СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ» 2-4 класс 22 января 2024 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ» 2-4 класс 22 января 2024 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ» 2-4 класс 22 января 2024 г.»




преемственность поколений


единство народов России









Сценарий занятия





НЕПОКОРЕННЫЕ

80 лет со дня полного освобождения

Ленинграда от фашистской блокады




2-4 классы







справедливость



историческая память












0

22 января 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 2–4 классов по теме

«НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО

ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»


Цель занятия: формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.

Формирующиеся ценности: историческая память, справедливость,

преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.

Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Изучение жизни жителей блокадного Ленинграда, знание судеб людей, переживших эти трагические дни, позволяют сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).

Планируемые результаты Личностные:
  • проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать исторические события, связанные с блокадой Ленинграда;

  • понимать особенности военной и мирной жизни своих сверстников, приводить примеры, описывающие их блокадную жизнь;

  • выражать чувство жалости и сопереживания к детям, испытавшим фашистскую блокаду, но делавшим всё, чтобы приблизить победу над врагами;

  • воспринимать информацию о блокаде Ленинграда, как историческую правду, которую нельзя забывать.


Метапредметные:
  • сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с современной жизнью детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

  • работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;

  • участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение и суждения, отражающие проявление стойкости и мужества защитников Ленинграда, жителей блокадного города.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • презентация.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Принятие мотива предстоящей деятельности на занятии строится на

оценке памятника «Разорванное кольцо» – символе блокады Ленинграда.


Часть 2. Основная

Разговор о событиях, происходивших во время блокады с 1941 по 1944 г., о труде, жизни взрослых и детей; система разнообразных заданий, обсуждение воображаемых ситуаций, строится на основе анализа сюжетов и оценки эмоционального состояния героев живописных полотен, написанных художниками-блокадниками Ленинграда. Особое внимание уделяется оценке труда подростков, которые на трудовом фронте заменяли своих родителей, воюющих отцов и дедов. Особо подчёркивается факт, что полторы тысячи подростков Северной столицы были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Это позволяет участникам занятия наглядно представить и прочувствовать конкретные моменты жизни в блокадном городе.


Часть 3. Заключительная

Подводятся итоги занятия: обсуждаются события блокадного Ленинграда, которые могут стать символами героизма и стойкости защитников города и его жителей.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Рассмотрите фотографию памятника, посвящённого снятию блокады города Ленинграда в 1944 г. Как вы думаете, о чём может напомнить, рассказать такая скульптурная композиция? Почему памятник установили на берегу Ладожского озера? Сравните изображение блокады на карте с сюжетом памятника.

Ответы обучающихся.




Учитель. В начале сентября 1941 года фашистские войска подошли к Ленинграду. Непрерывно шёл артиллерийский обстрел города, совершались воздушные налёты. Жители остались без связи с Большой землёй, без продовольствия, без защиты. Фашисты решили, что в таких условиях город жить не сможет и быстро капитулирует. Но враги просчитались. Ленинград жил, работал, боролся с фашистами. В январе 1944 года кольцо блокады было разорвано полностью.

Демонстрация выступления федерального спикера.


Часть 2. Основная

Учитель. Ленинград выстоял, победил. Но значит ли это, что мы должны забыть страницы героической борьбы советской армии, жителей города за свободу своей родной земли, своего родного города – Северной столицы России? Давайте вспомним эти 872 дня блокадной жизни Ленинграда и его жителей.

Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады? О чём рассказывают фотографии того времени?

Ответы обучающихся.



Учитель. Среди блокадников оказались люди самых разных профессий: рабочие заводов, врачи и медицинский персонал госпиталей и больниц, учителя школ и воспитатели детских садов. В блокадном городе оставались деятели культуры – художники, музыканты, артисты театров и цирка. И каждый гражданин города находил возможность в меру своих сил и возможностей помогать городу жить, трудиться и воевать.

Рассмотрите фотографии, которые рассказывают о том, как жили граждане Ленинграда во время блокады, чем они занимались. Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась? Объясните своё мнение.

Ответы обучающихся.


Учитель. Голод и холод, постоянные бомбёжки и обстрелы вместе со взрослыми переживали дети. Около 15 тысячам подростков, которые трудились и боролись в осаждённом городе, была вручена медаль «За оборону Ленинграда».

Рассмотрите две фотографии: на первой – военнослужащий покупает билет в ленинградскую филармонию на симфонический концерт. Будет исполняться Седьмая симфония «Ленинградская» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дата концерта – август 1942 года. На второй фотографии – афиша о таком же концерте два года спустя. Какая тема объединяет эти две фотографии, о чём они рассказывают? Как вы думаете, искусство (музыка, театр, картины живописи) помогали людям пережить горе, бороться с врагами?

Ответы обучающихся.




Учитель. Послушайте фрагмент музыкального произведения Шостаковича «Ленинградская симфония». Она звучала из репродукторов, которые висели почти на каждой улице города. И фашисты тоже слушали великую музыку великой победы. И они были в полном изумлении и испытывали чувство страха, потому что думали, что город уже давно мёртвый. Уже после окончания Великой Отечественной войны один из немецких солдат, воевавших в России, написал: «В тот день, когда впервые звучала

«Ленинградская симфония» мы – немцы поняли, что мы проиграли не только битву за Ленинград, мы проиграли войну против России. Тогда мы почувствовали силу русского народа, который мог преодолеть всё: и голод, и холод, и смерть».

Звучит фрагмент симфонии

Учитель. Художники тоже были в трудовом строю: в начале блокады они работали над разными видами маскировки города. Например, для Смольного была сплетена огромная сетка с искусственными листьями, которая при взгляде сверху оказывалась тенистым садом. За время блокады художники создали большое число картин, которые стали хроникой всего времени блокады. Познакомиться с работами художников блокадного Ленинграда, значит многое узнать о жизни жителей в это суровое время.

Рассмотрите плакаты, которые создал художник В. Серов. Как вы думаете, с какой целью создаются подобные произведения графики? К чему они призывают граждан?

Ответы обучающихся.





Учитель (обобщая высказывание обучающихся). Художники Ленинграда создавали плакаты, которые призывали к борьбе с фашизмом, к защите города. Рассмотрите репродукции картин ленинградских художников, опишите сюжет, который создал каждый автор: о чём он рассказывает? Какие чувства вызывает у зрителя?

Сравните сюжет картины с текстом. Сделайте вывод: назовите событие (факт), о котором рассказывает текст и произведение живописи.


Методический комментарий. Учитель организует работу с текстом и репродукциями в небольших группах, самостоятельно определив количество иллюстраций для анализа. Другой вариант выполнения задания: обучающимся демонстрируются репродукции картин для обсуждения, а затем несколько ребят зачитывают текст на карточках.



Карточка 1. Если вы внимательно рассмотрели сюжет картины, то обязательно заметили признаки, которые рассказывают о трудностях, которые переживали дети блокадного города. За окном в небе висит аэростат, он охраняет небо Ленинграда от фашистских самолётов. Окно в комнате заклеено бумажными крестами, которые сохраняют стекло от ударов. Что ещё изображено на картине? О чём может рассказать керосиновая лампа? Почему дети находятся в комнате, но так тепло одеты?

А. Фролова. Блокадное детство




Карточка 2. Холод и голод... Чтобы получить хлебный паёк в блокадном Ленинграде, нужно было предъявить карточку на хлеб. Самая низкая норма хлеба пришлась на декабрь 1941 года – это было очень трудное время: ребёнок на сутки получал 125 граммов хлеба. Если представить, каким он был, то его можно сравнить со спичечным коробком. Подумайте, о чём мог думать этот мальчик, о чём мечтать, глядя на блокадный кусочек хлеба?

Кусочек блокадного, чёрного хлеба. Засохший и маленький, как уголёк. Когда рвали бомбы фашистские небо,

Его выдавали на детский паёк.

Кусочек блокадного хлеба хранится

Сегодня в музее, в витрине одной. Чтоб каждый мог вспомнить…

Какой нам Победа досталась ценой.

(А. Маров)

В. Абрамян. Память детства


Карточка 3. В холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик лет трёх – четырёх. Мать одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой руки бережно держит кусочек хлеба. В комнате холодно, печка остыла, дрова закончились. Но ребёнок улыбается: он счастлив, потому что рядом – мама, а хлеб такой вкусный…

Представьте себе, что мальчик вырос, и сегодня он – уже дедушка, имеет внуков. Как вы думаете, о каких событиях блокады он расскажет своим внукам?

Ю. Белов. Блокадный Ленинград




Карточка 4.

Перед той блокадною водой, Пред той, действительно живой, Пред той, действительно святой, Вставали люди на колени,

Поклоны били ей без лени, Потом с трудом, но поднимались, И к дому тихо отправлялись,

Стараясь святость не разлить,

А значит, жизнь ещё продлить…. (Ю. Антонов)


Почему поэт называет воду живой, святой? В каких словах стихотворения есть ответ на этот

вопрос?

А. Пахомов. За водой


Учитель. Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград: жил и трудился, и живой нитью поддерживала осаждённый город с большой землёй Дорога жизни. Рассмотрите репродукции картин ленинградских художников на тему «Ладога – дорога жизни», оцените стихотворение. Опишите, почему Ладогу называли Дорогой жизни. В каких условиях работали водители?

Ответы обучающихся.


С. Боим. Ладога – дорога жизни

А. Самсонов. Между жизнью и смертью


Чтец 1.

Рвутся на Ладоге мины, С треском рушится лёд. Всё же идёт машина, Хлеб в Ленинград везёт. Хлеба кусочек малый,

Ребёнка от смерти спас. Дорогою жизни стала Эта дорога для нас!

(О. Берггольц)

Учитель. Картины художников бережно хранят память о мужестве и стойкости ленинградцев. Посмотрим видео о том, как советские войска прорвали блокаду Ленинграда.

Демонстрация видео «Операция «Искра»».

В январе 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.

В ней участвовали: танковая бригада Ленинградского фронта, стрелковые дивизии Волховского и Ленинградского фронтов, Ладожская военная флотилия. Было освобождено от врага всё южное побережье Ладожского озера; восстановлено сухопутное сообщение с Северной столицей, освобождён ещё один город на Неве – Шлиссельбург.

Но борьба с фашистами не закончилась.

И только 27 января 1944 года блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня, была полностью снята.

Ленинград — единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Учитель. Рассмотрите репродукцию картины «Салют» художницы А. Остроумовой-Лебедевой, послушайте стихотворение Ю. Воронова о том, какие чувства переживали люди, когда впервые увидели мирный салют в родном городе. Найдите строчки стихотворения, которые можно назвать главной мыслью поэтического произведения.



Остроумова-Лебедева А. «Салют»


Чтец 2.

За залпом залп Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут, А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика

Гремит салют над Ленинградом.

(Ю. Воронов)


Часть 3. Заключительная

Учитель. Блокада снята, город свободен. Впереди – восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь каждый считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда. И после своей основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли восстанавливать свой любимый город. Рассмотрите фото, опишите, как шло восстановление города.

Ответы обучающихся.




Учитель. Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы.

Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить.

Рассмотрите плакат «Слава героям Ленинграда!». Кого художник плаката называет героями Ленинграда? Почему?

Ответы обучающихся.



Учитель. Вспомните факты из жизни блокадников, о которых мы сегодня говорили. Представьте, что вы стали взрослыми и у вас уже есть дети – младшие школьники. О каких событиях жизни в блокадном Ленинграде вы обязательно расскажете своим детям?

Ответы обучающихся.


ПОСТРАЗГОВОР
    • Составление выставки-памяти «Блокадный Ленинград».

    • Посещение музеев, памятных мест, связанных с Великой

Отечественной войной.

    • Участие в мероприятиях, посвящённых памятной дате «80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: анализ пословиц и поговорок «Тот герой, кто за Родину горой», «За правое дело стой смело!», «Мужество создаёт победителей»,

«Хоть ростом маловат, да мужеством богат».

Литературное чтение: работа с произведениями о Великой Отечественной войне.

Окружающий мир: знакомство с героическими страницами Великой

Отечественной войны.

Изобразительное искусство: рассматривание и обсуждение сюжетов картин Самсонова М. И. «Сестрица», Репина Н. Н. «Блокадный хлеб», Остроумовой-Лебедевой А. П. «Салют».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Сайт Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, https://blokadamus.ru

  2. Сайт музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», http://blokadainfo.ru

  3. Всероссийский открытый урок «Город вечно живой».

  4. Иванова Ю. Дорога жизни. – М. : Издательство Настя и Никита, 2023.

  5. Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова. – М. : Нигма, 2016.

  6. Богданов Н. В. Бессмертный горнист. – Санкт-Петербург : Речь, 2020.

  7. Туричин И. А. Мария Васильевна и четыре краски. – Ленинград : Детская литература, 1973.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Сохранение памяти поколений о стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда, о подвиге всех жителей нашей страны во время Великой Отечественной войны.





















Методические рекомендации
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 2–4 классов по теме

«НЕПОКОРЕННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО

ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»


Цель занятия: формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти,

преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.


Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Изучение жизни жителей блокадного Ленинграда, знание судеб людей, переживших эти трагические дни, позволяют сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).

Планируемые результаты Личностные:
  • проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать исторические события, связанные с блокадой Ленинграда;

  • понимать особенности военной и мирной жизни своих сверстников, приводить примеры, описывающие их блокадную жизнь;

  • выражать чувство жалости и сопереживания к детям, испытавшим фашистскую блокаду, но делавшим всё, чтобы приблизить победу над врагами;

  • воспринимать информацию о блокаде Ленинграда, как историческую правду, которую нельзя забывать.

Метапредметные:
  • сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с современной жизнью детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

  • работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;

  • участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать свое мнение и суждения, отражающие проявление стойкости и мужества защитников Ленинграда, жителей блокадного города.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • презентация.


Структура занятия

Обсуждение с младшими школьниками страниц героической истории нашей Родины требует особого внимания учителя. Это связано не только с тем, что восприятие исторических событий детьми младшего школьного возраста затруднено недостаточной их ориентировкой в понятиях

«историческое время», «век», «лента времени», но и той эмоциональной нагрузкой, которую принимает на себя каждый участник занятия. Это требует особого отношения к подбору иллюстративного материала, видеоматериалов, чтобы анализ очевидности изображенного события (реакция детей на скорбь, горе, страдания людей в годы блокады) сопровождался бережным отношением к их чувствам. Очень многие факты жизни в блокадном Ленинграде вызывают у детей слишком бурные чувства: они рыдают, вскакивают с места, закрывают глаза («не хочу это смотреть»), поэтому все обсуждения должны идти без эмоционального «надрыва» и заканчиваться оптимистически. Учитель может комментировать высказывания детей важными положительными событиями, число которых с каждым годом

увеличивалось в блокадном Ленинграде. Некоторые факты, которые может дополнительно использовать учитель:

  • За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) из осажденного города было эвакуировано около 2 млн. человек.

  • В 1942 году по «Дороге жизни» из Ленинграда на Большую Землю было вывезено полмиллиона человек.

  • 5 апреля 1942-го стало днем запуска трамвая.

  • Норма выдачи хлеба в сутки на одного ребенка до 12 лет: 20 ноября 1941 года – 125 г

25 декабря 1941 года – 200 г

24 января 1942 года – 250 г

11 февраля 1942 года – 300 г

23 февраля 1943 года – 400 г

В сценарии выделено содержание планируемых результатов, которые в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО могут успешно формироваться на обсуждаемом занятии. Конечно, нельзя требовать и тем более проверять достижения детей, которые они получат в течение одного занятия, но основа новых знаний, новых эмоциональных впечатлений будет постепенно превращаться в устойчивые нравственные ценности. Еще раз подчеркнем, что предметные знания – не самоцель «Разговоров о важном», а основа, предпосылка рождения гражданских и нравственных чувств младших школьников.


Часть 1. Мотивационная

Первая часть сценария занятия традиционно имеет цель: формирование мотива предстоящей деятельности. В данном случае это достигается на основе оценки сюжета памятника, посвященного снятию блокады города Ленинграда в 1944 г. Дети должны понять, почему архитектурной основой памятника является разорванный круг. Такое понимание доступно обучающимся 3-4 класса на основе уже имеющихся знаний, что фашисты окружили Ленинград и взяли город в кольцо. Обсуждение позволяет в обобщенном виде представить начало блокады и сформулировать утверждение, что город жил, трудился, боролся и не сдавался. Такое суждение – мотив основного разговора о блокаде Ленинграда.

Часть 2. Основная

Основная часть занятия – формирование представлений о событиях, происходящих во время блокады с 1941 по 1944 годы, о труде, жизни взрослых и детей, мерах, которые принимала Большая земля для спасения города и его

жителей. Для этого используются разнообразные задания, обсуждение воображаемых ситуаций, диалоги по оценке сюжетов, а также на карточках, которые читают дети. Очень важным и новым методом воспитания гражданских и нравственных чувств в «Разговорах о важном» является построение диалогов, дискуссий на основе восприятия произведений живописи, оценки эмоционального состояния героев живописных полотен, написанных художниками-блокадниками Ленинграда. Это позволяет участникам занятия наглядно представить и прочувствовать конкретные моменты жизни в блокадном городе.

Обучающиеся получили огромную информацию о том, как проходила блокада Ленинграда, какие испытания пережили жители города и как героически они с ними справлялись. Поэтому важно установить, что особенно запомнилось младшим школьникам, какие события отозвались в их душе эмоционально. Если дети будут затрудняться сформулировать свои суждения (они просто могут не справиться с волнением), то учитель может предложить свои варианты ответов. Например: «Я запомнила, как шли по льду машины под обстрелом с воздуха, некоторые проваливались под лед, горели… В грузовиках сидели маленькие ребятишки, им было страшно….», «А еще я запомнила афишу концерта симфонии Шостаковича. Война, бомбежки, голод и холод, а люди хотят слушать музыку!».

Очень важно, чтобы дети в результате воображаемых ситуаций, диалогов, анализа сюжетов живописных полотен запомнили факты, которые характеризовали блокаду: хлебные карточки; очередь за водой, обстановка квартир, окна которых заклеены бумажными «крестами», ладожскую дорогу жизни. И конечно, огромные усилия армии в выполнении операции «Искра» и вклад тыла в борьбу с врагом.

Цель завершения основной части занятия – обобщить полученные детьми эмоциональные впечатления. И решить эту задачу поможет слушание фрагмента седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича. Восприятие звукового рисунка симфонии – негромких, четких,

«сухих» звуков барабана может быть усилена одновременным рассматриванием картины (репродукция картины Л. Русова «Седьмая симфония»), на которой фактически представлено содержание симфонии – разрушенные ленинградские дома, скорбные лица голодных людей, уходящие вдаль солдаты….

Часть 3. Заключительная

Своеобразным обобщением занятия является беседа по содержанию плаката «Слава героям Ленинграда». Дети должны понимать, что героем блокады Ленинграда можно назвать каждого, кто внес свою лепту в защиту города: солдата, труженика завода, парнишку, который встал за станок отца, младшую школьницу, оказывающую в госпитале помощь раненым. В процессе диалога и воображаемой ситуации дети представляют, что они хотели бы рассказать своим будущим детям и внукам о событиях блокады. В

«Книгу памяти», которую учитель предлагает ребятам, записываются главные события блокады Ленинграда. Во внеурочное время ети могут сделать и рисунки. Обложку для книги могут сделать сами дети до занятия.


ПОСТРАЗГОВОР
    • Составление книги-памяти «Блокадный Ленинград».

    • Посещение музеев, памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.

    • Участие в мероприятиях, посвященных памятной дате «80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: анализ пословиц и поговорок «Тот герой, кто за Родину

горой», «За правое дело стой смело!», «Мужество создаёт победителей»,

«Хоть ростом маловат, да мужеством богат».

Литературное чтение: работа с произведениями о Великой Отечественной войне.

Окружающий мир: знакомство с героическими страницами Великой Отечественной войны.

Изобразительное искусство: рассматривание и обсуждение сюжетов картин Самсонова М.И. «Сестрица», Репина Н.Н. «Блокадный хлеб», Остроумовой-Лебедевой А.П. «Салют».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Сайт Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, https://blokadamus.ru

  2. Сайт музея-заповедники «Прорыв блокады Ленинграда», http://blokadainfo.ru

  3. Всероссийский открытый урок «Город вечно живой».

  4. Иванова Ю. Дорога жизни. – М. : Издательство Настя и Никита, 2023.

  5. Яковлев Ю.Я. Девочки с Васильевского острова. – М. : Нигма, 2016.

  6. Богданов Н.В. Бессмертный горнист. – Санкт-Петербург : Речь, 2020.

  7. Туричин И.А. Мария Васильевна и четыре краски. – Ленинград : Детская литература, 1973.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Сохранение памяти поколений о стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда, о подвиге всех жителей нашей страны во время Великой Отечественной войны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!