СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "День студента". 3-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "День студента" в 3-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "День студента". 3-4 классы.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия | 3–4 классы

День студента

20 января 2025 года

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ДЕНЬ СТУДЕНТА»

Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о студенчестве как этапе взросления, о важности получения образования, об особенностях студенческой жизни и качествах, которыми должен обладать студент.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм.

Основные смыслы:
  • Студент – это тот, кто выбрал себе профессию и цель в жизни, будущий профессионал.

  • Студенческая жизнь – это не только учеба и экзамены, но и дружба, любовь, интересный досуг, волонтерство, саморазвитие и коллективные дела.

  • Студенчество – переход к взрослой жизни, который требует развития определенных качеств и умений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:
  • Сценарий https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/1s/3_4.pdf?v=1.0 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/2m/3_4.pdf 

  • раздаточный материал https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/6r/3_4.pdf 

  • видеоматериалы:

Говорим о важном с Виктором Садовничем https://vk.com/video-218644581_456240150 (2:34)

Видеоанонс темы от Саши Новикова   https://rutube.ru/video/b78598b426228b73dc871df0913f88d3/?r=wd (4:40)

Гимн «Gaudeamus igitur» https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/5v/3_4.mp4

  • интерактивные задания  https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/4i/3_4/ 

  • Презентация https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/3p/3_4.pdf?v=1.0 

  • Рабочий лист https://cloud.mail.ru/public/zFgN/DyNzrob5P/Рабочий%20лист%20для%201-4%20классов.pdf

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика-интервью, выполнение интерактивного практического задания.

Заключительный этап: беседа, выполнение творческого задания.


Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Александром Новиковым.

Учитель: Сегодня понедельник, и у вас, как и у всех школьников нашей страны, начинается новая учебная неделя. А вы знаете, кто вместе со школьниками в понедельник начинает свою учебную неделю?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, кроме школьников, учатся еще студенты. Кто же такие студенты? Чем они отличаются от школьников? Об этом мы сегодня и поговорим.

Основной этап

Учитель: Студентами называют учащихся колледжей, институтов, университетов, академий, то есть тех, кто завершил образование в школе и продолжает его в средних и высших учебных заведениях.

Как вы думаете, почему люди хотят продолжать свое образование? Зачем они после школы поступают в колледж или институт?

Ответы обучающихся.

Учитель: Из видеоролика в начале занятия вы уже узнали, что День студента отмечается 25 января, потому что именно в этот день 270 лет назад был основан первый российский университет, который сейчас называется Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Давайте послушаем, что расскажет об университете и его студентах ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий.


Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с В.А. Садовничим. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что для вас было самым интересным в беседе с Виктором Антоновичем?

  • Какой вопрос вы бы задали руководителю самого старого и самого известного в России университета?

Ответы обучающихся.

Учитель: Есть ли у вас знакомые студенты? Опишите их. Чем они отличаются от школьников?

Ответы обучающихся.

Учитель: Слово «студент» происходит из латинского языка и означает «усердно работать, прилежно заниматься, стараться, добиваться, стремиться». А какие качества нужны для того, чтобы быть настоящим студентом, который усердно работает и к чему-то стремится?

Ответы обучающихся.

Учитель: А как вы думаете, к чему стремятся студенты? Кем станут студенты в будущем? Почему для овладения профессией нужно много заниматься и стремиться как можно больше узнать и большему научиться?

Ответы обучающихся.

Учитель организует выполнение интерактивного задания (описание задания дано в методических рекомендациях к занятию). Если на занятии нет возможности организовать выполнение задания в интерактивном формате, можно распечатать его в бумажном варианте (раздаточный материал к занятию) или показать на слайде (презентация к занятию).


Учитель: Рассмотрите памятники студентам и студенчеству в разных городах России (презентация к занятию). По каким признакам мы понимаем, что перед нами студенты? Каким бы вы изобразили студента?


Ответы обучающихся.

Учитель может дополнить иллюстративный материал фотографиями памятников студентов, установленных в городах своего региона.

Учитель: Главное качество студента – это стремление к знаниям, несмотря ни на какие препятствия и сложности. Например, даже в годы блокады в Ленинграде продолжали

учить и учиться. Студенты и преподаватели осажденного города совмещали учебу с работой на оборонительных рубежах и заводах, и даже педагогические вузы работали на победу. Например, на кафедре ботаники Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена был разработан метод использования в качестве перевязочного материала мха-сфагнума. Что помогало студентам и преподавателям блокадного Ленинграда продолжать учить и учиться? Почему в таких тяжелых условиях это было важно?

Ответы обучающихся.

Учитель: Время, когда человек является студентом, называют студенчеством. Обычно это период с 18 до 25 лет. Часто взрослые люди вспоминают студенческие годы как интересные, насыщенные, радостные. Как вы думаете, почему? Что еще есть в студенческой жизни, кроме учебы, экзаменов, подготовки к будущей профессии?

Ответы обучающихся.

Учитель организует работу с иллюстративным материалом фотографиями студентов (презентация к занятию. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что делают студенты на этих фотографиях?

  • Как вы думаете, им нравится то, чем они занимаются?

Почему вы так считаете?

Учитель: Студенческая жизнь во все времена была интересной и насыщенной. Кроме учебы, студенты занимаются спортом, играют в самодеятельных театрах и в КВН, ходят в походы, участвуют в экспедициях, много времени посвящают волонтерству. В студенческие годы многие обретают друзей на всю жизнь, а кто-то находит свою любовь и создает семью.

Попросите родителей, бабушек и дедушек рассказать вам о своих студенческих годах, о друзьях, о том, как учеба в институте или техникуме помогла им стать мастерами своего дела, состояться в жизни.

Учитель может предложить обучающимся рассказать, что им известно о студенческих годах своих родных. Также учитель может рассказать о своих студенческих годах, о своем

вузе, о наиболее запомнившихся событиях, родемонстрировать свои фотографии.

Учитель: Студенчество – это особый этап в жизни человека, это целый мир, в котором есть свои правила и свои традиции. У студентов даже есть свой гимн – «Gaudeamus igitur», «Итак, возрадуемся!».

Учитель организует прослушивание или чтение и обсуждение фрагмента гимна «Gaudeamus igitur» или прослушивание фрагмента гимна в исполнении хора Бурятского государственного университета:

Да здравствует Академия!

Да здравствуют преподаватели!

Да здравствует каждый в отдельности! Да здравствуют все вместе!

Пусть всегда они процветают!

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Почему студенты в своем гимне желают здравия и процветания своим преподавателям?

  • Почему в современном мире образование имеет большую ценность?

  • Замечательный российский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Человек должен учиться потому, что он человек». Как вы это понимаете?

Заключительный этап


Учитель: Помните, мы с вами говорили о том, что значит быть взрослым? Как вы думаете, можно ли назвать студентов взрослыми? Почему?

Ответы обучающихся.


Учитель: Как вы считаете, ваши успехи в учебе помогают вам взрослеть, становиться все более самостоятельными и уверенными в своих силах?

Ответы обучающихся.

Учитель: Вы будете взрослеть на протяжении всего времени обучения в школе и продолжите уже после школы, овладевая профессией. Студенчество является периодом

очень больших возможностей и временем перехода ко взрослой жизни!

Захотелось ли вам стать студентом? Что для этого нужно?

Ответы обучающихся.

Постразговор
  • Учитель может предложить обучающимся нарисовать и подписать открытку-поздравление с Днем студента самому себе – будущему студенту вуза или колледжа.

  • В продолжение разговора о важности образования и о качествах, позволяющих добиться успехов в учебе, можно организовать просмотр и обсуждение мультфильмов

«Приключения запятой и точки», «Вовка в Тридевятом царстве»,

«В стране Невыученных уроков», «Остров ошибок», «На задней парте».

  • В качестве постразговора можно организовать встречу обучающихся со студентами колледжа или вуза, например с выпускниками данной школы. Перед встречей обучающиеся подготовят вопросы, которые хотели бы задать студентам, и поздравительные открытки ко Дню студента.


Разговор о важном

Методические рекомендации

3–4 классы

День студента

20 января 2025 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ДЕНЬ СТУДЕНТА»

Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о студенчестве как этапе взросления, о важности получения образования, об особенностях студенческой жизни и качествах, которыми должен обладать студент.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм.

Основные смыслы:
  • Студент – это тот, кто выбрал себе профессию и цель в жизни, будущий профессионал.

  • Студенческая жизнь – это не только учеба и экзамены, но и дружба, любовь, интересный досуг, волонтерство, саморазвитие и коллективные дела.

  • Студенчество – переход к взрослой жизни, который требует развития определенных качеств и умений.

Планируемые результаты занятия1: Личностные результаты

В сфере гражданско-патриотического воспитания: осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества; интерес к различным профессиям.

В сфере понимания ценности научного познания:

познавательные интересы, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать и формулировать выводы, подкреплять их доказательствами, анализировать графическую информацию.

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Русский язык: осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Окружающий мир: формирование чувства гордости

за национальные свершения, открытия; первоначальных представлений о социальных объектах; основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; представлений о важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России.

Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

понимание ценности честного труда людей на благо человека, общества.

Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:
  • Сценарий https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/1s/3_4.pdf?v=1.0 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/2m/3_4.pdf 

  • раздаточный материал https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/6r/3_4.pdf 

  • видеоматериалы:

Говорим о важном с Виктором Садовничем https://vk.com/video-218644581_456240150 (2:34)

Видеоанонс темы от Саши Новикова   https://rutube.ru/video/b78598b426228b73dc871df0913f88d3/?r=wd (4:40)

Гимн «Gaudeamus igitur» https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/5v/3_4.mp4

  • интерактивные задания  https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/4i/3_4/ 

  • Презентация https://разговорыоважном.рф/20-01-2025/3-4/3p/3_4.pdf?v=1.0 

  • Рабочий лист https://cloud.mail.ru/public/zFgN/DyNzrob5P/Рабочий%20лист%20для%201-4%20классов.pdf


Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика-интервью, работа с иллюстративным материалом, выполнение интерактивного практического задания.

Заключительный этап: беседа.

Мотивационно-целевой этап занятия

Основные смыслы: обучение не заканчивается с окончанием школы, его можно и нужно продолжать в колледже или вузе.

Задачи:

  • актуализировать у обучающихся представления об учебных заведениях, в которых можно продолжать обучение, о том, что обучающихся в таких учебных заведениях называют студентами;

  • содействовать проявлению у обучающихся познавательной активности, готовности к работе на занятии;

  • создать благоприятную психологическую атмосферу занятия.

Формы работы:

  • просмотр видеоролика-анонса занятия;

  • беседа.


Основной этап занятия
  1. День студента – день основания Московского государственного университета

Основные смыслы: студентами называют учащихся колледжей, институтов, университетов, академий, то есть тех, кто завершил образование в школе и продолжает его в средних и высших учебных заведениях. День студента отмечается 25 января, потому что именно в этот день 270 лет назад был основан первый российский университет.

Задачи:

    • Актуализировать знания обучающихся о профессиональном образовании;

    • развивать у обучающихся навыки получения информации из видеоматериала, сравнения, сопоставления;

    • обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия.

Формы работы:

    • беседа;

    • просмотр и обсуждение видеоролика.


  1. Качества и умения студента

Основные смыслы: студент – это тот, кто сознательно выбрал профессию и целенаправленно ее осваивает, усердно работает, прилежно занимается, старается, добивается, стремится. Главное качество студента – это стремление к знаниям, несмотря ни на какие препятствия и сложности.

Задачи:

    • актуализировать у обучающихся понимание необходимости обучения, сознательного и ответственного отношения к учебе;

    • сформировать основы ответственного отношения к своему будущему;

    • развивать у обучающихся навыки рефлексии.

Формы работы:

    • беседа;

    • выполнение интерактивного задания. Если на занятии нет возможности организовать выполнение задания в интерактивном формате, можно распечатать его в бумажном варианте (раздаточный материал к занятию).

    • работа с иллюстративным материалом.

Интерактивное задание: на экране представлены

5 картинок с описаниями типов профессий (областей):

«человек – природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ», над ними расположены карточки с названиями профессий. Необходимо перетащить карточку с названием профессии в нужную область.

Задание: определи, какая профессия подойдет человеку, который любит делать что-то из перечисленного. Перетащи карточку с названием профессии в нужное место.


  1. Студенчество – это насыщенные, интересные и радостные годы в жизни человека

Основные смыслы: студенческая жизнь во все времена была интересной и насыщенной. В студенческие годы многие обретают друзей на всю жизнь, а кто-то находит свою любовь и создает семью.

Задачи:


    • стимулировать интерес обучающихся к получению профессионального образования;

    • актуализировать у обучающихся потребность в планировании своего будущего, чувство благодарности к тем, кто сопровождает их на пути познания;

    • актуализировать у обучающихся интерес к истории семьи, профессиональной сфере своих родителей и членов семьи.

Формы работы:

    • беседа;

    • работа с цитатой;

    • работа с иллюстративным материалом;

    • прослушивание или чтение и обсуждение фрагмента студенческого гимна.


Заключительный этап занятия


Основные смыслы этапа: успехи в учебе помогают человеку взрослеть, становиться увереннее в себе, самостоятельнее.

Задачи:

    • создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации, полученной на занятии / создать условия для закрепления обучающимися изученного материала;

    • содействовать развитию у обучающихся способности к рефлексии;

    • содействовать формированию у обучающихся позитивной самооценки.

Формы работы:

    • беседа.

Постразговор
    • Учитель может предложить обучающимся нарисовать и подписать открытку-поздравление с Днем студента самому себе – будущему студенту вуза или колледжа.

    • В продолжение разговора о важности образования и о качествах, позволяющих добиться успехов в учебе, можно организовать просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключения запятой и точки», «Вовка в Тридевятом царстве», «В стране Невыученных уроков», «Остров ошибок», «На задней парте».

    • В качестве постразговора можно организовать встречу обучающихся со студентами колледжа или вуза, например с выпускниками данной школы. Перед встречей обучающиеся подготовят вопросы, которые хотели бы задать студентам, и поздравительные открытки ко Дню студента.