Разговоры о важном
Сценарий занятия
ДЕНЬ музыки
1-2 классы.
Я хочу увидеть музыку
17 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме:
«Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
Цель занятия: формирование у обучающихся умения слушать и понимать музыку, развитие творческих способностей, расширение музыкальных интересов, повышение уровня эрудиции и общей культуры.
Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к музыке; эмоционально реагировать при слушании музыки, проявлять желание рассказывать о своих впечатлениях от восприятия различных музыкальных произведений
Метапредметные: описывать словесно и представлять в движении образы, возникающие при восприятии музыки; сравнивать звучащую музыку с движениями, ее изображающими; участвовать в коллективном диалоге.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: музыкальная викторина. Занятие предполагает также использование видео- и аудиофрагментов, анализ информации, групповую работу.
Комплект материалов:
− сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-script.pdf
− методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-method_recom.pdf
− видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/640/
− интерактивное задание
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/
− презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-presentation.pdf
− плакат
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-poster.png
− аудиофрагмент для прослушивания:
Аудиофрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». «Вальс цветов»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop.mp3
Видеофрагмент из мультфильма «Спящая красавица»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop1.mp4
Видеофрагмент из мультфильма «Весенние мелодии»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop2.mp4
Видеофрагмент из мультфильма «Щелкунчик»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop3.mp4
Оборудование:
Карандаши/краски/фломастеры, бумага формата А4/ватман/бумага в рулоне.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вступительное слово учителя о музыке, видеоролик о празднике «День музыки».
Часть 2. Основная.
Знакомство с изобразительными возможностями музыки посредством пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».
О творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского.
Часть 3. Заключение.
Создание воображаемых картин во время звучания музыки.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (5 минут)
На экране в качестве заставки к занятию размещен плакат «День музыки».
Учитель.
- Наше сегодняшнее занятие будет очень необычным. Мы будем учиться видеть музыку. А получится ли это у нас? Об этом узнаем в конце занятия.
Для начала посмотрим видеоролик.
Демонстрация видео (дикторский текст)
День музыки ежегодно отмечается 1 октября. Этот праздник придумал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор считал, что День музыки поможет объединить представителей разных культур, и отправил в ООН письмо, в котором предложил создать подобное торжество.
В 1973 году Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО официально учредил праздник 1 октября.
Представить жизнь без музыки невозможно - она везде. Мы наслаждаемся звуками, которые издаёт окружающая нас природа: пение птиц, шум ветра, шорох и шелест листьев, журчание ручья.
Но, как и когда появилась музыка? Точную дату нам никто не сможет назвать. По теории знаменитого английского учёного Чарльза Дарвина, язык людей возник не со слов, а с пения, музыка появилась задолго до того, как люди стали разговаривать.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Видишь, тучка в небе хмурится —
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зёрнышка —
Тоже музыка своя.
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку...
Часть 2. Основная (20 минут)
Знакомство с изобразительными возможностями музыки.
Учитель.
Музыка окружает нас с самого раннего детства, она с нами повсюду. У природы множество различных звуков. У неё есть своя особенная музыка. А какую музыку природы мы слышим летом, осенью, зимой, весной?
Ответы детей.
Учитель.
Ответы детей.
Как можно увидеть музыку? Почему музыку нельзя увидеть? (в зависимости от ответов детей на предыдущий вопрос)
Ответы детей.
Учитель.
Ребята, предлагаю вам попробовать увидеть музыку, выполнив одно очень интересное задание.
Работа с интерактивным заданием «Музыкальная викторина»
Учитель запускает первый вопрос интерактивного задания.
Перед нами изображение трех животных, сейчас мы будем слушать музыкальный фрагмент, и наша задача «увидеть», на какое животное похожа эта музыка. При прослушивании обращайте внимание на характер музыки. Какая она: весёлая или грустная, быстрая или медленная, лёгкая или тяжёлая, плавная или отрывистая.
Прослушивание первого фрагмента.
Учитель. Ребята, какое животное вы увидели, слушая музыку?
Ответы детей.
Учитель. Объясните почему? Опишите словами, что вы услышали в этом музыкальном фрагменте похожее на это животное?
Запускает второй вопрос интерактивного задания и т. д.
Вопрос 1
«Кукушка в глубине леса» | Какого участника карнавала вы слышите? |
правильный ответ | | |
Вопрос 2
«Кенгуру» | Какого участника карнавала вы слышите? |
правильный ответ | | |
Вопрос 3
«Рыбки» | Какого участника карнавала вы слышите? |
правильный ответ | | |
Вопрос 4
«Лебедь» | Какого участника карнавала вы слышите? |
правильный ответ | | |
Вопрос 5
«Слон» | Какого участника карнавала вы слышите? |
правильный ответ | | |
Вопрос 6
«Птицы» | Какого участника карнавала вы слышите? |
правильный ответ | | |
Вопрос 7
«Антилопы» | Какого участника карнавала вы слышите? |
правильный ответ | | |
Учитель.
- Вот мы с вами и убедились, что музыка может нарисовать зверей и птиц, а значит, ее можно не только услышать, но и увидеть.
Учитель.
- Ребята, а кто-нибудь знает, отрывки из музыкального произведения какого композитора мы сейчас слушали?
Ответы детей.
Учитель.
- Мы с вами слушали отрывки из произведения французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».
Композитор очень любил сочинять музыку, делал он это быстро и легко. Однажды ученики композитора попросили его сочинить музыкальное произведение, наполненное тонким юмором. Он сдержал своё обещание - и сочинил «Карнавал животных», который считал музыкальной шуткой.
Учитель.
- А каких ещё композиторов вы знаете?
Ответы детей.
Учитель обращается к плакату, посвященному празднику «День музыки».
Учитель.
- Ребята, а как вы думаете, кто здесь изображен?
Молодцы! (если дети смогли назвать Чайковского).
Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, известный всему миру. Музыкальный талант у Чайковского проявился очень рано, когда ему было всего 4 года, он был даже младше вас.
Хотя он жил и творил больше 100 лет назад, его музыка продолжает звучать и сегодня, она удивительно мелодичная и волшебная.
Вы сейчас удивитесь, когда узнаете, что вы с ней тоже знакомы. Не верите?
Вы смотрели мультфильм «Спящая красавица»?
|
м/ф "Спящая красавица" (в дополнительных материалах) |
Учитель.
– Здесь звучит музыка Петра Ильича Чайковского. Попробуйте ее описать. Какая она веселая, грустная, волшебная, таинственная, нежная, тревожная и т.д.?
Учитель включает фрагмент мультфильма «Щелкунчик».
|
м/ф "Щелкунчик" (в дополнительных материалах) |
Учитель.
- Этот мультфильм вам тоже знаком, и здесь нас сопровождает музыка Петра Ильича Чайковского. Попробуйте описать этот музыкальный фрагмент.
Учитель включает фрагмент мультфильма «Весенние мелодии».
|
м/ф «Весенние мелодии» (в дополнительных материалах) |
Учитель.
- А этот мультфильм из детства ваших мам и пап, бабушек и дедушек, может быть, кто-то и из вас его видел. А если не видели, то посмотрите дома с родителями и расскажите им, что в этом мультфильме звучат музыкальные произведения одного из великих русских композиторов Петра Ильича Чайковского.
Часть 3. Заключение (5 минут)
Учитель.
- Ребята, подходит к концу наше занятие, посвященное музыке. Мы сегодня убедились, что музыку можно не только слышать, но и видеть.
Творческое задание:
- Давайте мы с вами попробуем музыку еще и нарисовать.
Предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент из произведения Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов» и нарисовать то, что вы почувствовали и увидели в этой музыке.
Творческое задание может выполняться как на листах формата А4 с последующим размещением всех рисунков детей на доске или стене класса, так и на нескольких ватманах или рулоне бумаги, с предварительным зонированием «рабочих» мест детей.
В конце занятия учитель благодарит детей за прекрасные рисунки и активную работу. По возможности делает фото работ детей/групповую фотографию детей на фоне рисунков, делится с родителями результатами творческого задания детей.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
ДЕНЬ музыки
1-2 классы.
Я хочу увидеть музыку
17 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме:
«Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
Цель занятия: формирование у обучающихся умения слушать и понимать музыку, развитие познавательных интересов, повышение уровня эрудиции и общей культуры.
Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.
Планируемые результаты:
Личностные: интерес к музыке; желание слушать и фантазировать во время звучания различных музыкальных произведений.
Метапредметные: развитие творческих способностей при самостоятельном создании воображаемых картин во время звучания музыки; сравнение услышанных звуков и их изображения; участие в коллективном диалоге.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: музыкальная викторина. Занятие предполагает также использование видео- и аудио- фрагментов, анализ информации, групповую работу.
Комплект материалов:
− сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-script.pdf
− методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-method_recom.pdf
− видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/640/
− интерактивное задание
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/
− презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-presentation.pdf
− плакат
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-poster.png
− аудиофрагмент для прослушивания:
Аудиофрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». «Вальс цветов»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop.mp3
Видеофрагмент из мультфильма «Спящая красавица»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop1.mp4
Видеофрагмент из мультфильма «Весенние мелодии»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop2.mp4
Видеофрагмент из мультфильма «Щелкунчик»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/musicday-12-dop3.mp4
Оборудование:
Карандаши/краски/фломастеры, бумага формата А4/ватман/бумага в рулоне.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Занятие начинается с просмотра видеоматериала, посвящённого Всемирному празднику - «Дню музыки». Рассказы об особой роли музыки в нашей жизни и об истории учреждения Всемирного дня музыки настраивают детей на дальнейшую беседу о значении музыки, её изобразительных возможностях. Стихи Иры Исаковой «Я хочу увидеть музыку» позволяют эмоционально настроить обучающихся на восприятие рассказа учителя о волшебном мире музыки.
Часть 2. Основная
Знакомство с изобразительными возможностями музыки Обсуждение звуков природы подскажет детям, что предстоит необычный разговор о звуках, музыке и её изобразительных возможностях. Коллективный разговор о звуках природы вызовет неподдельный интерес к вопросу: а можно ли увидеть музыку? Эмоциональный настрой младших школьников на восприятие классической музыки, элемент игры являются необходимым условием для достижения планируемого результата. Предлагаем, например, закрыть глаза и представить картину под звуки музыки или услышать звуки, подражающие пению птиц, журчанию ручья и т. д.
Музыка рисует животных.
Цель организации этой части занятия – подвести детей к пониманию того, что музыка может подражать звукам природы, изображать движение и даже рябь на поверхности воды. Классические произведения приучают младших школьников чувствовать красоту звуков, различать характер музыки: весёлая или грустная, быстрая или медленная, лёгкая или тяжёлая, плавная или отрывистая. Важно, чтобы обучающиеся смогли дать самостоятельно характеристику услышанного фрагмента. Ученики первого и второго года обучения обладают слабыми навыками слушания классической музыки, а поэтому программные произведения, подобные сюите «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, очень полезны для музыкального воспитания и творческого развития подрастающего поколения. Слушая их, дети с удовольствием размышляют над тем, какой образ рисует та или иная музыкальная композиция. Знакомство с новыми музыкальными произведениями в сочетании с игрой в форме музыкальной викторины, способствует более лёгкому восприятию классической музыки.
Знакомство школьников с музыкальными фрагментами П.И. Чайковского направлено на формирование интереса, любви к музыке, желания слушать классическую музыку, развитие музыкального слуха, интереса к творчеству великого русского композитора. С второклассниками можно организовать более подробную беседу о жизни и творчестве П.И. Чайковского. Если учитель или кто-то из обучающихся, родителей владеет музыкальными инструментами, было бы полезно включить «живое исполнение» фрагментов в соответствии со сценарием занятия.
Данное занятие может стать предпосылкой продолжения разговора о музыкальных произведениях программного характера, их удивительных изобразительных возможностях и элементах звукоподражания, знакомства с творчеством русских и зарубежных композиторов - классиков.
Часть 3. Заключение
В заключение занятия учитель мотивирует младших школьников на творческое задание: «послушать и увидеть музыку». Своими творческими работами ребята украшают класс для праздничного дня, посвященного музыке, и делятся своими впечатлениями и успехами с родителями.
Главный вывод: у обучающихся должно быть осознание того, что вклад русских композиторов в мировое музыкальное наследие огромен. П. И. Чайковский – один из самых исполняемых композиторов. Русская музыка давно преодолела границы и проникла в повседневную жизнь людей.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий “Разговоры о важном”».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
− тема занятия; − ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
− основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
− ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
− творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
− любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.