это память тех, кто помогал и делал все для нашей Победы: подпольщики и партизаны, труженики тыла, дети войны и узники нацизма, блокадники, - каждый достоин памяти, имя каждого очень важно. Их вклад в Победу неоценим!
Учитель: Так появился очень личный, пронзительный образ взмывающего к небу журавля. Символ тех, кто вынес войну, символ, соединяющий души ушедших и память потомков. А в качестве сюжета взяли известную песню «Журавли» Расула Гамзатова, посвященную солдатам, павшим во время войны.
Учитель: Предлагаю послушать ее фрагмент.
Прослушивание фрагмента песни «Журавли».
Учитель: Так сложился символ из взлетающих птиц на фоне звезды солдатской могилы.
14 слайд.
Учитель: Какой еще символ Великой Победы всегда с нами?
Ответы ребят.
Учитель: Да, это Георгиевская лента! И «Бессмертный полк» невозможно представить без Георгиевской ленты.
Учитель: Георгиевская лента имеет большую историю. Это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации. Свое название эта черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена.
15 слайд.
Учитель: В годы Великой Отечественной войны,
8 сентября 1943 года, в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, так же, как и черно-оранжевая расцветка ленты, напоминал о Георгиевском кресте. Поэтому георгиевскую ленту иногда называют лентой ордена Славы.
Учитель: Что означают цвета Георгиевской ленточки?
Ответы ребят.
Учитель: Но как бы то ни было, для нас - это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.
16 слайд.
Учитель: А какой еще символ Победы вам известен? Ответы ребят.
17 слайд.
Учитель: Знамя Победы. Знамя Победы - штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
18 слайд.
Учитель: это знамя - изготовленный в полевых условиях импровизированный флаг Советского Союза с нанесенным на него название дивизии.
Учитель: Почему важно было водрузить знание именно на это здание?
Ответы ребят.
Учитель: Рейхстаг - здание, где заседало все
руководство фашисткой Германии. Поэтому нашим солдатам было важно водрузить знамя именно там - в знак Победы нашей армии над фашистами. 30 апреля в 22 часа (по «берлинскому» времени, а по Московскому это уже было 1 мая. Это было четвёртое по счёту знамя из установленных на крыше здания.
Заключение
19 слайд.
Учитель: То, что мы знаем о своих прадедах, - важно сохранить! Ведь все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, рассказах прадедов. Она остается в вашей памяти.
Учитель: Ведь каждый из вас постарался изучить историю своей семьи, и в каждой семье есть тот, кто воевал, кто пережил ужасы этой войны, будучи ребенком, кто стоял у станка в тылу или пахал землю, чтобы накормить солдат. Нет ни одной семьи, которой не коснулась война.
Учитель: Сегодня российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе Специальной военной операции. Наша армия, прежде всего, защищает наше общее право мирно жить согласно историческим традициям добрососедства, согласно вековым устоям, духовным и нравственным идеалам, наше право самостоятельно определять свое будущее и путь развития.
Учитель: Долг каждого из нас - знать свою историю, историю своей семьи и нашей страны! Важно бережно хранить память, память о тех, кого уже нет рядом с нами. Пока жива память о человеке, его имя будет жить вечно, не зная смерти. Мы помним своих ветеранов, своих близких, поэтому для нас они бессмертны.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
5-7 класс
4 мая
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«День Победы. Бессмертный полк»
Цель занятия: сформировать у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, которые проявляли люди во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважительное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.
Формирующиеся ценности: патриотизм, долг и служение Отечеству, историческая память и преемственность поколений
Планируемые результаты
Личностные:
уважение к подвигам Героев Отечества, развитие нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного присвоения общечеловеческих нравственных ценностей.
Метапредметные:
умение рассуждать, выражать собственную точку зрения и аргументированно ее отстаивать, формулировать выводы.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование различных средств воспитания: видеофрагментов, анализ текстовой информации.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-57-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2559/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-17-dop.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-111-dop2.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-111-dop3.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/victory-511-dop3.mp4
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/victory-57-presentation.pdf
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Актуализация знаний детей о Великой Отечественной войне. Опрос по важным историческим событиям Великой Отечественной войны: продолжительность, крупные битвы. Битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге.
Часть 2. Основная
Обсуждение истории появления гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» и его роли в сохранении памяти участников Великой Отечественной войны. Участие детей в акции «Бессмертный полк». Обсуждение докладов ребят о родственниках, воевавших и трудившихся в тылу в годы войны, их вклада в Великую Победу. Поддержка ребят, чьи родители или близкие родственники участвуют в действиях СВО. Знакомство с символами Победы.
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа, подведение итогов занятия. Закрепление информации о памяти об участниках Великой Отечественной войны. Благодарность и уважительное отношение к участникам СВО.
Часть 1. Мотивационная
(до 10 минут)
Задача: настроить учащихся на восприятие темы, познакомить с целями занятия.
Обсуждение важности Великой Победы, её роли в истории нашей страны и вклад нашего народа в Победу над фашизмом. Актуализация знаний детей о событиях Великой Отечественной войне. Опрос по важным историческим событиям Великой Отечественной войны: продолжительность, крупные битвы. Битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге.
Часть 2. Основная
(до 10 минут)
Задача: познакомить с историей гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» и обсудить значимость сохранения исторической памяти и связи поколений. Поддержка ребят, чьи родители или близкие родственники участвуют в действиях СВО.
Рассказ об истории и целях создания гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» и его вкладе в сохранение исторической памяти. Доклады ребят о родственниках, воевавших и трудившихся в тылу в годы войны. Обсуждение и уточнение о родителях или близких родственниках учеников из класса, которые участвуют в действиях СВО.
Беседа о родителях или близких родственниках учеников, которые участвуют в СВО. Обсуждение значимости исполнения гражданского долга перед страной - как участия в военных действиях, так и в волонтерских и гуманитарных движениях (обсуждение такой деятельности, проводимой в школе). Обсуждение символов Победы в Великой Отечественной Войне. Прослушивание и обсуждение песни на стихи Расула Гамзатова «Журавли». Георгиевская лента: символическое значение цветов и их значения, отношение к ленте и её использование. Знамя Победы как символ героизма нашего народа.
Основную часть также можно дополнить видеоматериалами с сайта Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» https://xnctbibwiqaaccdifcs7d.xn--p1ai/virtual-nye-uroki.html
Часть 3. Заключительная
(до 5 минут)
Задача: обобщить информацию, полученную на занятии, сделать совместный вывод о необходимости сохранения памяти о подвигах наших предков.
Закрепление информации о значимости гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк». Формирование благодарного и уважительного отношения к участникам СВО и желания оказывать поддержку людям (в т. ч. сверстникам), чьи родители или близкие родственники имеют отношение к СВО. Формирование уважительного отношения к символам Победы. Прослушивание песни «От героев былых времен не осталось порой имен».
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий “Разговоры о важном”».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого дневника и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.