СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 8-9 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 8-9 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 8-9 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.»


Разговоры о важном

Сценарий занятия

РОЖДЕСТВО

8-9 классы.

Светлый праздник Рождества

9 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»

Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными, формировать уважение к традициям народов России и традиционным конфессиям России, прививать любовь к семье и близким, воспитывать отзывчивость, щедрость, желание доставлять радость другим людям, способствовать развитию представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание, преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика и интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-89-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-89-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1490/

  • материал интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-89-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/89/



Содержательные разделы занятия:

Часть 1. Мотивационная.

Беседа о празднике. Просмотр видеообращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Часть 2. Основная.

Демонстрация видеоролика. Беседа о сути праздника. Выполнение интерактивного задания, работа с рождественскими благотворительными проектами.

Часть 3. Заключительная.

Выбор собственного рождественского проекта ребят. Подведение итогов, заключительная рефлексия.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Вступительная беседа со школьниками.

Учитель. Ребята, закончились зимние каникулы, на календаре сегодня 9 января, и вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня пойдет наш разговор? О Рождестве, которое многие люди в нашей стране отметили совсем недавно - 7 января. Неделя, которая сейчас идет, считается Рождественской неделей. Так что это за праздник, какова его роль в жизни нашей страны, и какие ценности он в себе несет? Именно об этом наш сегодняшний разговор.

Думаю, никто в нашей стране не сможет вам рассказать о Рождестве лучше, чем тот человек, который сегодня обратится к вам. Это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Видеообращение Патриарха.

Часть 2. Основная.

Учитель.

Ребята, как вы думаете, почему праздник Рождества имеет для России особое значение?

Ответы обучающихся.

Учитель (в дополнение к ответам детей). Исторически возникновение российской государственности тесно связано с христианством, православные традиции оказали большое влияние на формирование российской культуры. Христианство объединило Русь, сделало ее сплоченнее и сильнее.

По мере вхождения в состав российского государства разных народов российская культура обогащалась и их религиозными традициями.

Тем не менее, для всех жителей нашей страны праздник Рождества олицетворяет собой образ любви, света, добра, милосердия, сострадания к ближнему, отчего и особенно близок россиянам абсолютно разных национальностей и вероисповедований.

Учитель. Ребята, я хотел(а) бы поговорить с вами сегодня не столько о самом празднике Рождества, сколько об особенном духе Рождества. Я имею в виду то особенное настроение, которое люди испытывают в эти дни; то, как люди стремятся вести себя в эти дни; то, какими они хотят быть в эти дни. Что вы об этом знаете: какие свои качества или поступки люди стремятся продемонстрировать в Рождественские дни?

Ответы школьников. Учителю важно подчеркнуть в этих ответах те, в которых будет содержаться упоминание о добрых поступках, заботе о членах семьи, помощи бедным и т. п. - то есть о приоритете духовных ценностей человека над материальными.


Учитель.

Рождество относится к тем праздникам, которые сближают нас, наши семьи, наше общество, призывают нас быть внимательными друг к другу!

Видимо, поэтому теме Рождества посвящено очень много фильмов, мультфильмов, музыкальных произведений, живописных полотен, книг и стихотворений. Одно из них я вам предлагаю сейчас послушать, а затем обсудить. Принадлежит оно Борису Пастернаку, а написано оно было в 1947 году.

Демонстрация видеоролика (на основе стихотворения Б. Пастернака)

Борис Пастернак
Рождественская звезда
(отрывок)

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Учитель. Рождение Иисуса Христа - чудесное событие. Чудо. Но это чудо в стихотворении Бориса Пастернака происходит в обыденной обстановке - «дул ветер», «спросонья», «звери в пещере», «ослики в сбруе» ... Как вы полагаете, что Пастернак хотел нам сказать этим соседством обыденного и чудесного?

Ответы детей. Учитель может акцентировать внимание детей на том, что чудесные вещи могут случаться в обычной повседневной жизни. Кто-то вас поддержал в ситуации, когда другие не замечали или унижали. Это уже маленькое чудо для вас. Кто-то помог вам, кому-то оказали помощь вы. И значит, совершили маленькое чудо для него. Возможно, появление чего-то хорошего, доброго в ситуации, которая совсем к этому не располагает - это и есть дух Рождества.

Интерактивное задание «Это Рождество!»

Интерактив направлен на расширение знаний обучающихся о традициях празднования Рождества в разных регионах России, о символах Рождества.

Может проводиться как фронтально, так и с делением на команды.

После ответов на часть вопросов рекомендуется дать обучающимся пояснения или задать вопросы.

Учитель. Праздник Рождества особенный. В это время все люди смотрят с надеждой в будущее, дарят тепло своих сердец близким людям, загадывают заветные желания и верят в то, что они сбудутся. Предлагаю вам принять участие в игре и вспомнить о традициях празднования Рождества в России, его основных символах и обычаях.


Вопрос 1.

Это украшение - один из главных символов Рождества. Им украшают подарочные упаковки, им украшены витрины магазинов и улицы наших городов. Его можно встретить на празднично украшенных площадях. А появление этого украшения связано с историей о том, как волхвы нашли место рождения Христа. О каком украшении идёт речь?

Ответ: звезда.

Вопрос 2.

Этот праздничный круглый хлеб принято выпекать на Рождество. На гербе города Мурома их целых три. Считается, что этот хлеб - символ яслей, в которых родился Иисус. Про этот рождественский хлеб придумано много пословиц. Например, такая: «На Москве ..., как огонь, горячи». О каком традиционном рождественском угощении идет речь?

Ответ: о рождественском калаче.

Пояснения учителя и продолжение беседы: это особый праздничный хлеб-плетенка. В дни Рождества по традиции он кладется в доме на белую скатерть, на пучок сена как знак присутствия рожденного Бога. В центр калача ставится зажженная свеча или лампада. С темой хлеба связано ещё одно библейское выражение - «Не хлебом единым жив человек». Как вы понимаете его смысл?

Ответы школьников. Учителю важно дать школьникам возможность высказать разные мнения. Выслушивая ответы, он должен выделить из них те, в которых прозвучит мысль о том, что у человека есть не только материальные потребности, но и духовные.

Вопрос 3.

Время между Сочельником (6января) и Крещением (19 января) - особенное. В эти дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. Важно, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни. Как эти дни называются?

Ответ: Святки.

Пояснения учителя: в эти дни было принято колядовать и устраивать гадания. Самые популярные гадания на Руси - о будущей семейной жизни. Например, гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный». Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.


«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...»

Вопрос 4.

Волхвы принесли в дар младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. Ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), смирну как человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной). В знак чего они принесли ему золото?

Ответ: золото они принесли Иисусу как Царю (в виде дани или подати). В соответствии с пророчеством Иисус — это потомок царского рода Давида.

Пояснения учителя и продолжение беседы: волхвы пришли поклониться только что родившемуся Христу. А как вы думаете, почему именно ему? Чего люди ожидали от родившегося младенца?

Ответы школьников. Учителю важно дать школьникам возможность высказать разные мнения. Выслушивая ответы, он должен выделить из них те, в которых прозвучит мысль о том, что люди ждали исполнения пророчеств Библии - рождения посланника Бога, который спасет человечество от грехов.

Вопрос 5.

На Рождество в Архангельской и Мурманской областях пекут козули — пряники в форме животных (козочек, баранов, коров), считающиеся оберегом от зла и напастей. По народному поверью, если на праздничном столе есть козули, то весь следующий год пройдет благополучно. Что символизируют эти пряники в форме животных?

Ответ: козули символизируют всех животных, стоящих вокруг Младенца Иисуса в рождественских яслях.

Вопрос 6.

В XVII веке в России появилась традиция во время рождественских ярмарок устраивать для детей красочные кукольные представления, рассказывающие о событиях рождения Христа.

В каком виде существует эта традиция сейчас?

Ответ: в виде украшения храмов и домов рождественским вертепом.

Вопрос 7.

На Руси издревле существовала традиция возводить храмы в честь побед над врагом. Например, в 1612 году был заложен Казанский собор на Красной площади в Москве в ознаменование изгнания поляков Народным ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина.

В 1812 году русская армия и народ одержали победу над Наполеоном.

Александр I подписал в один из зимних дней Манифест об окончании войны и распорядился построить храм Христа Спасителя в Москве.

Каким образом Храм Христа Спасителя связан с Рождеством?

Ответ: война была окончена в день празднования Рождества.

Пояснения учителя:

История этого храма трагична. В 1931 году по решению властей Советского Союза храм был взорван, а на его месте был построен... бассейн. Как известно, борьба властей с религией закончилась провалом, и храм Христа Спасителя был восстановлен в 1999 году. Его строительство стало возможным благодаря пожертвованиям от сотен тысяч российских граждан.

Учитель. Как вы думаете, почему столько много людей пожертвовали свои деньги на восстановление храма?

Ответы школьников.

Необходимо подчеркнуть в ответах детей (или добавить к ответам детей) мысль о том, что людям было важно возвращение традиционных российских ценностей, связанных с верой, состраданием, милосердием. Идея возрождения храма объединила людей благодаря своим ценностным основам, которые близки всем россиянам, независимо от их вероисповедания

Также важно, чтобы в ответах детей или комментариях педагога был сделан акцент и на значимости Храма как памятника в честь великой победы России.

Вопрос 8

Появление какой традиции в современной России связано именно с Рождеством, а точнее - с дарами волхвов?

Ответ: традиции рождественской благотворительности.

Пояснения учителя и продолжение беседы: традиция рождественской благотворительности в современной России действительно зародилась в связи с Рождеством и восходит своими корнями к знаменитым дарам волхвов. Ребята, а вы помните, что в декабре темой одного из «Разговоров о важном» было волонтёрство? Так вот - волонтёрство тесно связано с Рождеством и просто пронизано его духом. Каждую зиму в нашей стране проводится множество рождественских волонтёрских акций, благотворительных концертов, выставок, ярмарок, спортивных мероприятий. Я познакомлю вас лишь с некоторыми из них...

На экран выводится слайд с qr-кодами и названиями рождественских акций. Наведя свой смартфон на qr-код, ребята смогут попасть на сайт акции, познакомиться с нею, и при желании - в одной из них можно принять участие в качестве волонтёра.

Перед просмотром сайта Добро.ру учителю рекомендуется предварительно найти региональные проекты своего региона и рассказать о нем ребятам на занятии.

Комментарий учителя: вы уже знакомы с сайтом Добро.ру. Если ввести название нашего региона, а в строчке «Название проекта» написать слово «Рождество», то откроются все проекты, связанные с благотворительной деятельностью в Рождественские дни и в преддверии Рождества.

Комментарий учителя: акция „Добрый подарок“. Этой акции уже 7 лет. Она направлена на социальную реабилитацию детей-сирот и детей с особенностями развития. Для 16000 таких детей за счет собранных средств были организованы специальные реабилитационные занятия.

Комментарий учителя: а вот в зимней благотворительной акции „Каникулы мечты“ вы можете принять участие и сами. Эту акцию для детей с заболеваниями иммунитета организует благотворительный фонд „Подсолнух“. В ходе акции каждый может записать видеоэкскурсию по своему городу. Вашу запись увидят дети, которые не могут из-за проблем со здоровьем выходить на улицу из больничной палаты или собственной квартиры. Это может стать вашим личным вкладом в создание духа Рождества.



Часть 3. Заключение.

Беседа, мотивирующая к действию.

В завершение занятия учитель может попытаться перейти от разговоров о духе Рождества и ценностях Рождества к конкретным добрым делам, являющихся их воплощением. Он может предложить школьникам придумать, как их класс мог бы реализовать на практике ценности Рождества, что бы они могли сделать доброго и полезного для других людей? Здесь целесообразно провести работу в группах и по её итогам предложить ребятам заполнить таблицу, состоящую из трех колонок:

Что мы можем сделать?

Для кого мы можем сделать?

Когда мы можем сделать?





Среди названных ребятами дел могут оказаться, например: «Проведение ролевой игры для детей начальной школы» или «Мини-спектакль для детской больницы». По окончании работы в группах можно всем вместе обсудить и (если такое желание будет у школьников) выбрать 1 дело, которое они могли бы общими усилиями провести в ближайшее время.

Затем школьники могут сформировать из желающих ребят специальный Совет дела, который в ближайшие дни попробует самостоятельно заняться организацией и реализацией задуманного дела. А классный руководитель станет их консультантом и (в самых трудных ситуациях) - помощником. Это станет своеобразным последействием сегодняшнего Разговора о важном, позволяющим классному руководителю перевести работу со своим классом из плоскости разговоров в плоскость реальных дел, реальной заботы о других людях.

Учитель. Завершая занятие, хочу подвести итоги нашего сегодняшнего разговора о важном.

В нашей стране все религии существуют в мире и согласии, одним из принципов конституционного строя России является равенство всех религий.

Несмотря на то, что только Рождество имеет статус общегосударственного праздника, в ряде российских регионов отмечаются, например, мусульманский праздник Ураза Байрам, буддистский - Весак и другие. Все они несут в себе единые ценности: человеколюбие, милосердие, сострадание к ближнему.

Более того, у нас действует Межрелигиозный совет России, в который входят главы православной, мусульманской, иудейской и буддистской религиозных общин страны. Почетным председателем совета России является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Учитель. Ребята, как вы думаете, для чего создан такой совет?

Ответы ребят.

Учитель (подводя итоги обсуждения). Все верно. История показывает, что только уважение к религии и культуре других народов способствует миру, согласию и процветанию страны.

Закончить наш сегодняшний разговор хочу пожеланием всем нам - пусть дух Рождества не покидает нас.

Хороших дней и вечеров со своими близкими!

































Разговоры о важном

Методические рекомендации

РОЖДЕСТВО

8-9 классы.

Светлый праздник Рождества

9 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»

Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными, формировать уважение к традициям народов России и традиционным конфессиям России, прививать любовь к семье и близким, воспитывать отзывчивость, щедрость, желание доставлять радость другим людям, способствовать развитию представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание, преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика и интерактивного задания.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-89-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-89-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1490/

  • материал интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-89-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/89/

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Во вводной части педагогу целесообразно мотивировать школьников к разговору о Рождестве вопросом о том, что это за праздник, и какие ценности он в себе несет. Учитель приглашает школьников послушать видеообращение человека, обладающего самыми обширными представлениями о Рождестве - одном из самых любимых праздников в России, о духовных ценностях, с ним связанных. Школьники слушают обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Часть 2. Основная.

Эту часть занятия учитель начинает с беседы со школьниками о том, что им известно об особенном духе Рождества. Задача педагога - подчеркнуть в ответах обучающихся те, в которых содержится упоминание о добрых поступках, о заботе о членах семьи, о помощи нуждающимся - то есть о приоритете духовных ценностей человека над материальными.

Далее педагог подчеркивает, что Рождество - это особенный праздник, который сближает всех людей, и отмечает, что теме Рождества посвящено множество произведений: музыкальных, художественных, живописных. Педагог предлагает школьникам назвать известные им произведения. Возможно, среди названных детьми произведений окажется и стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда». В случае, если школьники не назовут это стихотворение, учитель называет его сам, предлагая его послушать в формате видеоролика.

Беседу со школьниками после просмотра видеоролика учитель организует вокруг вопроса о том, почему чудо Рождения Иисуса в стихотворении Бориса Пастернака происходит в обыденной обстановке. Задача педагога - выслушав мнения школьников, акцентировать их внимание на том, что чудесные вещи могут случаться в обычной повседневной жизни, и, возможно, появление или создание нами самими чего-то хорошего и доброго в ситуации, которая совсем к этому не располагает, это и есть проявление духа Рождества.

Интерактивная часть занятия призвана расширить знания обучающихся о традициях празднования Рождества в разных регионах России, о символах Рождества и ценностях Рождества. Эта часть предполагает как фронтальную, так и командную игру. Задача учителя - стимулировать обучающихся к коллективному поиску ответов на вопросы во время обсуждения, а также способствовать развитию их умений сотрудничать, договариваться, слушать и слышать друг друга.

По окончании игры учитель подводит ее итоги и продолжает разговор с ребятами о волонтёрстве. Задача педагога - напомнить школьникам, что волонтёрство тесно связано с Рождеством и пронизано его духом. Педагог знакомит школьников с некоторыми рождественскими благотворительными акциями, которые проходят в стране и в их регионе. Для этого на экран выводится слайд с qr-кодами и названиями рождественских акций. Наведя свой смартфон на qr-код, ребята смогут попасть на сайт акции, познакомиться с нею, и при желании - решить, в какой из них они примут участие в качестве волонтера.

До начала занятия учителю рекомендуется самому познакомиться с региональными рождественскими благотворительными акциями на сайте Добро.ру. Кроме этого, педагогу рекомендуется пройти по указанным в тексте сценария qr-кодам и познакомиться с информацией, размещенной на сайтах (или на других сайтах, в том числе региональных, где есть информация о рождественских благотворительных акциях).

Часть 3. Заключение.

В заключительной части занятия учителю следует постараться вместе со школьниками перейти от разговоров о духе Рождества к конкретным добрым делам, являющихся воплощением этого духа. Задача педагога - предложить школьникам подумать, как их класс мог бы реализовать на практике ценности Рождества, что они могли бы сделать доброго и полезного для других людей. Идеи, прозвучавшие во время такого обсуждения, можно воплотить в жизнь.

Вопросы о деятельности Межрелигиозного совета России помогут школьникам понять роль и значение его деятельности по сохранению культуры и истории нашей страны.

Заканчивая занятие, учитель желает всем сохранить в своем сердце дух Рождества на целый год.

Главный вывод занятия: Рождество - один из главных христианских праздников, олицетворяющий образ чуда, любви, света и добра, от чего и особо близок россиянам абсолютно разных национальностей и вероисповедований. Приоритет духовного над материальным является отличительной особенностью народов России, позволяющий ему на протяжении многовековой истории оставаться единым целым, относиться с уважением и способностью разделить радость праздников с ближним.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.