Разговоры о важном
Сценарий занятия
Твой вклад
3-4Классы
11 ноября 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ТВОЙ ВКЛАД В ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Цель занятия: формирование представлений обучающихся о ценности личного вклада каждого в развитие страны; внимательного, бережного отношения к своим и чужим достижениям, труду; понимания важности дел каждого человека в улучшение жизни общества; воспитание ответственного, отвечающего за свои решения и поступки гражданина.
Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России.
Основные смыслы: своим даже самым небольшим вкладом в общее дело мы создаем будущее страны и способствуем развитию России. Совместным и личным трудом мы помогаем нашему государству развиваться, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.
Планируемые результаты: Личностные:
осознание личного вклада в улучшение жизни общества
проявление познавательного интереса к материалу занятия (к событиям, которые происходят в семье, классе и обществе)
понимание важности бережного отношения к государственной собственности
Метапредметные:
анализ содержания различных информационных источников
принятие участия в творческой деятельности
умение вносить вклад в совместную деятельность и формулировать свое мнение в процессе обсуждения представленной информации
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа на основе иллюстративного материала и интерактивной игры, которая включает в себя элементы групповой работы.
Комплект материалов:
сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-34-script.pdf
методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-12-method_recom.pdf
видеоматериалы:
Говорим о важном с Е.В.Кузьминой https://rutube.ru/video/4cb2d54e50ad50c8ae31ff8f5a0010fb/?r=wd (5:50)
Анонс темы от Виталии Корниеко https://rutube.ru/video/866a1c9a1865abad0c3cc95528cf3e32/?r=wd
комплект интерактивных заданий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/commoncause-14-1/index.html?back_url=/topic/112/grade/12/
презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-12-presentation.pdf
комплект QR-кодов https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-34-qr.pdf
рабочий лист https://vk.com/doc326055550_677907199?hash=QZSLQnYYV70Ylbx6eX529vWru81ohD4f8Dqfo4h6paL&dl=HdKuaKelmg9NROYe5MJA7zPdDZxoKxFzCF0q5LCHmlc
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия — создать условия для активного участия
обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью им предлагается интерактивная игра
«Запоминай и называй», а также выполнение разнообразных заданий.
Часть 3. Заключительная
Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Виталии Корниенко.
Учитель. Мы живем в обществе среди людей и взаимодействуем друг с другом, при этом каждый из нас является частью не только своей семьи или класса, но и целой страны. Как у члена семьи, ученика, участника группы спортсменов или путешественников, у человека могут быть разные роли и обязанности. Например, в семье вы — дети, сын или дочь, в классе — ученик или ученица, в спортивной секции — участники команды. Рассмотрите рисунки. Частью каких групп являетесь вы?
Учитель. Какие обязанности вы выполняете в семье? Есть ли у вас личные обязанности — то, что делаете в семье именно вы? Какие дела в семье вы делаете все вместе, сообща?
Ответы обучающихся
Учитель. А что вы делаете вместе с другими людьми, например, с одноклассниками в школе или после школы? Бывали ли вы в роли наблюдателя, проверяющего, помощника?
Ответы обучающихся
Учитель. Как вы думаете, как влияют на вас, ваших родных, одноклассников и друзей общие дела и обязанности? Что объединяет нас как жителей одной страны?
Ответы обучающихся
Учитель. Давайте вспомним наше занятие по теме «Путь зерна». Каков путь зерна от поля до стола?
Ответы обучающихся
Учитель. Спасибо за ответы. Действительно, большое количество профессионалов внесли личный вклад и сделали свою работу, чтобы у нас
дома был хлеб. Приведите примеры других профессий, чья работа заключается в том, чтобы сделать нашу жизнь комфортной и безопасной.
Ответы обучающихся
Учитель. Выполняя свои профессиональные обязанности, совершая ответственные поступки и участвуя в жизни страны, мы можем повлиять на развитие нашего государства. В продолжение темы давайте посмотрим небольшое видео о вкладе каждого в общее дело.
Демонстрация выступления федерального спикера
Учитель. Работа и поступки каждого вносят свой вклад в создание комфортной и безопасной окружающей среды. Но то, что есть вокруг нас, не появляется просто так. Например, общественные блага возникают, в том числе благодаря добросовестной уплате налогов. Об этом мы говорили на одном из занятий в прошлом году. Вспомните, совсем недавно на уроке «Что значит быть взрослым» мы обсуждали, что быть взрослым — значит осознавать ответственность за свои поступки и помнить, что каждый может сделать свой вклад в развитие страны. А если мы объединим усилия, то эффект будет еще больше.
Часть 2. Основная
Учитель. Чтобы в этом убедиться, предлагаю сыграть в игру. На экране вы видите таблицу из 12 картинок. Я засекаю время, а ваша задача — за этот промежуток запомнить как можно больше изображений, представленных на экране.
Интерактивное задание «Запоминай и называй». Часть 1
Содержание: на экране учитель открывает таблицу из 12 различных картинок и засекает 30 секунд. Ученикам необходимо запомнить их расположение.
Варианты игры:
вариант. После учитель предлагает попробовать назвать набор из 4 картинок за квадратами одного цвета кому-то из ребят. Ученик называет изображения, а учитель их открывает. Если набор картинок правильный, то ученик продолжает.
вариант. Задача учеников — запомнить максимальное количество картинок.
Учитель проигрывает ситуацию несколько раз, подводя к выводу о том, что очень трудно запомнить все 12 картинок.
Учитель. Кто попробует угадать расположение картинок?
Учитель. Получилось ли запомнить расположение всех картинок?
Почему?
Ответы обучающихся
Учитель. А теперь давайте разделимся на небольшие группы (по 2-4 человека) и попробуем сыграть еще раз. Задание для группы сохраняется — необходимо запомнить максимальное количество картинок. Обсудите и договоритесь, как вы это сделаете: что предпримете для того, чтобы правильно открыть все картинки.
Методический комментарий: учителю необходимо дать время ученикам для определения способа запоминания картинок.
Интерактивное задание «Запоминай и называй». Часть 2
Содержание: на экране учитель открывает таблицу из 12 различных картинок и засекает 30 секунд. Каждой команде необходимо запомнить их расположение, после чего учитель предлагает попробовать назвать набор
из 12 картинок всем группам. 1-2 члена команды называют изображения за квадратами определенного цвета, учитель их открывает. Если картинки из набора правильные, то слово передается другому члену команды.
Учитель. Чья команда будет первой?
Методический комментарий: учитель может проигрывать ситуацию несколько раз, подводя к выводу о том, что если в работу включились все члены команды, то результат от игры будет выше. Коллективная работа всегда эффективнее. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что при выполнении задания они смогли прийти к успешному результату только после совместной деятельности.
Учитель. Удалось ли команде запомнить больше картинок, чем когда каждый запоминал их сам? Почему результат стал лучше?
Ответ обучающихся
Учитель. На самом деле, есть вещи, которые можно сделать только вместе. Давайте посмотрим вокруг себя и подумаем о таких делах. Хотели бы вы иметь в нашем селе/городе больше мест, в которых можно было бы отдохнуть и поиграть?
Ответы обучающихся
Учитель. Давайте обсудим.
Зачем нужны парки?
Когда парк нуждается в благоустройстве? Кто отвечает за благоустройство парка?
Как мы можем привлечь больше посетителей?
Ответы обучающихся
Учитель. Давайте создадим парк мечты. В работе вам будет помогать чек- лист, который показывает план действий:
Распределение обязанностей в группе (дизайнеры ландшафта, строитель, архитекторы и т. д.)
Какие будут объекты благоустройства
Планирование игровых зон и зон для отдыха
Как благоустроить территорию
Представление своего проекта «Парк семейного отдыха»
Проектное задание «Парк семейного отдыха»
Содержание задания: обучающиеся распределяются на группы и создают макет/рисунок своего парка. Для работы в группах они используют чек-лист.
Учитель. Какие интересные варианты вы предложили! А что надо сделать для того, чтобы сохранить красоту и чистоту наших парков и улиц?
Ответы обучающихся
Учитель. Чистота и зелень парка — результат совместных действий каждого жителя и служб города. Парк чистый, потому что:
Люди не мусорят, а выбрасывают отходы в специальные контейнеры
Дворник убирает территорию парка
Организуется вывоз мусора из парка
Проводятся субботники, сажают деревья, размечают дорожки и прогулочные маршруты
Представление результатов работы групп
Учитель. Для того чтобы было чисто, необходим вклад каждого. Важное решение не мусорить является нашим личным вкладом в чистоту того места, где мы живем, а значит, это наш вклад в общее дело. Так же работает и с вкладом в благополучие государства. Каждый может сделать небольшое, но важное дело, которое станет вложением в развитие страны: соблюдение порядка и бережное отношение к тому, что нас окружает, или качественное выполнение своей работы. Именно такие действия и становятся нашим вкладом в общее дело. Расскажите, в каких коллективных делах вы принимали участие.
Ответы обучающихся
Методический комментарий. Учитель обращает внимание обучающихся не только на их участие в общеклассных или общешкольных делах, но и актуализирует возможный личный опыт учеников, который может быть связан с участием семьи школьника в общих делах.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Самое первое наше занятие было посвящено образу будущего
— мы говорили о том, как действия в настоящем могут повлиять на будущее.
И в завершение занятия я предлагаю подумать и поделиться мыслями: Как я могу сделать вклад в общее дело уже сейчас?
Какое значимое дело я могу сделать в будущем для развития своей страны?
Ответы обучающихся
Учитель. Спасибо за ваши ответы. Изменяя окружающий мир, мы и сами изменяемся. Поэтому важно осознавать, что все наши действия и поступки сегодня отражаются и на нашем будущем, на том, что мы оставим после себя, чем мы сможем гордиться.
Например, вспомните о строительстве БАМа, о работе волонтёров, которые помогают другим людям в тех или иных ситуациях. Это не просто возможность помочь окружающим, но и вклад в развитие нашей страны. Такие общие созидательные дела вызывают чувство гордости и уважения.
Учитель. Эти примеры еще раз доказывают, что вклад каждого из нас важен! И если все будут вкладывать частичку своего труда в общее дело, тогда
и страна продолжит активно развиваться на благо всех нас. Это и есть «Твой вклад в общее дело».
После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).
ПОСТРАЗГОВОР
Конкурс рисунков на тему «Как мои родные и мои дела вносят вклад в общее дело».
Проведение познавательных бесед на тему «Что такое налоги?». Выполнение проектного задания «Игровая площадка для детского сада».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: описание и оценка информации, представленной в иллюстрациях, составление рассказов-рассуждений
Литературное чтение: чтение рассказа Н. Н. Носова «Огородники», сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик» и др.
Математика: работа с инфографикой, решение практико- ориентированных задач
Окружающий мир: изучение тем «Значение труда в жизни человека и общества», «Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России», «Особенности труда людей родного края, их профессии»
Технология: ознакомление с современными информационными средствами
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Просмотр фильма «Стеша» культурно-гуманитарного проекта «О Будущем»: https://kinouroki.org/stesha
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность окружающим людям, представителям разных профессий за их труд и вклад в благополучие страны и общества.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
Твой вклад
1-2 классы
11 ноября 2024 г. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ТВОЙ ВКЛАД В ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Цель занятия: формирование представлений обучающихся о ценности личного вклада каждого в развитие страны; внимательного, бережного отношения к своим и чужим достижениям, труду; понимания важности дел каждого человека в улучшение жизни общества; воспитание ответственного, отвечающего за свои решения и поступки гражданина.
Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России.
Основные смыслы: своим даже самым небольшим вкладом в общее дело мы создаем будущее страны и способствуем развитию России. Совместным и личным трудом мы помогаем нашему государству развиваться, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.
Планируемые результаты: Личностные:
осознание личного вклада в улучшение жизни общества
проявление познавательного интереса к материалу занятия (к событиям, которые происходят в семье, классе и обществе)
понимание важности бережного отношения к государственной собственности
Метапредметные:
анализ содержания различных информационных источников
принятие участия в творческой деятельности
умение вносить вклад в совместную деятельность и формулировать свое мнение в процессе обсуждения представленной информации
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа на основе иллюстративного материала и интерактивной игры, которая включает в себя элементы групповой работы.
Комплект материалов:
сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-34-script.pdf
методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-12-method_recom.pdf
видеоматериалы:
Говорим о важном с Е.В.Кузьминой https://rutube.ru/video/4cb2d54e50ad50c8ae31ff8f5a0010fb/?r=wd (5:50)
Анонс темы от Виталии Корниеко https://rutube.ru/video/866a1c9a1865abad0c3cc95528cf3e32/?r=wd
комплект интерактивных заданий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/commoncause-14-1/index.html?back_url=/topic/112/grade/12/
презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-12-presentation.pdf
комплект QR-кодов https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/commoncause-34-qr.pdf
рабочий лист
https://vk.com/doc326055550_677907199?hash=QZSLQnYYV70Ylbx6eX529vWru81ohD4f8Dqfo4h6paL&dl=HdKuaKelmg9NROYe5MJA7zPdDZxoKxFzCF0q5LCHmlc
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель мотивационной части — введение в тему занятия посредством
беседы, где учитель подчеркивает связь каждого человека с обществом, в котором он живет. Разговор строится на основе анализа семейных и личных обязанностей, а потом делается переход к обсуждению обязанностей общественных. Такой подход позволит подвести обучающихся к выводу о том, что, выполняя свои профессиональные обязанности, совершая ответственные поступки и участвуя в жизни страны, мы можем повлиять на развитие нашего государства.
Часть 2. Основная
В продолжение темы предлагается организовать совместную игру. В процессе ученики сначала стараются запомнить и назвать изображения в одиночку, полагаясь исключительно на свои силы, а потом при командном выполнении делают вывод о том, что совместные усилия помогают быстрее и правильнее справиться с задачей. Ребята смогут получить результат только в ходе коллективной деятельности, так как не все поддается решению без обмена идеями и совместного обсуждения. Учитель может проигрывать ситуацию несколько раз, подводя к выводу о том, что если в работу включились все члены команды, то результат от игры будет выше. Коллективная работа всегда эффективнее. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что при выполнении задания они смогли прийти к успешному результату только после совместной деятельности.
В продолжение разговора учитель организует просмотр выступления федерального спикера, который позволяет раскрыть основные смыслы занятия: работа и поступки каждого вносят свой вклад в создание комфортной и безопасной окружающей среды. Но то, что есть вокруг нас, не появляется просто так. Например, общественные блага возникают, в том числе благодаря добросовестной уплате налогов. Раскрытию этих смыслов
способствует и обсуждение вопроса: как сделать парк чистым? Обобщая высказывания учеников, учитель делает выводы:
Парк чистый, потому что:
люди не мусорят, а выбрасывают отходы в специальные контейнеры
дворник убирает территорию парка
организуется вывоз мусора из парка
проводятся субботники, сажают деревья, размечают дорожки и прогулочные маршруты
В завершение основной части необходимо еще раз подчеркнуть, что ответственное и бережное отношение к тому, что нас окружает — это задача каждого, а также попросить учеников поделиться личным опытом участия в общих делах.
Часть 3. Заключительная
Обобщая работу на занятии, педагог акцентирует внимание учеников на ценностном значении вклада каждого человека в развитие нашей страны. В связи с этим важно вспомнить материал занятия «Образ будущего. Ко Дню знаний», посвященный образу будущего, а также организовать обсуждение на тему того, что значимого ученики могут сделать для будущего уже сейчас. При обобщении ответов обучающихся важно обратить внимание ребят не только на общественно-полезную значимость труда каждого, но и на вклад ежедневных поступков.
В качестве большого дела, которое помогает развивать государство, важно вспомнить о строительстве БАМа и его значении для страны, а также привести примеры волонтерского движения как социально значимой деятельности. Ежедневное поддержание чистоты и порядка, помощь окружающим, соблюдение общих правил, труд, бережное отношение к благам — это и есть «Твой вклад в общее дело».
После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).
ПОСТРАЗГОВОР
Конкурс рисунков на тему «Как мои родные и мои дела вносят вклад в общее дело».
Проведение познавательных бесед на тему «Что такое налоги?».
Выполнение проектного задания «Игровая площадка для детского сада».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: описание и оценка информации, представленной в иллюстрациях, составление рассказов-рассуждений
Литературное чтение: чтение рассказа Н. Н. Носова «Огородники», сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик» и др.
Математика: работа с инфографикой, решение практико- ориентированных задач
Окружающий мир: изучение тем «Значение труда в жизни человека и общества», «Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России», «Особенности труда людей родного края, их профессии»
Технология: ознакомление с современными информационными средствами
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Просмотр фильма «Стеша» культурно-гуманитарного проекта «О Будущем»: https://kinouroki.org/stesha
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность окружающим людям, представителям разных профессий за их труд и вклад в благополучие страны и общества.