Разговоры о важном
Сценарий занятия
РОССИЯ В МИРЕ
3-4 классы
13 февраля 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«РОССИЯ В МИРЕ»
Цель занятия: познакомить обучающихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, к сохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Планируемые результаты.
Личностные:
осознавать, что природные и культурные богатства России являются уникальными и неповторимыми;
испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многих процессов в мире.
Метапредметные:
проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiaintheworld-34-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiaintheworld-34-script.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1861/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1862/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiaintheworld-34-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiaintheworld-34-1/index.html?back_url=/topic/37/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiaintheworld-34-2/index.html?back_url=/topic/37/grade/34/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Вводная информация поможет развернуть разговор в основной части занятия. Важно поддержать возникающее в беседе чувство гордости за величие Родины.
Часть 2. Основная
Просмотр видеоматериала и его обсуждение - основная часть занятия о том, какие достижения России известны всему миру. Важно поддержать возникающее при просмотре видеоматериалов эмоционально-положительное отношение к родной стране, великим мореплавателям, лётчикам, писателям, композиторам, спортсменам и т.д. Обучающиеся обсуждают представленный материал и выполняют интерактивные задания.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов состоявшегося обсуждения.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей удивительной и уникальной стране. Россия - это союз многих народов и культур, это многие поколения учёных и писателей, воинов и обычных людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. И именно благодаря труду каждого из нас наша Россия становится сильнее и богаче.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель.
Россия, как мы уже с вами знаем, самая большая по своей территории страна в мире. Чтобы добраться от Москвы до Владивостока на поезде, нам необходимо не менее 6 суток проехать по одной из самых протяжённых железных дорог в мире. За время поездки по России путешественники увидят множество населённых пунктов, рек и озёр. Назовите их.
(Ответы детей).
Часть 2. Основная
Учитель.
Конечно, прежде всего, россияне заботятся о развитии своей Родины, но очень часто достижения России становятся важными для всего мира. Как вы думаете, когда это происходит?
(Ответы детей: когда удаётся решить какую-то очень важную проблему, сделать очень важное открытие; когда кто-то делает что-то первым).
Учитель.
Вы слышали такие слова: первооткрыватели, первопроходцы. Почему так говорят? Объясните.
(Ответы детей).
Учитель.
Первооткрыватель - человек, первый открывший что-то новое, а первопроходцами называют людей, которые проложили новые пути, открыли новые земли. К началу 17 века благодаря усилиям первопроходцев к России были присоединены новые территории, основаны новые поселения, которые позже стали центрами Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Но наши соотечественники изучали не только территорию своей страны, но и далёкие неизвестные земли.
Два деревянных парусных шлюпа «Восток» и «Мирный» под управлением Беллинсгаузена и Лазарева совершили экспедицию к Южному полюсу и открыли неизвестный материк Антарктиду.
Вы только представьте - вокруг высоченные айсберги, а наши мужественные и смелые моряки плывут на деревянных шлюпах!
Экспедиция опасалась попасть в ледяной капкан, поэтому на сушу моряки так и не высадились, но именно благодаря нашим мореплавателям были определены границы Антарктиды, составлена её карта. Официальной датой открытия Антарктиды считается 28 января 1820 года, когда «Восток» и «Мирный» в первый раз подошли к ледовому континенту.
Учитель.
Почему, хотя о существовании Антарктиды догадывались и до русской экспедиции, именно благодаря плаванию шлюпов «Восток» и «Мирный» было доказано существование нового континента?
(Ответы детей: наши моряки проплыли вокруг Антарктиды, составили карту Антарктиды).
Учитель.
Какие качества проявили моряки во время своего плавания?
(Ответы детей: мужество, храбрость, смелость, потому что, чтобы не столкнуться с айсбергами, приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и опасная задача).
Учитель.
Именем Беллинсгаузена названо море у берегов Антарктиды, большой ледник, имя Лазарева носит море у берегов Антарктиды, именами обоих мореплавателей названы полярные станции на Антарктиде. Рассмотрим карту, найдём на ней те имена, о которых мы говорили, узнаем и о других открытиях российских первопроходцев.
Интерактивное задание №1 «Русские имена на карте мира».
Содержание задания: расширение и закрепление представлений обучающихся о географических открытиях, сделанных российскими первопроходцами и учёными. На интерактивной карте выделены несколько точек: море Беллинсгаузена, остров Петра I, море Лазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив.
Учитель.
Вспомните наше занятие, которое было связано с изучением Арктики. Как называется водный путь вдоль северных берегов к Тихому океану?
(Ответы детей: Северный морской путь).
Учитель.
Верно. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. Чтобы суда могли круглый год доставлять грузы по самому короткому морскому пути из Атлантического океана в Тихий, Россия создала первый и самый крупный в мире ледокольный флот.
Учитель.
А слышали ли вы о первых беспосадочных перелётах через Северный полюс?
Давайте узнаем о бесстрашии наших лётчиков.
(Ответы детей).
Демонстрация видео «Северный авиапуть» (дикторский текст).
В начале XX века наша страна создала самолёт, равных которому не было во всём мире. И наши лётчики - Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков - первыми совершили перелёт через Северный полюс: из Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт длился 63 с половиной часа.
Не обошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не замёрзли - температура на борту самолёта была ниже нуля.
Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.
А уже через месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой рекорд - летел по прямой без посадок 10 тысяч километров через Северный полюс.
Полёты наших лётчиков стали легендарными, и теперь комфортные пассажирские самолёты успешно летают по новому пути.
Позже, в эру реактивной авиации, конструкторские разработки Андрея Туполева и Павла Сухого стали настоящим прорывом в будущее.
И до сих пор российские компании - «Сухой», «Туполев», «МиГ» - создают образцы техники, которые можно назвать вершиной научной мысли современной авиации.
Учитель.
Почему эти полёты были невероятно сложными, с какими трудностями пришлось столкнуться лётчикам в полёте? Какие качества они проявили во время этого экстремального полёта?
(Ответы детей).
Учитель.
Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Лёд на замёрзших окнах, на крыле, на антеннах, нехватка кислорода..., но, несмотря на все трудности, Чкалов и его экипаж с задачей справились. Они стали первопроходцами авиапути через Северный полюс. И до сих пор российские компании - «Сухой», «Туполев», «МиГ» продолжают славные традиции авиастроения.
Учитель.
А какие открытия российских учёных вы ещё можете назвать? Вспомните наши занятия о Циолковском, Дне российской науки.
(Ответы детей).
Учитель.
Самым первым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственного спутника Земли - Спутника №1. Именно этот небольшой шар открыл «космическую эру» в истории человечества. Мы гордимся, что наши российские учёные первыми создали космические корабли, а Юрий Гагарин - стал первым человеком в космосе. И в наши дни Россия продолжает активно участвовать в изучении космоса. Например, реализует масштабный проект - в особых природных условиях Амурской области строит космодром Восточный.
Учитель.
Мы с вами уже убедились, что гордость страны - это её огромная территория, её природные богатства, выдающиеся люди. Славу страны создавали и те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас.
Россия известна в мире и своими спортивными достижениями. А кто-то из вас смотрел фильмы «Движение вверх», «Легенда №17», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»? Расскажите о них.
(Ответы детей).
Учитель.
«Легенда №17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия Харламова, а «Движение вверх» о том, как наша баскетбольная команда в решающем матче победила фаворита соревнований - американскую сборную. Наши спортсмены совершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точным броском мяча в кольцо, вырвали победу у противника. А лучшим вратарём ХХ века был признан Лев Иванович Яшин.
Наши спортсмены являются мировыми лидерами в художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта.
Учитель.
Особая гордость страны - это наша культура и искусство. Пушкин, Толстой, Чехов - это писатели, произведения которых вошли в золотой фонд мировой литературы. Рассмотрите афиши Большого театра. На каком языке они написаны? Что на них сообщается? Кто может прочитать?
(Ответы детей).
Учитель.
Это афиши выступлений артистов Большого театра. Большой театр - это гордость России, один из старейших и прославленных театров мира. Узнаем о нём более подробно.
Демонстрация видео «Культура. Большой театр» (дикторский текст).
Большой театр - гордость России. Один из самых знаменитых театров в нашей стране. Каждый день сюда приходят сотни зрителей, чтобы получить впечатления от актёрской игры и роскошных декораций.
Большой театр основан в 1776 год - по указу императрицы Екатерины II. Сейчас ему больше 200 лет. Он меняется, но неизменным остаётся атмосфера танцевального и музыкального искусства.
Самые талантливые и знаменитые люди работали здесь: оперный певец Фёдор Шаляпин, композиторы Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович. Блистала на сцене Большого театра балерина Галина Уланова, которая прославила русский балет на весь мир.
Сейчас Большой театр - это более трёх тысяч человек: артисты оперы и балета, режиссёры, хореографы, дирижёры, художники и те, кто ежедневно делает посещение театра праздником для зрителя.
Учитель.
Вспомним композиторов, о которых мы говорили на занятии «День музыки», и поговорим о спектаклях Большого театра. Чтобы вам было легче рассуждать о них, послушаем небольшие рассказы, подготовленные вашими одноклассниками.
Рассказчик 1:
Я расскажу о балете «Щелкунчик». Это новогодняя сказка, созданная на основе произведения Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В новогоднюю ночь девочка Мари получает в подарок Щелкунчика - игрушку, которая замечательно раскалывает орехи. Но девочка уверена, что Щелкунчик - не просто игрушка. Он - смельчак, который не побоялся вступить в схватку с Мышиным королём и его мышами.
Музыку к балету создал композитор Чайковский. Петру Ильичу сказка очень нравилась, поэтому он с большим желанием взялся за создание музыки. Балет «Щелкунчик» идет в Большом театре уже более 100 лет. Его могли видеть и наши родители, и прабабушки, и прадедушки.
Рассказчик 2:
Я вам расскажу о балете «Лебединое озеро». Злой волшебник заколдовал прекрасную девушку Одетту. Теперь она днём превращается в лебедя, а ночью снова становится человеком. Вместе с другими заколдованными девушками Одетта живёт на лесном озере. Разрушить злые чары способна лишь искренняя и глубокая любовь принца, который увидел Одетту.
Музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Первый спектакль состоялся в 1877 году, то есть более 100 лет назад, но балет «Лебединое озеро» выдержал проверку временем и продолжает радовать зрителей.
Рассказчик 3.
Это было далёкое время. Шёл 1612 год. На русскую землю пришли воины-поляки, они несли с собой смерть, пожары, разорение. А в селе недалеко от города Костромы жил крестьянин Иван Сусанин, но в его село пришёл польский отряд, который искал русского царя Михаила. И задумал Сусанин заманить врагов в окружённую топкими болотами местность, где бы они погибли.
Это сюжет оперы «Иван Сусанин», которая считается одной из самых лучших и великих произведений в музыкальном искусстве России. Музыку к ней написал русский композитор Михаил Иванович Глинка.
Учитель.
Итак, о каких спектаклях Большого театра вы узнали? Чьи имена составили славу русского балета?
(Ответы детей).
Часть 3. Заключительная
Учитель.
Конечно, ребята, впереди у нас ещё много открытий и бесед, о нашей Родине, о её истории и культуре. Но, расскажите, о каких славных сынах и дочерях нашей страны вы узнали сегодня? Чем они вам запомнились?
(Ответы детей).
Учитель.
Давайте мы ещё раз вспомним фамилии тех, кто труд своей жизни посвятил служению Родине.
Интерактивное задание №2 «Разгадай кроссворд».
1. Один из капитанов, участвовавший в открытии Антарктиды.
2. Лётчик, командир экипажа, осуществивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.
3. Народный герой, подвиг которого воспет в опере Михаила Глинки.
4. Учёный, разработавший «Российскую грамматику».
5. Первый человек, совершивший полёт в космос.
6. Легендарный вратарь 20 века.
Учитель.
Обратите внимание, какое слово у нас получилось - Россия.
Мы живём в удивительной стране: самой большой в мире по площади, уникальной по природным и культурным объектам, с великой историей и мужественными людьми. Российским учёным принадлежат величайшие научные открытия, произведениями великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов восхищается весь мир.
И нам с вами важно осознавать эти особенности, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и преумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей страны, будущее России!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
А Родина - Россия
У нас у всех одна.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
РОССИЯ В МИРЕ
3-4 классы
13 февраля 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«РОССИЯ В МИРЕ»
Цель занятия: познакомить обучающихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, к сохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Планируемые результаты.
Личностные:
осознавать, что природные и культурные богатства России являются уникальными и неповторимыми;
испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многих процессов в мире.
Метапредметные:
проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiaintheworld-34-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiaintheworld-34-script.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1861/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1862/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiaintheworld-34-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiaintheworld-34-1/index.html?back_url=/topic/37/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiaintheworld-34-2/index.html?back_url=/topic/37/grade/34/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Целью этой части занятия является актуализация знаний об уникальности территории нашей страны. Обучающиеся вспоминают, что Российская Федерация - самая большая страна на планете и расположена сразу в двух частях материка Евразия: в Европе и в Азии. Уместным будет в этой части занятия организовать работу с глобусом, в ходе которой обучающиеся увидят территорию России, сравнят ее с территориями других стран. После этого педагогу важно спросить, только ли своей огромной территорией уникальна Россия. Обобщая прозвучавшие в классе ответы, педагог подчёркивает, что гордость страны - это её люди, именно благодаря их таланту, смелости и мужеству Россия знаменита своими достижениями в науке, технике, искусстве. Этот разговор готовит к предстоящему на занятии обсуждению уникальности России, связанной с отвагой и героизмом россиян, с достижениями в науке, технике, искусстве, спорте.
Часть 2. Основная
Разговор в основной части занятия условно можно разделить на четыре содержательных блока: 1) обсуждение достижений России в географических открытиях; 2) обсуждение достижений в технике; 3) обсуждение достижений в спорте; 4) обсуждение достижений в искусстве. Во всех четырёх блоках акцент делается не столько на фактологической информации, сколько на сочетании достижений в науке, технике, искусстве с героизмом и мужеством тех людей, с чьими именами связаны обсуждаемые достижения.
При обсуждении вклада России в области географических открытий педагогу важно помочь детям понять роль первопроходцев в расширении территории России, а также роль россиян в мировых географических открытиях.
Во время разговора о первопроходцах и об освоении Сибири учащиеся, возможно, сами вспомнят такие имена, как Ермак, Дежнёв, Хабаров, Атласов. При обсуждении морской экспедиции под управлением Беллинсгаузена и Лазарева к Южному полюсу, в ходе которой был открыт новый материк - Антарктида, педагогу очень важно помочь детям представить всю сложность этой экспедиции. Для этого важно обратить внимание на то, что плыли русские моряки на деревянных парусных шлюпах. Особенно трудно было именно у берегов Антарктиды - вокруг огромные айсберги, нужно маневрировать, а делать это при плавании на паруснике очень сложно. Если позволит время, можно предложить одному из учеников прочитать фрагмент из книги Беллинсгаузена (приведён в Приложении). Также можно предложить рассмотреть маршрут экспедиции. Как завершение этого содержательного блока предлагается выполнить интерактивное задание №1 «Русские имена на карте мира».
Интерактивное задание №1 «Русские имена на карте мира».
Содержание задания: расширение и закрепление представлений обучающихся о географических открытиях, сделанных российскими первопроходцами и учёными. На интерактивной карте выделены несколько точек: море Беллинсгаузена, остров Петра I, море Лазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив.
Количество точек, которые будут актуализированы, педагог определяет исходя из времени, которое он отведёт на выполнение этого задания.
Следующий содержательный блок - это обсуждение достижений страны в прокладывании Северного морского пути и в осуществлении рекордных беспосадочных перелётов через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова.
Педагог напоминает, что в 2022 году Россия отметила 90-летний юбилей освоения Северного морского пути. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. 28 июля судно вышло из Архангельска и взяло курс на восток. Экипажу пришлось менять срезанные льдом лопасти винта, ложиться в дрейф и ставить паруса, когда пароход окончательно лишился винта. И все же за два месяца и три дня цель была достигнута: 1 октября команда вывела судно под самодельными парусами в чистые воды Берингова залива. Дополнительно можно показать карту с маршрутом ледокольного парохода «Александр Сибиряков».
После этого предлагается посмотреть видеоматериал об уникальных перелетах через Северный полюс. В ходе обсуждения очень важно обратить внимание детей, что эти перелёты стали возможны благодаря таланту конструкторов, создавших уникальный по тем временам самолет АНТ 25, и профессионализму, и мужеству летчиков. Дополнительно можно предложить показать карту с маршрутом перелёта экипажа В. Чкалова.
Третий блок посвящен спортивным достижениям нашей страны. Это небольшой по времени блок, его цель - актуализировать впечатления от просмотра фильмов, сюжет которых связан с выдающимися личностями или с выдающимися победами в спорте. Если ребята не смотрели эти фильмы, у них появится желание их посмотреть.
Последний содержательный блок связан с достижениями России в области искусства на примере деятельности Большого театра. Начинается этот блок с рассматривания афиш и с просмотра видеоматериалов, после этого актуализируются и обогащаются знания детей о великих композиторах, об известных балетах и операх, поставленных в Большом театре. Учитель заранее предлагает нескольким учащимся подготовить чтение текстов о балетах «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, об опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Часть 3. Заключение
Эта часть начинается с выполнения интерактивного задания №2 «Разгадай кроссворд». Работа с кроссвордом помогает вспомнить некоторые фамилии выдающихся соотечественников, которые всю свою жизнь посвятили служению Родине.
Интерактивное задание №2 «Разгадай кроссворд».
1. Один из капитанов, участвовавший в открытии Антарктиды.
2. Лётчик, командир экипажа, осуществивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.
3. Народный герой, подвиг которого воспет в опере Михаила Глинки.
4. Учёный, разработавший «Российскую грамматику».
5. Первый человек, совершивший полёт в космос.
6. Легендарный вратарь 20 века.
Подводя итог занятия, педагог подчеркивает, что уникальность России проявляется во многом - в огромной территории, в единстве многих народов, живущих в России, в таланте и героизме людей, прославивших свою страну.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент из книги Фаддея Беллинсгаузена: «Наконец, в восемь часов с бака закричали: льдина впереди. Сие извещение поразило всех ужасом, и я видел, что нас несло на одну из льдин. Тотчас же подняли фок-стаксель и положили руль на ветер. Но как все сие не произвело желаемого действия, и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормой, а другая находилась прямо против середины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать. По счастью, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину».