преемственность поколений
единство народов России
Сценарий занятия
НЕПОКОРЕННЫЕ
80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
1 класс
справедливость
историческая память
22 января 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1 классов по теме
«НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»
Цель занятия: формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.
Формирующиеся ценности: историческая память, справедливость,
преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.
Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Изучение жизни жителей блокадного Ленинграда, знание судеб людей, переживших эти трагические дни, позволяют сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).
Планируемые результаты Личностные:
проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать исторические события, связанные с блокадой Ленинграда;
понимать особенности военной и мирной жизни своих сверстников, приводить примеры, описывающие их блокадную жизнь;
выражать чувство жалости и сопереживания к детям, испытавшим фашистскую блокаду, но делавшим всё, чтобы приблизить победу над врагами;
воспринимать информацию о блокаде Ленинграда, как историческую правду, которую нельзя забывать.
Метапредметные:
сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с современной жизнью детей, описывать особенности блокадной жизни детей;
работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение и суждения, отражающие проявление стойкости и мужества защитников Ленинграда, жителей блокадного города.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение разнообразных заданий.
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
видеофрагмент,
интерактивные задания,
презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается просмотром видеофильма о салюте, который состоялся в январе 1944 года в честь снятия блокады Ленинграда. Обсуждение этого события создаёт мотивацию детей к активному участию в разговоре, который посвящён героической странице истории родной страны – 80-летию со дня прорыва блокады Северной столицы России.
Часть 2. Основная
Беседа о жизни в блокадном Ленинграде: героизме жителей, участие детей в деятельности взрослых. Выполнение разнообразных заданий, работа с текстами и иллюстрациями, обсуждение воображаемых ситуаций.
Часть 3. Заключительная
Учитель руководит коллективным обобщением обсуждаемого на занятии материала, подводит детей к формулировке вывода.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная Учитель.
Вокруг всё было тихо,
И вдруг — салют! Салют! Ракеты в небе вспыхнули И там, и тут!...
На улицу, на улицу Все радостно бегут, Кричат «Урра»!
Любуются
На праздничный Салют!
(О. Высотская)
Посмотрим видеофильм и ответим на вопрос: какие события в жизни страны отмечают салютом?
Демонстрация кадров кинохроники «Салют. Снятие блокады Ленинграда»
Учитель (обобщая высказывания обучающихся). Салютом всегда отмечают знаменательные события в жизни страны: победы, научные открытия, государственные праздники. Два кадра этого видео как будто остановили моменты происходящего салюта. Рассмотрите их. Расскажите, как происходит салют? Чему радуются люди? Какие чувства возникают у людей, когда они празднуют победу?
Ответы обучающихся.
Учитель. Салют, который вы сейчас увидели, состоялся 80 лет назад в 1944 году в честь снятия блокады Ленинграда. Рассмотрите карту, что такое блокада?
Ответы обучающихся.
Учитель. Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили Ленинград, так назывался во время Великой Отечественной войны город Санкт-Петербург. Блокада Ленинграда продолжалась ровно 872 дня, но город выжил и победил!
Часть 2. Основная
Учитель. Рассмотрим фотографии. Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады? О чём рассказывают фотографии того времени?
Ответы обучающихся.
Учитель. Блокадный Ленинград. Засыпанные снегом и замороженные городские трамваи. Забор воды из проруби на Неве. Дорога жизни –
единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Мы сегодня не можем себе представить, что в «Булочной» или в магазине «Хлеб» нас встречают пустые полки. А тогда, во время блокады Ленинграда, чтобы получить хлебный паёк, нужно было предъявить карточку на хлеб. Самая низкая норма хлеба пришлась на декабрь 1941 года – это было очень трудное время: ребёнок на сутки получал 125 граммов хлеба. Давайте представим, каким был кусочек хлеба в 125 граммов. Сравним этот кусочек со спичечным коробком.
Методический комментарий.
Желательно, если есть возможность, кроме фотографии продемонстрировать кусочек чёрного хлеба того размера, который выдавался в блокадном Ленинграде.
Учитель. Рассмотрите фотографии, которые рассказывают о том, как жили граждане Ленинграда во время блокады, чем они занимались. Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась, ленинградцы сдались и только ждали эвакуации в тыл?
Ответы обучающихся.
Учитель. Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград: жил и трудился. Дети учились в школе, встречали Новый год. Работали кинотеатры, художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, посвящая её родному городу, работало ленинградское радио. Рассмотрим фотолетопись осаждённого города, выполним задание.
Интерактивное задание №1.
Содержание задания: экран оформлен как разворот фотоальбома: на одной странице размещена надпись: «Город живёт!», а другая страница содержит заголовок «Ладога – дорога жизни!». Внизу экрана появляется ряд фотографий, обучающиеся рассматривают каждую, а затем размещают её (перетаскиванием) на одну из страниц: «Город живёт!» и «Ладога – дорога жизни!».
Фоторяд «Город живёт!»
Информация для педагога: продажа билетов на концерт симфонического оркестра с исполнением Седьмой
«Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде, 9.08.1942 она была исполнена в Ленинграде.
Информация для педагога: сотрудница Ленинградского зоосада Евдокия Ивановна Дашкина с бегемотихой по кличке Красавица во время блокады. В блокадном Ленинграде самка бегемота получала в день 4–6 килограммов овощной и травяной смеси, и ещё 30 килограммов распаренных опилок для заполнения желудка. Благодаря подвигу Е. И. Дашкиной Красавица пережила всю блокаду Ленинграда и дожила в зоосаде до 1951 года.
Информация для педагога: футбольный матч между командами
«Динамо» и Краснознамённого Балтийского флота на стадионе в блокадном Ленинграде.
Информация для педагога: ребята продолжали учиться. Уроки проводились даже в бомбоубежищах. На тетрадях учеников вместо номера школы стоял номер бомбоубежища.
Информация для педагога: по всему городу, где возможно, жители города – рабочие заводов, учреждений, члены семей выращивали овощи: капусту, морковь, свёклу, картошку. Урожай шёл в больницы, в детские сады, в заводские столовые. Это была большая помощь в питании жителей.
Фоторяд «Ладога – дорога жизни!».
Информация для педагога: из Ленинграда в тыл шли грузовики с детьми, стариками, больными и ранеными. Их эвакуировали в тыл. За время работы Дороги жизни из Ленинграда вывезли на Большую Землю более полумиллиона человек.
Информация для педагога: днём и ночью, ночью и днём нескончаемым потоком шли в Ленинград грузовики с продуктами, одеждой, бензином.
Информация для педагога: наступил ноябрь 1941 года. Все ждали морозов, потому что ездить по льду было ещё опасно. 20 ноября 1941 г. толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.
Учитель. Фотографии того времени бережно хранят память о мужестве и стойкости ленинградцев. И сегодня у нас есть уникальная возможность услышать почётного гражданина Санкт-Петербурга Строгонову Надежду Васильевну, которая в блокадном Ленинграде работала учителем.
Демонстрация выступления Строгоновой Н.В.
Учитель. Да, в очень тяжёлых условиях, город жил и сражался! Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и мужества всех его жителей.
Посмотрим видео о том, как советские войска прорвали блокаду Ленинграда.
Демонстрация видео «Операция «Искра»».
В январе 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.
В ней участвовали: танковая бригада Ленинградского фронта, стрелковые дивизии Волховского и Ленинградского фронтов, Ладожская военная флотилия. Было освобождено от врага всё южное побережье Ладожского озера; восстановлено сухопутное сообщение с Северной столицей, освобождён ещё один город на Неве – Шлиссельбург.
Но борьба с фашистами не закончилась.
И только 27 января 1944 года блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня, была полностью снята.
Учитель. Ленинград — единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение. Расскажите, почему мы обязательно будем помнить об этих страницах истории нашей Родины?
Ответы обучающихся.
Учитель. Послушайте стихотворение поэта, который ребёнком пережил блокаду. Как он отвечает на вопрос: нужно ли помнить всё, что было?
Опять война, опять блокада… Быть может, нам о ней забыть? Мне часто говорят: не надо,
Не надо память бередить. Но для того, чтоб на планете Не повторялось той войны, Мне надо, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы… (Ю. Воронов)
Часть 3. Заключительная
Учитель. Блокада снята, город свободен. Впереди – восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь каждый считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда. И после своей основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли восстанавливать свой любимый город. Рассмотрите фото, опишите, как шло восстановление города.
Ответы обучающихся.
Учитель. Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы.
Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить.
Давайте сделаем небольшую выставку в классе. Ваши друзья- четвероклассники предложили вот такие фотографии для нашей выставки в память об исторических событиях, рассказывающих о блокаде Ленинграда.
Как вы думаете, почему ребята выбрали именно эти фотографии? Согласны ли вы с высказыванием четвероклассников? Послушаем их.
Первая фотография рассказывает о тех простых предметах, которые спасали блокадников в суровые зимние дни и ночи: печка-буржуйка, железный чайник, кружка кипятка; стопка газет и книг, которые использовались вместо дров.
На второй фотографии репродуктор. Это такое радио, которое вело передачи в блокадном Ленинграде, здесь шли известия о состоянии на фронте, о жизни в Ленинграде, звучали стихи и музыка. Всё это помогало ленинградцам справляться с тяготами блокады. А метроном оповещал о начале воздушной тревоги. Ритмичный звук метронома был главным звуком жизни блокадного Ленинграда.
На третьей фотографии сохранившееся объявление: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Здесь всегда лежат живые цветы. Это объявление – проявление заботы о жителях блокадного Ленинграда, напоминание о том, что для города важна каждая человеческая жизнь, и её нужно беречь.
Учитель. Предлагаю объединиться в группы и после уроков придумать заголовок к нашей выставке и красиво его оформить.
ПОСТРАЗГОВОР
Составление выставки-памяти «Блокадный Ленинград».
Посещение музеев, памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
Участие в мероприятиях, посвящённых памятной дате «80 лет со
дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: анализ пословиц и поговорок «Тот герой, кто за Родину горой», «За правое дело стой смело!», «Мужество создаёт победителей»,
«Хоть ростом маловат, да мужеством богат».
Литературное чтение: работа с произведениями о Великой Отечественной войне.
Окружающий мир: знакомство с героическими страницами Великой Отечественной войны.
Изобразительное искусство: рассматривание и обсуждение сюжетов картин Самсонова М. И. «Сестрица», Репина Н. Н. «Блокадный хлеб», Остроумовой-Лебедевой А. П. «Салют».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Сайт Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, https://blokadamus.ru
Сайт музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», http://blokadainfo.ru
Всероссийский открытый урок «Город вечно живой».
Иванова Ю. Дорога жизни. – М. : Издательство Настя и Никита, 2023.
Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова. – М. : Нигма, 2016.
Богданов Н. В. Бессмертный горнист. – Санкт-Петербург : Речь, 2020.
Туричин И. А. Мария Васильевна и четыре краски. – Ленинград : Детская литература, 1973.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Сохранение памяти поколений о стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда, о подвиге всех жителей нашей страны во время Великой Отечественной войны.
Методические рекомендации
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1 классов по теме
«НЕПОКОРЕННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»
Цель занятия: формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.
Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти,
преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.
.
Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Изучение жизни жителей блокадного Ленинграда, знание судеб людей, переживших эти трагические дни, позволяют сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).
Планируемые результаты Личностные:
проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать исторические события, связанные с блокадой Ленинграда;
понимать особенности военной и мирной жизни своих сверстников, приводить примеры, описывающие их блокадную жизнь;
выражать чувство жалости и сопереживания к детям, испытавшим фашистскую блокаду, но делавшим всё, чтобы приблизить победу над врагами;
воспринимать информацию о блокаде Ленинграда, как историческую правду, которую нельзя забывать.
Метапредметные:
сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с современной жизнью детей, описывать особенности блокадной жизни детей;
работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать свое мнение и суждения, отражающие проявление стойкости и мужества защитников Ленинграда, жителей блокадного города.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
видеофрагмент,
интерактивные задания,
презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Первая часть сценария занятия традиционно имеет цель: формирование мотива предстоящей деятельности. В данном случае рождению эмоционально-познавательного мотива помогает яркое позитивное событие – просмотр видео салюта, который произошел в Ленинграде в честь снятия блокады в январе 1944 года. Знакомство с событием, которое завершило тяжелый период в жизни северной столицы во время Великой Отечественной войны, позволяет обучающимся 1 класса все содержание занятия воспринимать на позитивных эмоциях: «ленинградцы выстоят», «армия прорвет блокаду», «вся страна помогает городу», «все, даже дети проявляют стойкость, упорство, веру в победу». Но прежде всего, ребята должны понимать значение слова «блокада». Это наглядно показано на карте, где выделено кольцо, окружившее город в 1941 году.
Учитель обратит внимание на планируемые результаты обучения, которые интегрируют личностные и метапредметные достижения
обучающихся в 1 классе. Отличительная особенность обсуждения очень сложной, волнительной для детей темы, раскрывающей тяжелейшие страницы истории Великой Отечественной войны, - это влияние на становление нравственных чувств детей, подведение их к пониманию сложнейших понятий – «историческая память», «патриотизм», «героизм и самопожертвование». Конечно, младшие школьники 7-8 лет не сразу осознают эти понятия, но занятие позволит подвести их пока к общей ориентировке в их значении. Но то эмоциональное состояние, которое будет возникать при обсуждении жизни в блокадном Ленинграде: беспокойство, жалость, сожаление, сочувствие, - станут предпосылкой для постепенного принятия обучающимися общечеловеческих ценностей – историческая память священна, от поколения к поколению передаются нравственные правила жизни в обществе, граждане объединяются, когда их Родине грозит опасность.
Часть 2. Основная
Основная часть состоит из заданий, которые строятся на работе с текстовым и иллюстративным материалом. И главным является наполняемость характеристики слова «блокада»: раскрытие особенностей жизни ленинградцев, ужасы, связанные с голодом, холодом, изолированность от других районов страны. Чтобы облегчить процесс восприятия иллюстративного материала и понимание темы событий, зафиксированных на фотографиях тех лет, обучающимся предложено рассмотреть фотографии блокадного Ленинграда и сформулировать ее главную мысль. Конечно, современному младшему школьнику трудно понять, что означает «очередь за водой», «почему нельзя досыта поесть хлеба, почему такой маленький кусочек грубого черного хлеба нужно получать по карточкам». В этом случае велика роль учителя как руководителя познавательного процесса: он в случае необходимости должен объяснить, раскрыть, описать событие, наглядно его представить. Например, очень наглядно для детей выглядит измерение кусочка хлеба на весах. Это вызывает бурю детских эмоций: «И все на целый день?!», «Вот что такое голод! Когда даже хлеба нельзя поесть, сколько хочешь», «А мы капризничаем: это – не буду…, это – не люблю…».
Очень важным является задание на классификацию предложенных фотографий. Их объединение в две группы в соответствии с названиями
«Город живет!» и «Ладога – дорога жизни!» позволяет не только запомнить, но и пережить каждое событие. Очень важно в этой части занятия познакомить обучающихся с жизнью их сверстников в блокадном Ленинграде, особо подчеркнуть, что работали детские сады, школы, а уроки часто проходили в разрушенных школах и бомбоубежищах. Ленинградские школьники считали
свою учебу важным делом: несмотря ни на какие невзгоды, жизнь должна продолжаться. Это тоже вклад в победу над врагом. Рассказ учителя о том, что работали театры, библиотеки, в дни Нового года к детям с подарками приходил, как и в мирное время, Обсуждая с детьми культурную жизнь блокадного Ленинграда, учитель еще раз подчеркнет, что артисты работали в тяжелейших условиях: они были голодные, выступали в холодных залах, часто больные и изможденные. В завершение учителю важно подвести обучающихся к обобщению событий и фактов, которые они узнали на данном занятии. Дети должны выделить те страницы истории блокады Ленинграда, которые должен всегда помнить каждый гражданин нашей страны.
Часть 3. Заключительная
Заканчивается занятие разговором о том, как началось восстановление разрушенного города, вывод, который сделают дети, поможет сформулировать учитель: каждый гражданин Ленинграда, переживший блокаду, внес свой вклад к возрождению города к мирной жизни. Последнее задание занятия концентрирует внимание обучающихся на объектах, которые тесно связаны с жизнью ленинградцев в блокаде. Действительно, для каждого гражданина героического города эти предметы имеют особый смысл, и, конечно, касаются не столько характеристики быта блокадного Ленинграда, сколько напоминают о нравственной стороне происходящих событий: внимании к каждому ленинградцу, желании, сколько возможно, помочь ему выжить, поддержать, эмоционально ободрить.
Учитель, по желанию детей или по собственному замыслу, может изменить содержание заключительной части, но идея привлечения обучающихся старших классов начальной школы, которые уже достаточно хорошо осведомлены о тех событиях Великой Отечественной войны, целесообразно, потому что дети всегда с большим интересов и с удовольствием слушают своих товарищей по школе. Идея организации выставки по результатам занятия тоже заслуживает внимания.
ПОСТРАЗГОВОР
Составление выставки-памяти «Блокадный Ленинград».
Посещение музеев, памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
Участие в мероприятиях, посвященных памятной дате «80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: анализ пословиц и поговорок «Тот герой, кто за Родину горой», «За правое дело стой смело!», «Мужество создаёт победителей»,
«Хоть ростом маловат, да мужеством богат».
Литературное чтение: работа с произведениями о Великой Отечественной войне.
Окружающий мир: знакомство с героическими страницами Великой Отечественной войны.
Изобразительное искусство: рассматривание и обсуждение сюжетов картин Самсонова М.И. «Сестрица», Репина Н.Н. «Блокадный хлеб», Остроумовой-Лебедевой А.П. «Салют».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Сайт Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, https://blokadamus.ru
Сайт музея-заповедники «Прорыв блокады Ленинграда», http://blokadainfo.ru
Всероссийский открытый урок «Город вечно живой».
Иванова Ю. Дорога жизни. – М. : Издательство Настя и Никита, 2023.
Яковлев Ю.Я. Девочки с Васильевского острова. – М. : Нигма, 2016.
Богданов Н.В. Бессмертный горнист. – Санкт-Петербург : Речь, 2020.
Туричин И.А. Мария Васильевна и четыре краски. – Ленинград :
Детская литература, 1973.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Сохранение памяти поколений о стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда, о подвиге всех жителей нашей страны во время Великой Отечественной войны.