СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "День первооткрывателя". 1-2 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие по теме "День первооткрывателя" в 1-4  классах

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "День первооткрывателя". 1-2 классы.»


Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ

1-2 классы

12 февраля 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ»


Цель занятия:

  • сформировать у школьников представление о первооткрывателях, чьи открытия, изобретения вошли в мировое наследие;

  • мотивировать детей к познавательной и исследовательской деятельности;

  • показать обучающимся, что сделать свои первые открытия можно уже в юном возрасте;

  • сформировать у школьников представление о путешествиях по России как способе познания мира.

Формирующиеся ценности: гордость за страну, любовь к Родине, самореализация.

Основные смыслы. День первооткрывателя – это праздник, который посвящен выдающимся соотечественникам – путешественникам, учёным, исследователям и их открытиям. Первооткрыватели – это, в первую очередь, профессионалы, которые смогли преодолеть границы стандартной деятельности и посвятили свою жизнь служению людям, науке, своей стране. Мы сохраняем память о первооткрывателях нашей страны, учимся у них целеустремлённости, верности своему делу, мужеству идти вперёд. Совершать открытия могут люди разного возраста и профессий.

Планируемые результаты Личностные:
  • приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

  • выражение признания, проявление уважения и благодарности к выдающимся гражданам России, внёсшим значимый вклад в развитие страны;

  • стремление к расширению кругозора;

  • потребность в познании и самопознании.

Метапредметные:
  • проявление активности, интереса к обсуждаемым вопросам;

  • работа с информацией: сравнение и анализ, обобщение на основе предст авленного материала;

  • коммуникативная активность и сотрудничество в совместной исследовательской деятельности.


Продолжительность занятия: 30 минут


Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа, игра.

Занятие предполагает использование видеофрагментов и включает выполнение различных заданий.


Комплект материалов:
    • Сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/discoverer-12-script.pdf 

    • методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/discoverer-12-method_recom.pdf 

    • видеофрагменты:

  • День первооткрывателя. Интервью с Д. Сербиным https://youtu.be/kafW_RLF1aw?si=BWOg2wf445ob9RdE 

  • Говорим о важном с А.М. Сагалевичем https://youtu.be/IwYOLE0coNE?si=VzzO-BMsBlb0XttY 

  • Первооткрыватели https://youtu.be/IZ5Xr-Df5HA?si=EEH5rCJmMsxtfbrY 

  • Г.Гуров. Анонс научных проектов Движения Первых https://youtu.be/qECpjG5cMpg?si=5YtOzgU8Kp_6_eLL 

  • Моё участие Движения Первых https://youtu.be/P4R0NMnvpAk?si=UvWOTF-Qm3Zb_lyo 

  • Плакат https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/discoverer-poster.png 

  • Рабочий лист https://vk.com/doc331892717_669746692?hash=Bj4u45ntgvEsBT1nz7eqKi7zKsSfr3hmSKFzgzMuB6w&dl=XGacZr5ueVNvH1x1ll8qvFe94fzhFHr88IUmxIrQMnP 



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить познавательный интерес к теме, подготовить к участию в последующем обсуждении, содействовать ценностному отношению к истории и культуре страны, выдающимся достижениям соотечественников в различных областях знаний и профессиональной деятельности, формировать стремление к активной деятельности.


Часть 2. Основная

В основной части педагог проводит беседу о понятии и роли первооткрывателей и о том, кто может стать первооткрывателем. Беседа о путешествиях как способе познания мира.


Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа о роли первооткрывателей в жизни общества. Обсуждение проблемных вопросов «Кто может стать первооткрывателем и первопроходцем?».

Представление многообразия возможностей для детей в научном направлении деятельности Движения Первых.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, послушайте стихотворение. Как вы думаете, кого называют первыми?


Первые – это всегда непросто, Но покоряются первым звезды,

Горы седые, дно океана, вечные холода. Первые – это, конечно, трудно,

Что же, на помощь друзья придут к нам. Если нас много, легче дорога,

Друга плечо рядом всегда.

Светлана Астапчик


Учитель. Первыми называют людей, которые начинают что-то раньше других, тех, кто открывает новое в окружающем нас мире и может вести за собой.

Учёных, исследователей, путешественников, которые первыми сделали важное для человечества, страны открытие называют первооткрывателями. На прошлых занятиях мы с вами говорили о многих учёных, исследователях, вспомните и назовите их. В чём они были первыми?

Ответы обучающихся.




Учитель. Действительно, сложно представить историю России без таких выдающихся людей, как Сергей Королёв, который изобрел первый искусственный спутник Земли. Вы помните имя Юрия Гагарина, совершившего первый полет в космос, Дмитрия Ивановича Менделеева и его

«Периодическую систему химических элементов». Давайте узнаем и о других выдающихся открытиях российских учёных и путешественников.

Посмотрим видеоролик о них.

Демонстрация видеоролика «Первооткрыватели»

29 января в России отмечается День первооткрывателя. История этого праздника берёт своё начало с открытия в 1820 году континента Антарктида российскими мореплавателями под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семёна Челюскина и других путешественников. Её участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей.

Последнее значимое географическое открытие современности совершил наш соотечественник Борис Вилькицкий. В 1913 году экспедиция на ледоколах

«Таймыр» и «Вайгач» под его руководством открыла Северную Землю (Землю Императора Николая II) и остров Малый Таймыр.

Наши соотечественники были первооткрывателями в самых разных сферах: освоении космоса, медицине, микробиологии, кинематографе, информационных технологиях, строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.

Так в 1899 году инженер Ипполит Романов в Санкт-Петербурге представил первый электромобиль четырёхколёсный экипаж. Это изобретение стало праотцом известного нам троллейбуса.

Сегодня сложно представить жизнь без цветных фотографий. И открыл нам их в 1902 году фотограф-исследователь Сергей Прокудин- Горский.

Прообразом современных роботов-помощников стала разработка советского инженера Бориса Гришина. В 1966 году он создал робота- секретаря для своей матери, которая серьёзно болела и нуждалась в уходе. Он мог передвигаться и ухаживать за человеком, отвечать на телефонные звонки, включал и выключал свет, бытовую технику, регулировал температуру в помещении.

Настоящим прорывом в мировой медицине стало открытие врача- кардиохирурга, изобретателя Лео Бокерии. Его экспериментальный метод хирургического лечения нарушений ритма сердца помог спасти десятки тысяч жизней и изменил представление о диагностике сердечных заболеваний. В этом году Леонид Антонович Бокерия отметит 85-летний юбилей).

Учитель. О каких открытиях и изобретениях вы узнали? Расскажите.

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная

Учитель. Первооткрыватели, путешественники, изобретатели – это те, кто первыми прокладывают дорогу в новое, неизвестное. А как вы считаете, можно ли в наше время сделать какое-то открытие и стать первым человеком, который сделает что-то новое? Или всё уже открыто и изобретено?

Проголосуем: если вы считаете, что все открытия уже сделаны, то поднимите левую руку, а кто считает, что еще есть что открывать и изобретать, то поднимите правую руку. Объясните, почему вы так думаете?

Ответы обучающихся.


Учитель. Конечно, в мире есть ещё очень многое, что можно открыть. Учёные и исследователи продолжают делать открытия и доказывают нам, что в мире существует множество неизведанного в науке, в исследованиях земли, природы и космоса, в жизни человека.

И сегодня у нас есть уникальная возможность познакомиться с учёным- исследователем, Героем России, Анатолием Михайловичем Сагалевичем, который на протяжении многих лет изучает мировой океан и более 500 раз погружался с научными целями, ему присвоено почётное звание

«Первооткрыватель Русского географического общества».


Демонстрация выступления федерального спикера.


Учитель. Какие советы даёт нам Анатолий Михайлович, чтобы стать первооткрывателями?

Ответы обучающихся.


Учитель. Какие качества нам помогут этого достичь?

Ответы обучающихся.


Учитель. Это любознательность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, ответственность, желание много знать и читать, а еще любовь к нашей стране. А как мы можем лучше узнать то, что нас окружает: природу и людей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Это не только книги и фильмы, но и путешествия. Ведь

путешествия – это отличная возможность не только получить новые впечатления, но и познакомиться с природой, культурой, языком и обычаями разных народов. Ребята, расскажите, а где в России нашей области/городе/поселке/населенном пункте) вы бывали? Какие места вам особенно запомнились? Какой способ путешествий нравится вам больше всего? Что необычного вы увидели в своих путешествиях?

Ответы обучающихся.


Учитель. Любое открытие начинается с мечты. Давайте мы с вами отправимся в небольшое путешествие и помечтаем о том, что бы вы хотели открыть, изобрести, чтобы вашей семье, школе, нашей стране было полезно.


Коллективная деятельность детей. Создание общей картины

«Путешествие к мечте»

Содержание задания. Ребятам предлагается отправиться в путешествие к своей мечте на лодке.

Море будет представлять доска, при этом можно разместить рисунок, а можно нарисовать волны, солнце. Ребята вырезают лодочку по шаблону (см. Приложение), раскрашивают её цветными карандашами, подписывают своё имя и думают о своей мечте, исполнение которой будет полезной окружающим.

Затем лодочки размещаются на море-доске, таким образом, отравляясь в путешествие к мечте.

Учитель. Вот и отправились наши лодочки к своей мечте, но главное для нас – мечтать, упорно трудиться и идти к своей цели, чтобы рядом были близкие люди, друзья и единомышленники. Специально для нашего разговора участники Движение первых поделились своим опытом. Послушаем Тимофея Веселкова.

Демонстрация видеоролика: «Моё участие в Движении Первых»


Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, сегодня мы поняли, что первооткрыватели – это люди, которые следуют за своей мечтой, выходят за привычные рамки и открывают то, что не было известно раньше. Первооткрывателями могут быть путешественники, изобретатели, учёные. Открытия можно совершить даже в тех областях, где, на первый взгляд, все изучено.

Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы в будущем стать ученым,

путешественником, изобретателем?

Ответы обучающихся.


Учитель. Ребята, давайте посмотрим видео о проектах Движения Первых, которые могут помочь вам в будущем стать ученым, путешественником, изобретателем. Председатель правления Движения Григорий Гуров расскажет о том, в каких направлениях Движения могут принять участие ребята со всей страны.


Демонстрация видеоролика «Наука Первых». Анонс научных проектов Движения Первых от Григория Гурова

Учитель. Все вместе мы можем включаться в полезные дела Движения Первых, чтобы учиться быть активными, первыми, ответственными за то, какие открытия будут сделаны в будущем. Новые открытия – в ваших руках.


ПОСТ-РАЗГОВОР

Чтение и обсуждение книги Феликса Кривина «Как стать кругосветным

путешественником».

Знакомство с материалами Русского географического общества, https://kino.rgo.ru/.

Посещение краеведческих музеев, природных заказников и заповедников, которые находятся в населенном пункте или близлежащих территориях.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литературное чтение: произведения о путешественниках, учёных- исследователях.

Окружающий мир: работа с географическими картами, формирование

умений использовать компас.

Технология: конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Портал фильмов Русского географического общества. Серия «Наши в мире» https://kino.rgo.ru/films/?page=36

  • Ф. Конюхов Тихий океан, - М. : Издательство Настя и Никита

 С. Кайманов Необычные места России. - М.: Издательство Настя и

Никита

  • Русские Колумбы / Т.Ю. Лубченкова. – М.: Белый город, 2002

  • Великая Россия: наши знаменитые соотечественники / под. Ред. С.Шиндиковой. – М.: Союз-К, 2009


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Благодарность учёным-исследователям, посвятившим свою жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.



Приложение 1.































Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ

1-2 классы

12 февраля 2024 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ»


Цель занятия:

  • сформировать у школьников представление о первооткрывателях, чьи открытия, изобретения вошли в мировое наследие;

  • мотивировать детей к познавательной и исследовательской деятельности;

  • показать обучающимся, что сделать свои первые открытия можно уже в юном возрасте;

  • сформировать у школьников представление о путешествиях по России как способе познания мира.

Формирующиеся ценности: гордость за страну, любовь к Родине, самореализация.

Основные смыслы. День первооткрывателя – это праздник, который посвящен выдающимся соотечественникам – путешественникам, учёным, исследователям и их открытиям. Первооткрыватели – это, в первую очередь, профессионалы, которые смогли преодолеть границы стандартной деятельности и посвятили свою жизнь служению людям, науке, своей стране. Мы сохраняем память о первооткрывателях нашей страны, учимся у них целеустремлённости, верности своему делу, мужеству идти вперёд. Совершать открытия могут люди разного возраста и профессий.

Планируемые результаты Личностные:
  • приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

  • выражение признания, проявление уважения и благодарности к выдающимся гражданам России, внёсшим значимый вклад в развитие страны;

  • стремление к расширению кругозора;

  • потребность в познании и самопознании.

Метапредметные:
  • проявление активности, интереса к обсуждаемым вопросам;

  • работа с информацией: сравнение и анализ, обобщение на основе предст авленного материала;

  • коммуникативная активность и сотрудничество в совместной исследовательской деятельности.


Продолжительность занятия: 30 минут


Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа, игра.

Занятие предполагает использование видеофрагментов и включает интерактивные задания.


Комплект материалов:
    • Сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/discoverer-12-script.pdf 

    • методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/discoverer-12-method_recom.pdf 

    • видеофрагменты:

  • День первооткрывателя. Интервью с Д. Сербиным https://youtu.be/kafW_RLF1aw?si=BWOg2wf445ob9RdE 

  • Говорим о важном с А.М. Сагалевичем https://youtu.be/IwYOLE0coNE?si=VzzO-BMsBlb0XttY 

  • Первооткрыватели https://youtu.be/IZ5Xr-Df5HA?si=EEH5rCJmMsxtfbrY 

  • Г.Гуров. Анонс научных проектов Движения Первых https://youtu.be/qECpjG5cMpg?si=5YtOzgU8Kp_6_eLL 

  • Моё участие Движения Первых https://youtu.be/P4R0NMnvpAk?si=UvWOTF-Qm3Zb_lyo 

  • Плакат https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/discoverer-poster.png 

Рабочий лист https://vk.com/doc331892717_669746692?hash=Bj4u45ntgvEsBT1nz7eqKi7zKsSfr3hmSKFzgzMuB6w&dl=XGacZr5ueVNvH1x1ll8qvFe94fzhFHr88IUmxIrQMnP


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить познавательный интерес к теме, подготовить к участию в последующем обсуждении, содействовать ценностному отношению к истории и культуре страны, выдающимся достижениям соотечественников в различных областях знаний и профессиональной деятельности, формировать стремление к активной деятельности. Для достижения данной цели сценарий начинается с прослушивания стихотворения, которое на усмотрение учителя может быть предложено, заранее подготовленным школьникам, и проблемной беседы, направленной на актуализацию имеющихся знаний по итогам проведённых занятий «Разговоры о важном». В помощью обучающимся на этом этапе используется стимульный материал: репродукции картин и фотоматериалы.

Предложенный для демонстрации видеоролик расширяется представления младших школьников о первооткрывателях и учёных- исследователях.

Часть 2. Основная

В основной части педагог проводит беседу о понятии и роли первооткрывателей и о том, кто может стать первооткрывателем. Здесь важно помнить о понятиях, которые используются в материалах сценариях:

Первооткрыватель – это человек, который первым обнаружил ранее неизвестное место, явление или объект, который не был доступен знанию людей.

Изобретатель – это человек, который создал новое устройство, механизм, метод или процесс, который ранее не существовал и обладает практической ценностью.

Первопроходец – это человек, который первым прошел через территорию или местность, неизведанную ранее, открыв новые маршруты или пути.

Исследователь – тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями. Это человек, который занимается систематическим исследованием и изучением конкретной области знаний, территории, явления или предмета.

Первый – предшествующий всем другим однородным или подобным; первоначальный, начальный. Не существовавший, не бывавший раньше. Превосходящий всех других себе подобных.

Общие черты этих понятий заключаются в том, что все они связаны с различными формами открытий или разведки новых территорий, явлений или идей. Всякий раз эти люди вносят значительный вклад в область знаний или развитие технологий.

Однако различия состоят в том, что первооткрыватель обнаруживает что- то, что ранее было неизвестно, изобретатель создает что-то новое, первопроходец прокладывает путь через неизведанную территорию, а исследователь изучает и анализирует существующие знания или территории для получения новой информации.

Продолжается основная часть занятия показом выступления федерального спикера: Анатолия Михайловича Сагалевича, Герой России, который на протяжении многих лет изучает мировой океан и более 500 раз погружался с научными целями, ему присвоено почётное звание

«Первооткрыватель Русского географического общества». Просмотр

и интервью с учёным-исследователем даёт возможность познакомиться с одним из участников уникальных погружений экипажа «Мир-1» на дно океана в географической точке Северного полюса.

Следующий этап занятия это проблемная беседа, итогом которой становится коллективное создание общей картины «Путешествие к мечте».


Содержание задания. Ребятам предлагается отправиться в путешествие к своей мечте на лодке.

Море будет представлять доска, при этом можно разместить рисунок, а можно нарисовать волны, солнце. Ребята вырезают лодочку по шаблону (см. Приложение), раскрашивают её цветными карандашами, подписывают своё имя и думают о своей мечте, исполнение которой будет полезной окружающим.

Затем лодочки размещаются на море-доске, таким образом, отравляясь в путешествие к мечте.


Часть 3. Заключительная

Система бесед, разнообразные задания, работа с видео и иллюстративным материалом подводит детей к пониманию: кто такие первооткрыватели, какое значение имеют исследования путешественников и первопроходцев для науки, общества и развития страны в целом. В заключение занятия подводится итог разговора о первооткрывателях России и их роли в освоении белых пятен на карте Отчизны.

Общий вывод, полученный в ходе итоговой беседы, заключается в том, что только увлеченные своим делом, смелые, целеустремленные, упорные люди способны стать первооткрывателями, а это значит стать первым на благо людей и своей страны.

Заканчивается занятие представлением многообразия возможностей для

детей в научном направлении деятельности Движения Первых.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


ПОСТ-РАЗГОВОР

Чтение и обсуждение книги Феликса Кривина «Как стать кругосветным путешественником».

Просмотр видео на портале Русского географического общества,

https://kino.rgo.ru/.

Посещение краеведческих музеев, природных заказников и заповедников, которые находятся в населенном пункте или близлежащих территориях.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литературное чтение: произведения о путешественниках, учёных- исследователях.

Окружающий мир: работа с географическими картами, формирование умений использовать компас.

Технология: конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Портал фильмов Русского географического общества. Серия «Наши в мире» https://kino.rgo.ru/films/?page=36

  • Ф. Конюхов Тихий океан, - М. : Издательство Настя и Никита

  • С. Кайманов Необычные места России. - М. : Издательство Настя и Никита

  • Русские Колумбы / Т.Ю. Лубченкова. – М.: Белый город, 2002

  • Великая Россия: наши знаменитые соотечественники / под. Ред. С.Шиндиковой. – М.: Союз-К, 2009


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Благодарность учёным-исследователям, посвятившим свою жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.


Приложение 1.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!