Разговоры о важном
Сценарий занятия
Массовый спорт в России
3–4 классы
10 марта 2025 года
Внеурочное занятие по теме «Массовый спорт в России»
Дата проведения занятия: 10 марта.
Цели занятия: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, представлений о влиянии спорта на развитие личностных качеств человека; стимулирование к занятиям спортом; информирование о современных возможностях в области массового спорта; развитие чувства гордости за достижения России в области спорта.
Формирующиеся ценности: жизнь.
Основные смыслы:
Развитие массового спорта – основа здорового и продуктивного общества, способного успешно справляться с вызовами будущего, а также долгосрочный вклад в здоровье каждого человека и всей нации.
Спорт – один из путей самосовершенствования и социализации человека, становления его личностных качеств и взаимоотношений с людьми.
Спорт – часть культуры и традиций России.
В России созданы большие возможности для включения людей разных поколений в занятия массовым спортом.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием презентации, видеоматериалов и интерактивного задания.
Комплект материалов:
сценарий https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/1s/3_4.pdf
методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/2m/3_4.pdf
Видеоматериалы
Говорим о важном с Никитой Крюковым https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/2m/3_4.pdf (5.00)
Видеоанонс темы с Катей Темновой https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/2.mp4 (3.57)
Фрагмента серии «Выше ноги от земли» из мультсериала «Просто о важном. Про Миру и Гошу» https://rutube.ru/video/fa7561ea8ffbb3beb9368891bfb71693/?r=wd (6.08)
Видеоролик «ГТО» https://rutube.ru/video/85602de51c790c75454c1570914cb74f/?r=wd (2.47)
интерактивное задание https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/chto-poseesh-to-i-pozhnesh/
Презентация https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/3p/3_4.pdf
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа, просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика-интервью, просмотр и обсуждение видеоролика
«ГТО», выполнение интерактивного задания.
Заключительный этап: беседа, творческая работа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Катей Темновой.
Учитель: Ребята, как всегда, мы начинаем неделю с разговора о чем-то очень важном. И сегодня – не исключение.
Сегодня мы говорим про спорт. Как вы считаете, почему спорт – это важно?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и с его помощью определим, на какие вопросы будем отвечать в ходе нашего разговора.
Учитель организует просмотр и обсуждение фрагмента серии «Выше ноги от земли» из мультсериала «Просто о важном. Про Миру и Гошу». Примерные вопросы для обсуждения:
Что еще, кроме укрепления здоровья, важно в занятии спортом?
Почему герои решили, что спорт – это весело? Согласны ли вы с ними?
Как вы понимаете слова: «Проигрывает та команда, которая оставляет своих игроков»?
Чему научила ребят игра «Выше ноги от земли»?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель: Так для чего же люди занимаются физкультурой и спортом?
Ответы обучающихся.
Учитель: Интересно, а как бы на этот вопрос ответили участники самой многочисленной лыжной гонки не только в России, но и в Европе – «Лыжня России»? Слышали ли вы о таком спортивном событии?
Ответы обучающихся.
Учитель: Каждый год на старт «Лыжни России» выходит более 500 тысяч человек. Среди них школьники, студенты, любители лыжного спорта, ветераны лыжни, спортсмены- профессионалы. Можно сказать, что «Лыжня России» — главное лыжное событие страны! Впервые «Лыжня России» была проведена в 1982 году, в ней тогда участвовали всего две с половиной тысячи человек.
Как вы думаете, почему так выросло число участников этого спортивного мероприятия? Что привлекает людей в таких соревнованиях?
Ответы обучающихся.
Учитель: Вы обратили внимание, что прозвучали понятия
«спортсмен-профессионал» и «любитель»? Чем они отличаются?
Ответы обучающихся.
Учитель: Для профессиональных спортсменов спорт становится делом всей жизни. А спортсмены-любители делают занятия спортом своим хобби, увлечением.
А как вы понимаете, что такое «массовый спорт»? Можно ли сказать, что «Лыжня России» – это пример массового спорта?
Ответы обучающихся.
Учитель: У массового спорта в нашей стране есть традиции, объединяющие людей, помогающие сохранить память о важных исторических событиях, испытать чувство единения. Таким примером может служить марафон «Дорога жизни». Как вы думаете, почему он так назван? В честь каких событий Великой Отечественной войны?
Ответы обучающихся.
Учитель: Да, помните, совсем недавно мы говорили о том, что значит служить Отечеству, и вспоминали о подвиге жителей блокадного Ленинграда и тех, кто доставлял в осажденный город необходимое для жизни.
Начало марафону «Дорога жизни» дал житель блокадного Ленинграда Григорий Иванович Колгашкин 21 января 1970 года. Вместе с единомышленниками в свой день рождения он вышел на первый забег по маршруту Дороги жизни. Это дало начало важной традиции, которая сохраняется до сих пор. Григорий Иванович Колгашкин прожил 91 год. Для многих Григорий Иванович стал примером и показал, как можно с помощью спорта сохранять и передавать историческую память.
Учитель может дополнить данный этап занятия рассказом о популярных региональных / муниципальных / школьных массовых спортивных мероприятиях.
Учитель: Почему так важны традиции марафонов, лыжных забегов и других массовых спортивных событий? За счет чего они объединяют людей?
Ответы обучающихся.
Учитель: Нам известно, что профессиональные спортсмены, которые нацелены на рекорды и победы, постоянно тренируются. А нужны ли тренировки и постоянные занятия тем, кто планирует принять участие в массовых спортивных мероприятиях?
Ответы обучающихся.
Учитель: А какие качества помогают человеку систематически тренироваться и стремиться к новым достижениям?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте посмотрим интервью с человеком, для которого спорт стал делом жизни, – олимпийским чемпионом и трёхкратным чемпионом мира по лыжным гонкам Никитой Крюковым.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика-интервью с Никитой Крюковым. Примерные вопросы для обсуждения:
Почему нужно заниматься спортом, даже если ты не планируешь стать олимпийским чемпионом?
Какие слова Никиты Крюкова вам больше всего понравились?
Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься спортом? Что самое главное в занятиях спортом?
Можно ли, занимаясь массовым спортом, развить в себе качества, которыми обладают профессиональные спортсмены?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение интерактивного задания
«Что посеешь, то пожнешь».
Учитель: Мы уже говорили о том, что благодаря занятию спортом люди укрепляют собственное здоровье, становятся ловкими, сильными, развивают в себе очень ценные личные качества, ощущают командный дух.
А знаете ли вы, что такое комплекс ГТО?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте посмотрим небольшой видеоролик о комплексе ГТО в нашей стране.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика
«ГТО». Примерные вопросы для обсуждения:
Почему значок ГТО всегда считался почетным и что он означает сегодня?
А как вы думаете, чем может помочь каждому участие в подготовке и сдаче нормативов ГТО? Как это поможет достичь целей в жизни?
Вы бы хотели попробовать сдать нормы ГТО? Почему да или нет?
Может быть, кто-то уже имеет значок ГТО? Если да, то расскажите, почему вы к этому стремились, как вы этого добились и что вам это дало.
Ответы обучающихся.
Учитель: А еще спорт позволяет нам увидеть, как силен человеческий дух, как можно, преодолевая себя и обстоятельства, добиваться результатов.
Знаете ли вы, что такое «паралимпийские игры»? Кто в них участвует?
Ответы обучающихся.
Учитель: Перед вами спортсмены, чей путь к победам был очень сложным из-за ограниченных возможностей здоровья (презентация к занятию).
Алексей Ашапатов – российский спортсмен, чемпион и рекордсмен летних Паралимпийских игр, чемпион мира, чемпион Европы, десятикратный чемпион России по легкой атлетике. Мастер спорта России международного класса по армрестлингу и заслуженный мастер спорта России по легкой атлетике, абсолютный чемпион Европы по метанию диска среди лиц с ограниченными физическими возможностями. В 2008 году на Паралимпийских играх в Пекине завоевал две золотые медали, установив новые мировые рекорды — в толкании ядра и метании диска. На Паралимпийских играх в Лондоне стал чемпионом как в метании диска, побив собственный мировой рекорд, так и в толкании ядра.
Елена Чистилина – заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, завоевала серебро Паралимпийских игр в Пекине и две бронзовых медали Паралимпиады в Афинах 2004 года, неоднократно побеждала на чемпионатах России.
Почему, несмотря на трудности, люди преодолевают себя и все равно занимаются спортом? Чему мы можем у них научиться?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Сейчас в нашей стране созданы все условия для того, чтобы дети занимались спортом. Строятся новые стадионы, дворовые спортивные площадки, открываются новые бассейны. Почему для нашей страны так важно, чтобы как можно больше людей занимались спортом?
Ответы обучающихся.
Учитель: А давайте проведем небольшой опрос, какими видами спорта занимаются ребята нашего класса?
Ответы обучающихся.
Учитель фиксирует ответы на доске и ставит галочку напротив вида спорта, если этим спортом занимаются несколько человек, так, чтобы получилось подобие диаграммы.
Учитель: Что вас привлекает в этих видах спорта? Давайте придумаем короткие мотивационные тексты (можно в стихах), которые должны привлечь других ребят к занятиям вашим видом спорта.
Обучающиеся предлагают свои варианты.
Учитель может дополнить данный этап занятия беседой о наиболее популярных в регионе видах спорта и популярных региональных / муниципальных / школьных спортивных мероприятиях.
Учитель: Спорт помогает становиться сильнее, увереннее в себе и открывает новые возможности. А главное — спорт объединяет людей, создавая атмосферу дружбы, поддержки и стремления к победе.
Постразговор
Что почитать:
Вс. Другов, М. Товаровский. Тройка без тройки.
С. Могилевская. Восемь голубых дорожек.
Братья Мормаревы. Война ежей.
В. Медведев. Олимпийские тигры.
В. Медведев. Флейта для чемпиона (сборник).
Е. Озерецкая. Олимпийские игры.
Г. Юрмин. От А до Я по стране спорта.
Что посмотреть:
Мультипликационные фильмы «Чемпион»,
«Спортландия», «Тихая поляна», «Кто первый?»,
«Снежные дорожки», «Необыкновенный матч»,
«Старые знакомые», «Олимпийский талисман»,
«Смешарики. Спорт круглый год!».
«О, спорт, ты – мульт!» Спорт в мультфильмах и мультфильмы о спорте. Проект Музея кино: https://www.museikino.ru/exposition/themes/o-sport- ty-mult/
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
Проект рекламного баннера спортивной зарядки или массового спортивного мероприятия;
Составление карты спортивных объектов, которыми могут пользоваться жители населенного пункта / района, в котором расположена образовательная организация;
Мини-исследование: сколько ребят начальной школы занимаются спортом и какими видами;
Ведение летописи рекордов класса: записи спортивных побед и интервью спортсменов;
Посещение или виртуальная экскурсия в ФГБУ
«Государственный музей спорта»: https://museumsport.ru/
Разговоры о важном
Методические рекомендации
Массовый спорт в России
3–4 классы
10 марта 2025 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К занятию «Массовый спорт в России»
Цели занятия: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, представлений о влиянии спорта на развитие личностных качеств человека; стимулирование к занятиям спортом; информирование о современных возможностях в области массового спорта; развитие чувства гордости за достижения России в области спорта.
Формирующиеся ценности: жизнь.
Основные смыслы:
Развитие массового спорта – основа здорового и продуктивного общества, способного успешно справляться с вызовами будущего, а также долгосрочный вклад в здоровье каждого человека и всей нации.
Спорт – один из путей самосовершенствования и социализации человека, становления его личностных качеств и взаимоотношений с людьми.
Спорт – часть культуры и традиций России.
В России созданы большие возможности для включения людей разных поколений в занятия массовым спортом.
Планируемые результаты занятия
Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания: испытывать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; гордость за национальные свершения, открытия; иметь первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности.
В сфере физического воспитания: бережно относиться к физическому здоровью, соблюдать основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни.
В сфере понимания ценности научного познания: познавательные интересы, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев).
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно
и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
Предметные результаты
Русский язык: осознавать язык как основное средство человеческого общения, правильную устную речь как показатель общей культуры человека использовать средства языка в соответствии с целью и ситуацией общения. Окружающий мир: соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; первоначальных представлений о социальных объектах; представлений о важнейших для страны и личности
событиях и фактах прошлого и настоящего России.
Физическая культура: понимать принципиальные различия спорта и физической культуры; знать виды спорта.
Комплект материалов:
сценарий https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/1s/3_4.pdf
методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/2m/3_4.pdf
Видеоматериалы
Говорим о важном с Никитой Крюковым https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/2m/3_4.pdf (5.00)
Видеоанонс темы с Катей Темновой https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/2.mp4 (3.57)
Фрагмента серии «Выше ноги от земли» из мультсериала «Просто о важном. Про Миру и Гошу» https://rutube.ru/video/fa7561ea8ffbb3beb9368891bfb71693/?r=wd (6.08)
Видеоролик «ГТО» https://rutube.ru/video/85602de51c790c75454c1570914cb74f/?r=wd (2.47)
интерактивное задание https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/chto-poseesh-to-i-pozhnesh/
Презентация https://разговорыоважном.рф/10-03-2025/3-4/3p/3_4.pdf
Мотивационно-целевой этап
Основные смыслы: развитие массового спорта – основа здорового и продуктивного общества, способного успешно справляться с вызовами будущего, а также долгосрочный вклад в здоровье каждого человека и всей нации.
Задачи:
актуализировать представления обучающихся о физкультуре и спорте, их отличиях;
мотивировать на углубление представлений о массовых видах спорта в России;
обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия.
Формы работы:
Приемы работы:
просмотр видеоанонса;
формулирование цели в совместной с учителем деятельности;
просмотр фрагмента мультфильма;

Основной этап
Развитие массового спорта.
Основные смыслы: спорт – один из путей самосовершенствования и социализации человека, становления его личностных качеств и взаимоотношений с людьми. Спорт – часть культуры и традиций России.
Задачи:
расширить представления учащихся о массовых видах спорта;
помочь утвердиться в представлении о занятии спортом как об одном из путей как физического, личностного, самосовершенствования;
актуализация ценностного отношения к здоровью;
вызвать восхищение и гордость за достижения родной страны в области спорта;
пробуждать потребность в самовоспитании через ориентацию на лучшие примеры упорной, самоотверженной работы спортсменов над собой. Формы работы:
беседа – обсуждение.
Приемы работы:
рассказ о выдающихся спортсменах;
просмотр видеоинтервью;
вопросы и задания, стимулирующие анализ информации, представленной в словесном и образном, в явном и неявном виде;
вопросы, подводящие к установлению причинно- следственных связей, обобщению;
вопросы и задания, побуждающие к самоанализу собственных качеств.
Спорт в жизни человека.
Основные смыслы: спорт – один из путей самосовершенствования и социализации человека, становления его личностных качеств и взаимоотношений с людьми.
Задачи:
показать роль спорта в жизни человека;
создать условия для формирования у обучающихся установки на занятия спортом.
Формы работы:
Приемы работы:
просмотр видеоролика-интервью;
просмотр информационного видеоролика о ГТО;
интерактивное задание;
вопросы и задания, стимулирующие анализ информации, представленной в словесном и образном, в явном и неявном виде;
вопросы, подводящие к установлению причинно- следственных связей, обобщению;
вопросы и задания, побуждающие к самоанализу собственных качеств.
Заключительный этап
Основные смыслы: спорт – это возможность укрепить здоровье и характер, чего-то достичь, найти друзей, познакомиться с интересными людьми.
Задачи:
обобщить обсужденный материал;
мотивировать к проявлению товарищеской позиции в командных видах спорта и спортивных играх.
Формы работы:
Приемы работы:
просмотр фрагмента мультипликационного фильма;
вопросы, подводящие к обобщению;
вопросы, стимулирующие анализ информации, побуждающие к проявлению ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
Постразговор
Что почитать:
Вс. Другов, М. Товаровский. Тройка без тройки.
С. Могилевская. Восемь голубых дорожек.
Братья Мормаревы. Война ежей.
В. Медведев. Олимпийские тигры.
В. Медведев. Флейта для чемпиона (сборник).
Е. Озерецкая. Олимпийские игры.
Г. Юрмин. От А до Я по стране спорта.
Что посмотреть:
Мультипликационные фильмы «Чемпион»,
«Спортландия», «Тихая поляна», «Кто первый?»,
«Снежные дорожки», «Необыкновенный матч»,
«Старые знакомые», «Олимпийский талисман»,
«Смешарики. Спорт круглый год!».
«О, спорт, ты – мульт!» Спорт в мультфильмах и мультфильмы о спорте. Проект Музея кино:
https://www.museikino.ru/exposition/themes/o-sport- ty-mult/
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
Проект рекламного баннера спортивной зарядки или массового спортивного мероприятия;
Мини-исследование: сколько ребят начальной школы занимаются спортом и какими видами;
Ведение летописи рекордов класса: записи спортивных побед и интервью спортсменов;
Посещение или виртуальная экскурсия в ФГБУ
«Государственный музей спорта»: https://museumsport.ru/