СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Год защитника Отечества". 3-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "Год защитника Отечества" в 3-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Год защитника Отечества". 3-4 классы.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

3-4 классы

Год защитника Отечества

27 января 2025 г.

Год

Внеклассное занятие по теме «Год защитника Отечества»


Цель занятия: формирование и развитие у обучающихся первичных представлений о роли защитников Отечества в сохранении независимости и единства страны, о значении дней воинской славы России, понимания значения самопожертвования, мужества, верности и любви к Родине, которые передаются из поколения в поколение.

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Основные смыслы:
  • Год защитника Отечества – это призыв почтить память о тех, кто в разные исторические периоды сражался за Родину.

  • Дни воинской славы – память о героических событиях, определивших судьбу России.

  • Продолжатели традиций защиты Отечества и сегодня вносят вклад в защиту нашего народа и государства, сохранение мира и безопасности.

  • Сохранение исторической памяти – наш долг и возможность выразить благодарность тем, кто обеспечивал стране мир и благополучие.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:
  • Сценарий  https://разговорыоважном.рф/27-01-2025/3-4/1s/3_4.pdf?v=1.0 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/27-01-2025/3-4/2m/3_4.pdf?v=1.0 

  • видеоматериалы

Говорим о важном с Константином Федотовым и Николаем Соколовым https://vk.com/video271113532_456242037 (7:24)

  • презентация  https://разговорыоважном.рф/27-01-2025/3-4/3p/3_4.pdf

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: беседа, работа с иллюстративным материалом.

Основной этап: беседа, работа с иллюстративным материалом, чтение и обсуждение художественного произведения.

Заключительный этап: беседа, обсуждение проектов, приуроченных к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.


Мотивационно-целевой этап

Учитель: В декабре 2024 года Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Что мы называем Отечеством? (Родина, Отчизна, родная земля, отчий край.) Какими еще словами (синонимами) можно назвать Отечество?

Ответы обучающихся.

Учитель: А кого можно назвать защитником Отечества и почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: Как вы думаете, почему именно этот год объявлен Годом защитника Отечества? Какую важную дату мы будем отмечать в мае этого года?



Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте рассмотрим плакат к сегодняшнему разговору (титульный слайд презентации к занятию или плакат, который можно вывести на экран или распечатать). Кто на нем изображен? Почему люди, изображенные на плакате, выглядят по-разному?


Ответы обучающихся. Учитель задает наводящие вопросы, например:

  • Как вы думаете, когда люди начали защищать свое Отечество?

  • Можете ли вы определить, кто из изображенных на плакате древние воины, а кто – наши современники?


Ответы обучающихся.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с ветераном Великой Отечественный войны, фронтовым разведчиком, участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года Константином Сергеевичем Федотовым и Героем Российской Федерации, участником СВО Николаем Андреевичем Соколовым.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему именно эти люди стали сегодня участниками нашего разговора?

  • Как герои интервью отвечают на вопрос, с чего для них начинается Родина? А с чего начинается Родина для вас?

  • Согласны ли вы с тем, что Константин Сергеевич и Николай Андреевич – настоящие герои и защитники Отечества? Почему вы так считаете?

Ответы обучающихся.


Учитель: Люди всегда защищали свое Отечество, свою землю, дома, родных. Каждый человек хочет жить свободно, не бояться, что его дом будет разрушен, что его близкие окажутся в беде, хочет трудиться, растить детей. Поэтому, когда Родине грозит опасность, люди встают на ее защиту.



Основной этап


Учитель: В истории нашей страны было много моментов, когда людям с оружием в руках приходилось защищать свою землю. И ни разу враг не смог устоять против наших защитников Отечества. Ценой своих жизней, в боях и сражениях отстаивали наши защитники свободу Родины. В память об их подвигах в России каждый год отмечаются дни воинской славы. Таким образом, мы благодарим защитников Отечества за то, что они сражались с врагом ради страны и ради людей.

Давайте посмотрим, какие дни календаря являются днями воинской славы России и почему (презентация к занятию).


Учитель: Возможно, какие-то исторические события, памятные даты, которым посвящены дни воинской славы, вам уже знакомы? О каких вы услышали впервые? Какие герои и подвиги вам запомнились больше всего?


Ответы обучающихся.


Учитель: Как вы думаете, почему важно помнить и отмечать дни воинской славы?


Ответы обучающихся.

Учитель: Наше сегодняшнее занятие проходит 27 января – как раз в один из таких дней. Это День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.

Если обучающиеся еще ничего не знают о блокаде Ленинграда, то учитель может кратко им об этом рассказать (Приложение 1). Обучающимся 2–4 классов можно напомнить о занятии «Непокоренные: 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда», которое проводилось в январе 2024 года, и попросить вспомнить, что они знают о блокаде Ленинграда, о героическом сопротивлении города, о подвиге его жителей и бойцов Красной армии.


Ответы обучающихся.


Учитель: Давайте вспомним занятие «Разговор о важном», которое было посвящено легендам о России. Мы говорили о легендарных защитниках Отечества – богатырях. Предлагаю вам послушать и обсудить рассказ писателя Льва Кассиля «Богатыри».

Учитель выразительно читает рассказ Л. А. Кассиля

«Богатыри» (Приложение 2). Примерные вопросы для обсуждения:

  • В какой сказке рассказывается от тридцати трех богатырях, выходивших из моря на берег?

  • О каких богатырях идет речь в рассказе – о сказочных или о реальных? Как вы это поняли?

  • Где находился город, который надо было освободить? Почему это сложно было сделать?

  • Как наши бойцы освободили город?

  • Почему автор называет наших солдат богатырями?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте рассмотрим памятники, установленные в память о подвигах российских солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны (презентация к занятию).

Учитель организует работу с иллюстративным материалом: памятники «Героям-панфиловцам» (Подмосковье), Ржевский мемориал Советскому Солдату (Тверская область), Памятник Солдату и Матросу (г. Севастополь), «Защитникам неба Отечества» (г. Тула). Примерные вопросы для обсуждения:

  • Какими изображены на памятниках защитники Отечества?

  • Какой из памятников производит на вас самое большое впечатление? Почему?

  • Знаете ли вы о памятниках героям Отечества в нашем городе/населенном пункте/местности?

  • Как вы думаете, почему к этим памятникам приходят люди, приносят к ним цветы?


Ответы обучающихся.

Учитель: Памятники героям – это выражение нашей признательности, благодарности защитникам Родины. Мы хотим, чтобы память о них и их подвигах никогда не угасла, чтобы ее так же бережно хранили вы, а потом ваши дети и внуки. Сохранение памяти об исторических событиях и героях прошлого и настоящего – одна из главных традиций нашей страны и нашего народа.

Заключительный этап

Учитель: Памятники героям есть в больших и малых городах нашей страны, деревнях и селах, которые они защищали или в которых они родились. В память о защитниках Отечества называют улицы. Школам присваивают имена героев. С 2017 года в школах России стали открывать «парты героя» в память о защитниках Отечества, которые когда-то там учились.


Если в школе есть парта героя или школа носит имя одного из защитников Отечества, учитель может напомнить об этом обучающимся.

Учитель: Мы сегодня вспоминали имена тех, кто защищал нашу Родину в разные времена: князей Александра Невского и Дмитрия Донского, Петра Первого, Михаила Кутузова. А помните Владислава Головина и современных защитников Отечества – участников специальной военной операции, о которых мы говорили на занятии в декабре?

Но ведь герои есть в каждой семье. Кто из вас знает о своих предках, участвовавших в Великой Отечественной войне? У кого в семье есть папы, дяди, братья, которые защищают Родину прямо сейчас?

Ответы обучающихся.

Учитель: Предлагаю вам уже сегодня начать подготовку к празднованию Дня Победы. Давайте подумаем, что мы можем узнать, сделать, организовать, чтобы достойно встретить этот праздник. Давайте решим, какая помощь нам потребуется от членов семьи, о чем мы можем расспросить пап, мам, бабушек и дедушек. Давайте спланируем, какой памятник или музей хотим посетить.


Учитель организует обсуждение проектов или мероприятий, приуроченных к празднованию Дня Победы. Обсуждение можно организовать в группах.

Постразговор

Что почитать: В. Карасева «Самые обыкновенные», С. Алексеев «Рассказы о русской истории».

Что посмотреть: анимационные фильмы «Крепость: Щитом и мечом» (2015 г.), «Суворов. Великое путешествие» (2022 г.), «Детство Ратибора» (1973 г.), «Сказ о Евпатии Коловрате» (1985 г.), «Лебеди Непрядвы» (1980 г.), «Пересвет и Ослябя» (2010 г.).

Заочные экскурсии:

  • онлайн-панорама «Бородинская битва» http://mpbb.ru/data/vtours/borodino/index.html?lp= p2&lang=ru

  • онлайн-экскурсия по музею Победы в Москве https://victorymuseum.ru/excursions/online/?ysclid= m5wn9yzrqm887774270

  • Музейный комплекс «Дорога памяти» https://1418museum.ru/?ysclid=m5wncjdj2x98681293 6

  • Парк «Патриот» https://parkpatriot.ru/





Приложение 1

Блокада Ленинграда

В сентябре 1941 года фашистские войска окружили город Ленинград (сейчас – Санкт-Петербург). Они рассчитывали быстро захватить осажденный город, который оказался отрезан от всей страны. Это было очень важно для врага, потому что много веков Петербург был столицей России, в городе было огромное количество культурных и исторических памятников, научных учреждений, заводов и фабрик. План Гитлера был таков: разграбить город, а потом полностью стереть его с лица земли.

Фашисты не смогли быстро захватить город благодаря героическому сопротивлению Красной армии. Тогда они решили взять его измором, уничтожив всех жителей голодом и холодом, ведь приближалась зима, и в осажденном городе невозможно было пополнять запасы продовольствия и других необходимых для жизни вещей. Кроме этого, фашисты постоянно бомбили и обстреливали город.

Но план Гитлера потерпел поражение. Ленинград не сдавался, его жители не только мужественно переживали голод, холод и бомбежки, но и трудились на заводах и фабриках, в городе продолжали работать школы, институты и даже театры и библиотеки, проходили спортивные соревнования.

Продукты в город доставлялись по Дороге жизни – она была проложена не по земле, а по льду замерзшего Ладожского озера. Движение по Дороге жизни было очень сложным и опасным, ведь лед мог треснуть под тяжестью грузовиков, а противник бомбил и обстреливал дорогу. Но это не останавливало тех, кто пришел на помощь ленинградцам.

В город везли продукты, медикаменты, материалы для работы заводов, а обратно по Дороге жизни из города эвакуировали жителей, в первую очередь – детей.

И конечно, ленинградцы не были одиноки в своей беде. Вся страна помогала осажденному городу. Отовсюду в направлении Ленинграда шли эшелоны с продовольствием, вооружением и другой необходимой продукцией. Эвакуированных жителей Ленинграда принимали другие регионы, обеспечивали их жильем, продовольствием, медицинской помощью. Многих эвакуированных из блокадного города детей брали в семьи и усыновляли.

Не прекращались и действия Красной армии, вокруг города постоянно велись бои, солдаты сражались за каждый населенный пункт, метр за метром отвоевывая у врага путь к освобождению города. 27 января блокада Ленинграда была окончательно снята. Она длилась 872 дня – 2 года и 4 месяца.


Приложение 2


Л. А. Кассиль. Богатыри

Есть такая сказка. Как выходили на берег из моря тридцать три богатыря... А сейчас не сказку услышишь. Расскажу, что вправду было.

Захватили фашисты один город наш на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши. А с моря к нему не подступишься: острые камни у берега — разобьет волна корабль.

«Нет таких смельчаков на свете, чтобы с моря к нам сюда явились! — решили фашисты. — Ни в одной сказке еще таких богатырей не придумали!»

В сказке не придумали, а в Советской армии есть такие богатыри. И не тридцать три их, а в тридцать тысяч раз больше! Морская пехота.

Ранним утром появился на море советский корабль. Близко к берегу подходить не стал. Но спустили с корабля шлюпки-лодки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу. Прошли лодки между камнями, стали пробираться между минами. А дальше уже и лодке ходу нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Руки над головой, чтобы не попала соленая вода на оружие. Граната в одной руке, винтовка — в другой. Зашатала наших бойцов морская волна. Загремели фашистские пушки. Но устояли наши богатыри. Сквозь огонь прошли — не дрогнули. Через волны пробились — и ружей не замочили. Вылезли на берег, кинулись к городу. А на подмогу им наши самолеты прилетели. Не пришлось в то утро фашистам выспаться. Выгнали их из города. И подняли богатыри над городом красный флаг.








Разговоры о важном

Методические рекомендации

3–4 классы

Год защитника Отечества

27 января 2025 г.


Внеклассное занятие по теме «Год защитника Отечества»


Цель занятия: формирование и развитие у обучающихся первичных представлений о роли защитников Отечества в сохранении независимости и единства страны, о значении Дней воинской славы России, понимания значения самопожертвования, мужества, верности и любви к Родине, которые передаются из поколения в поколение.

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Основные смыслы:
  • Год защитника Отечества – это призыв почтить память о тех, кто в разные исторические периоды сражался за Родину.

  • Дни воинской славы – память о героических событиях, определивших судьбу России.

  • Продолжатели традиций защиты Отечества и сегодня вносят вклад в защиту нашего народа и государства, сохранение мира и безопасности.

  • Сохранение исторической памяти – наш долг и возможность выразить благодарность тем, кто обеспечивал стране мир и благополучие.

Планируемые результаты занятия



Личностные результаты

В сфере гражданско-патриотического воспитания: осознание сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.

В сфере духовно-нравственного воспитания: неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В сфере эстетического воспитания: восприимчивость

к разным видам искусства.


Метапредметные результаты

В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать и формулировать выводы, подкреплять их доказательствами, анализировать текстовую, видео-, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной

задачей.

В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты


Русский язык: формирование первоначального представления о языке как одной из главных духовно- нравственных ценностей народа; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Литературное чтение: овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Окружающий мир: формирование чувства гордости за национальные свершения, победы; представлений о важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, понимание простейших причинно-следственных связей.

Основы религиозных культур и светской этики: развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, понимание ценности человеческой жизни, формирование умений находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории России, современной жизни.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:
  • Сценарий https://разговорыоважном.рф/27-01-2025/3-4/1s/3_4.pdf?v=1.0 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/27-01-2025/3-4/2m/3_4.pdf?v=1.0 

  • видеоматериалы

  • Говорим о важном с Константином Федотовым и Николаем Соколовым https://vk.com/video271113532_456242037 (7:24)

  • презентация https://разговорыоважном.рф/27-01-2025/3-4/3p/3_4.pdf


Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: беседа, работа с иллюстративным материалом, просмотр и обсуждение видеоролика-интервью.

Основной этап: беседа, работа с иллюстративным материалом, чтение и обсуждение художественного произведения.

Заключительный этап: беседа, обсуждение проектов, приуроченных к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Мотивационно-целевой этап занятия

Основные смыслы: люди всегда защищали свое Отечество, свою землю, дома, родных. Каждый человек хочет жить свободно, не бояться, что его дом будет разрушен, что его близкие окажутся в беде, хочет трудиться, растить детей.

Поэтому, когда Родине грозит опасность, люди встают на ее защиту.

Задачи:

  • актуализировать у обучающихся представления о мотивах и необходимости защиты Отечества, образ защитника Отечества;

  • развивать у обучающихся навыки получения информации из видеоматериала, сравнения, сопоставления;

  • обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия;

  • содействовать проявлению у обучающихся познавательной активности, готовности к работе на занятии;

  • создать благоприятную психологическую атмосферу занятия.

Формы работы:

  • работа с иллюстративным материалом;

  • просмотр видеоролика-интервью;

  • беседа.


Основной этап занятия
  1. Дни воинской славы России

Основные смыслы: дни воинской славы России – это возможность выразить благодарность всем, кто в разные времена сражался с врагом ради страны и ради людей.

Задачи:


    • актуализировать и расширить знания обучающихся об исторических событиях, оказавших определяющее влияние на судьбу России;

    • содействовать формированию у обучающихся ценностного отношения к историческим событиям, исторической памяти;

    • развивать у обучающихся умения беседовать на нравственные и морально-этические темы, оценивать факты и события с морально-этической и гражданской точки зрения.

Формы работы:

    • беседа;

    • работа с иллюстративным материалом.


  1. Мужество, героизм, воля к победе, любовь к родной земле – качества защитника Отечества

Основные смыслы: ради защиты Отечества люди готовы преодолевать любые препятствия, жертвовать жизнью, совершать поступки, выходящие за пределы человеческих возможностей.

Задачи:

    • актуализировать у обучающихся представления о героях и подвигах;

    • развивать у обучающихся навыки активного слушания, анализа информации;

    • развивать у обучающихся умения сравнения, сопоставления.

Формы работы:

    • чтение и обсуждение текста;

    • работа с иллюстративным материалом.


  1. Памятники героям Великой Отечественной войны

Основные смыслы: памятники героям – это выражение признательности, благодарности защитникам Родины. Сохранение памяти об исторических событиях и героях прошлого и настоящего – одна из главных традиций нашей страны и нашего народа.

Задачи:

    • актуализировать у обучающихся понимание необходимости сохранения исторической памяти, уважительное отношение к памятникам и мемориалам защитников Отечества;

    • стимулировать интерес обучающихся к изучению истории своего края, достопримечательностям, связанным с героическими страницами прошлого;

    • развивать у обучающихся эмоционально-эстетические чувства, связанные с восприятием произведений искусства.

Формы работы:

    • работа с иллюстративным материалом;

    • беседа.


Заключительный этап занятия

Основные смыслы: память о защитниках Отечества – это не только памятники, мемориалы, музеи. В каждом населенном пункте, в каждой школе, в каждой семье нужно хранить память о героях, передавать ее из поколения в поколение.

Задачи:

      • создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации, полученной на занятии / создать условия для закрепления обучающимися изученного материала;

      • содействовать развитию у обучающихся способности к рефлексии, стимулировать интерес к истории своего края и своей семьи;

      • развивать у обучающихся навыки проектирования, планирования.

Формы работы:

      • беседа;

      • проектирование (вариативно – работа в группах).


Постразговор

Что почитать: В. Карасева «Самые обыкновенные», С. Алексеев «Рассказы о русской истории».


Что посмотреть: анимационные фильмы «Крепость: Щитом и мечом» (2015 г.), «Суворов. Великое путешествие» (2022 г.), «Детство Ратибора» (1973 г.), «Сказ о Евпатии Коловрате» (1985 г.), «Лебеди Непрядвы» (1980 г.), «Пересвет и Ослябя» (2010 г.), «Солдатская лампа» (1984 г.).

Проект «Киноуроки в школах России»:

      • «Василек». Какие мы принимаем решения? К чему они приводят? А если решение продиктовано любовью к старшему брату и Родине? Но главное проявление решительности — в преодолении себя, в том, чтобы осуществить решение и достичь поставленной благородной цели.

      • «Думать тишину». Фильм переносит зрителей в тяжёлые дни блокады Ленинграда, рассказывая о судьбах детей, сумевших сохранить человечность в условиях крайней нужды и опасности. Кинокартина раскрывает важную духовно- нравственную ценность — чуткость, показывая, как в самые трудные времена человек может оставаться верным идеалам.

Заочные экскурсии:

      • онлайн-панорама «Бородинская битва» http://mpbb.ru/data/vtours/borodino/index.html?lp= p2&lang=ru

      • онлайн-экскурсия по музею Победы в Москве https://victorymuseum.ru/excursions/online/?ysclid=m 5wn9yzrqm887774270

      • Музейный комплекс «Дорога памяти» https://1418museum.ru/?ysclid=m5wncjdj2x98681293 6

      • Парк «Патриот» https://parkpatriot.ru/