СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 8–9 классов
Занятие 4
Мирный атом. День работника атомной промышленности
Дата проведения: 22 сентября.
Цели занятия: формирование и развитие чувства гордости за достижения страны в области мирного использования атомной энергии, уважения к учёным и инженерам, внесшим вклад в развитие атомной отрасли; развитие интереса к изучению перспективных направлений науки и техники, связанных с атомными технологиями; осознание ответственности за безопасное применение атомной энергии и её роль в устойчивом развитии человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Основные смыслы
Мирный атом играет ключевую роль в обеспечении человечества чистой энергией, развитии неядерных технологий и улучшении качества жизни миллионов людей.
Три ключевых слова определяют значение и масштаб атомной отрасли — «гордость», «вдохновение», «мечта». Гордость за великие достижения наших атомщиков, вдохновение от огромного спектра направлений атомной отрасли и мечта — о новых горизонтах, расширяющих границы возможного.
Крупнейшее научно-производственное объединение страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — госкорпорация «Росатом». Госкорпорация «Росатом» — технологический лидер страны и мировой лидер в сфере атомной промышленности. Команду «Росатома» объединяет стремление быть на шаг впереди, ответственность за результат, эффективность, единство, уважение и безопасность.
Атомная отрасль меняет мир к лучшему, создает новые источники энергии, помогает бороться с неизлечимыми болезнями, изобретает сверхпрочные материалы, развивает Арктику и технологии будущего.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
сценарий;
методические рекомендации;
видеоматериалы;
интерактивные задания;
дополнительные материалы;
презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение интерактивных заданий.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика —
анонса с Евгением Егоровым.
Учитель: Ребята, когда вы слышите слово «атом», какие первые ассоциации у вас возникают (презентация к занятию, слайд 1)?
Ответы обучающихся.
Учитель: Сегодня результат «работы» атома окружает нас всюду: дома, в больницах, на заводах и даже в космосе. В атоме заключается огромная сила, которая ежедневно служит во благо человечества (презентация к занятию, слайд 2). В России экологически чистую атомную энергию вырабатывают 11 атомных станций: каждая пятая лампочка в нашей стране горит благодаря атомной энергетике. Но мирный атом — это не только источник энергии. Это ключ к решению глобальных проблем: от чистого воздуха до лечения сложнейших болезней и даже дальних космических полетов. Знаменитый академик и первый научный руководитель советского атомного проекта Игорь Васильевич Курчатов говорил: «Атом не солдат, атом — рабочий» (презентация к занятию, слайд 3).
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете это высказывание?
О какой работе атома может идти речь?
Ответы обучающихся.
Учитель: Именно об этом «рабочем» атоме, который строит, лечит, создает и открывает новые горизонты, мы и поговорим сегодня. Мы узнаем, как мирный атом работает на благо человека, почему Россия по праву считается мировым лидером в этой области, какова роль «Росатома» в этом, и над какими перспективными технологиям работают наши инженеры, ученые и специалисты. Как вы думаете, почему атомная отрасль важна для страны?
Основной этап
Учитель организует просмотр фрагмента выпуска телешоу
«Классная тема» с Михаилом Скрипкиным «Об энергии атома».
Учитель: Атом — это невидимый, но мощный «работник». Многие страны используют атомную энергию, но именно Россия смогла создать из этого настоящие технологические шедевры, которые вызывают восхищение во всем мире. Итак, с чего всё началось? Первая в мире атомная электростанция появилась именно в нашей стране — это наш общий технологический прорыв, такой же значимый, как первый полет человека в космос. Он доказал всему миру, что атомная энергия может и должна служить мирным целям. Но на этом история не закончилась, она только началась.
Вопросы для обсуждения:
Какую роль играет атомная энергетика в России и за рубежом?
Как «Росатом» способствует международному сотрудничеству в области атомной энергетики?
Какие вызовы стоят перед атомной отраслью?
Ответы обучающихся.
Учитель: Настоящая сила науки — в будущем, в тех возможностях, которые она открывает (презентация к занятию, слайд 4). Давайте теперь представим, на что способен «мирный атом» и как он уже меняет к лучшему жизнь людей в самых разных сферах. Представьте, что у нас есть один очень мощный и универсальный инструмент. Например, многофункциональный строительный нож. Им можно не только резать бумагу, но и открыть банку с краской, зачистить провод, открутить винт. Так и атом — это не просто источник энергии. Это уникальный инструмент, который можно применять в самых неожиданных областях. Давайте ответим на вопрос: На что способен «мирный атом»?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение интерактивного задания
«Как работает мирный атом».
Учитель: Ребята, крупнейшее научно-производственное объединение нашей страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — это госкорпорация «Росатом».
Это и производства самых разных направлений, и научные центры, и атомный ледокольный флот.
Сегодня российские атомщики трудятся не только над тем, чтобы обеспечить страну и мир чистой безуглеродной энергией. Они производят сверхлегкие и сверхпрочные материалы, создают лекарства от неизлечимых болезней, работают над созданием мощных квантовых компьютеров, обеспечивают ядерный щит России, совершенствуют атомные технологии для полетов к далеким планетам и развивают технологии будущего, о которых еще совсем недавно люди могли только мечтать. Давайте посмотрим, какими невероятными проектами сегодня занимается атомная отрасль России.
Учитель организует просмотр видеоролика «Росатом.
Гордость. Вдохновение. Мечта».
Учитель: Россия имеет уникальные технологии, которых нет больше ни у кого, как, например, атомный ледокольный флот, который помогает развивать Арктику и осваивать Северный морской путь. Строятся уникальные объекты, не имеющие аналогов в мире — плавучая атомная теплоэлектростанция, которая дает свет и тепло в отдаленных уголках страны. Сегодня Россия — партнёр для десятков стран в сооружении современных и безопасных АЭС. С помощью атомных технологий решаются глобальные задачи: от лечения онкологических заболеваний до создания новых материалов и изучения космоса.
Вопрос для обсуждения:
– Как атомные технологии помогают развивать технологии, науку и экономику нашей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте подробнее остановимся на ключевых направлениях, которые вдохновляют ученых по всему миру. Современная атомная отрасль — это не только про электричество (презентация к занятию, слайд 5). Госкорпорация «Росатом» является одним из ключевых участников национального проекта «Экологическое благополучие». «Росатом» продолжает создавать сеть экологических технопарков для эффективной и безопасной утилизации отходов производства и потребления. А еще в составе федерального проекта «Генеральная уборка» «Росатом» ликвидирует крупнейшие объекты накопленного экологического вреда, например, полигон промышленных отходов «Красный бор» в Ленинградской области и бывший завод «Усольехимпром» в Иркутской области.
Вопросы для обсуждения:
Как атомная отрасль помогает решать экологические проблемы?
Какие технологии используются для снижения углеродного следа и борьбы с изменением климата?
Ответы обучающихся.
Учитель: А ещё атомные технологии — это развитие медицины (презентация к занятию, слайд 6). Многие из вас слышали слово «радиация» и сразу возникают ассоциации с опасностью. Но в медицине радиоактивные изотопы — это важный инструмент. Их используют для ранней диагностики онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний (ОФЭКТ/ПЭТ-сканирование). С помощью изотопов врачи могут обнаружить заболевание на самой ранней стадии и точно направить лечение именно на больные клетки, не затрагивая здоровые.
А ещё ученые «Росатома» работают над технологией, которая позволит выращивать эквиваленты человеческих органов прямо из клеток самого пациента. Представьте: больше не нужно будет ждать донора для пересадки сердечного клапана, щитовидной железы или печени.
Давайте посмотрим интервью с Владиславом Александровичем Парфеновым, который во главе команды ученых разработал эту уникальную технологию.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с директором Научно-производственного центра медицинских изделий АО «НИИТФА» (Научный дивизион «Росатома»), кандидатом технических наук Владиславом Александровичем Парфеновым.
Вопросы для обсуждения:
Какие достижения российских ученых в сфере медицины и биотехнологий меняют жизнь людей и помогают сохранить здоровье?
Ответы обучающихся.
Учитель: В космосе многие земные технологии получения энергии не работают. Например, солнечные батареи бесполезны на Марсе, где пылевые бури длятся месяцами, или в дальнем космосе, куда почти не доходит солнечный свет. Поэтому для длительных межпланетных миссий и баз на других планетах нужны другие источники энергии. Сейчас в нашей стране идет работа над федеральным проектом «Космический атом». Он объединяет атомные и космические технологии. Его цель – создать постоянные источники энергии в космосе, развернуть энергетическую инфраструктуру на других планетах и сделать дальние космические полёты человека не мечтой, а реальностью.
Вопросы для обсуждения:
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте снова заглянем в будущее (презентация к занятию, слайд 7)! Что если я скажу вам, что атомная энергия может решить самые сложные проблемы человечества? Сегодня мы поговорим о проектах, которые сейчас кажутся фантастикой, но скоро станут реальностью. Представьте: учёные со всего мира строят огромный реактор, который будет работать по тому же принципу, что и Солнце! Это проект международного термоядерного реактора ИТЭР. Вместо деления атомов здесь будет происходить их слияние — термоядерный синтез. Такой источник энергии практически неисчерпаем и безопасен! Кстати, российские атомщики вносят весомый вклад в этот проект, на различных предприятиях нашей страны производятся ключевые компоненты и системы будущей мега-установки.
Вопросы для обсуждения:
Почему страны по всему миру вкладывают огромные ресурсы в такие проекты, как ИТЭР?
Какая из атомных технологий кажется вам самой важной для человечества? Почему?
Как атомные технологии могут изменить нашу повседневную жизнь через 30 лет?
Ответы обучающихся.
Учитель: Мы выяснили, что атомные технологии – это не только наше прошлое и настоящее, но и ключ к будущему. Давайте подумаем, кто всё это создаёт (презентация к занятию, слайд 8)?
Вопросы для обсуждения:
Кто превращает смелые идеи в реальные проекты — будь то энергоустановки, новые методы диагностики в медицине или сверхпрочные и сверхлёгкие материалы?
Специалисты каких профессий сегодня нужны атомной отрасли, чтобы продолжать развивать все эти направления — от космоса до медицины?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение интерактивного задания «Атомный профессионал».
Учитель: Атомные технологии — это наше завтра! Это мир, где у человечества будет достаточно энергии, где мы вылечим рак и полетим к звёздам. И кто знает, может быть, именно вы станете теми, кто воплотит эти мечты в жизнь!
Заключительный этап
Учитель: Ребята, сегодня мы совершили удивительное путешествие в мир атомных технологий. Увидели, как атомная промышленность России стала не просто источником энергии, а настоящим мостом между наукой и прогрессом всего человечества. От первых в мире атомных станций и ледоколов до термоядерных энергоустановок и квантовых компьютеров – наша страна продолжает быть мировым лидером, открывающим новые возможности для всего человечества.
Но важно помнить, что развитие атомных технологий — это не только наука и технологии. Это еще и ответственность. Ответственность ученых, которые делают открытия. Ответственность инженеров, которые обеспечивают безопасность. И наша ответственность — как будущих специалистов и просто граждан — за то, каким будет наше завтра.
Вопросы для обсуждения:
Какие интересные факты использования атомных технологий вы сегодня узнали?
Какие профессии атомной отрасли кажутся вам наиболее перспективными?
Как вы думаете, является работа таких ученых творческой?
Если бы вам предложили разработать социальный проект, связанный с атомной энергетикой, что бы вы предложили?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ваши идеи и интерес к этой теме показывают, что будущее атомной отрасли — в надежных руках. Возможно, именно кто-то из вас через несколько лет будет работать над новым реактором, создавать лекарства на основе изотопов или разрабатывать космические корабли с ядерными энергоустановками. Помните: именно от вашего выбора, вашего стремления к знаниям и вашей ответственности зависит, каким будет завтрашний день — не только нашей страны, но и всего человечества.
Постразговор Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам и вашим ученикам продолжить знакомство с огромным миром атомных технологий вместе с проектом «Атомный урок». Это не только огромная база знаний и готовых методических материалов, но еще и возможность побывать на Северном полюсе вместе с арктической экспедицией
«Ледокол знаний», а также принять участие в других просветительских миссиях «Росатома»! Прямо сейчас в России проходит конкурс «Атомный урок», принять в нем участие может любой педагог – будь то учитель начальных классов или преподаватель колледжа. Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте проекта, выбрать понравившийся вам тематический трек в разделе «Материалы занятий» https://atomlesson.ru/materials, провести одно или несколько внеурочных занятий и следовать дальнейшим инструкциям! Желаем удачи!
Подробности – на сайте проекта
Что посмотреть
Сериал «Атом»: https://smotrim.ru/brand/71022
Документальный фильм «Путь»: https://smotrim.ru/video/3021156
Телешоу «Классная тема!»: Об энергии атома https://smotrim.ru/video/3006015
Телешоу «Классная тема!»: Мирный атом https://smotrim.ru/video/2875103
Телешоу «Классная тема!»: Просто о сложном https://smotrim.ru/video/2668082
Энциклопедия Росатома: https://myatom.ru/%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0
%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/#atomoteka-
enciclopedia
Онлайн-игры про атомную отрасль: https://myatom.ru/%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%bc%d0% be%d1%82%d0%b5%d0%ba%d0%b0/
Что почитать
https://docs.atomlesson.ru/Atomshchik_Blok_2023_v1.pdf
Что посетить
Музей «АТОМ» — самый крупный в России просветительский комплекс, посвященный истории ядерной эпохи и развитию атомной промышленности страны. Это более 25 тысяч современных научно-популярных квадратных метров знаний, с тремя подземными и четырьмя надземными этажами. Павильон 19, ВДНХ, г. Москва.
Проектная и внеурочная деятельность
Единый карьерный портал госкорпорации «Росатом» https://rosatom-career.ru/ — актуальная информация о проектах для школьников и студентов в атомной сфере
Научно-просветительский проект «Атомариум» https://vk.com/atomarium_ru https://atomarium.ru/
Онлайн – лаборатории «Атом – Лаб»: https://атом-лаб.рф/
Сетевая инженерная школа «Росатома» — онлайн платформа для массового обучения и подготовки школьников к школьным занятиям, ЕГЭ и олимпиадам: https://rosatomtalents.team/setevaya-shkola
«Юниоры Росатома»: https://rosatomtalents.team/junior
Карта карьерных траекторий — школьники и студенты могут составить свою траекторию развития через карту карьерных траекторий. Она показывает, какие знания и навыки необходимо получить, чтобы расти в выбранной профессии и какие задачи их ожидают в роли молодых специалистов: https://rosatomtalents.team/career-map
Научно-просветительский проект «Ледокол знаний»
— международная арктическая экспедиция «Росатома» к Северному полюсу, которая проходит на борту атомного ледокола «50 лет Победы». Отбор в экспедицию проходит ежегодно, поучаствовать в нем могут школьники 14-16 лет. Во время экспедиции участники встречаются с экспертами атомной отрасли, учеными и популяризаторами науки: https://polus.atom.online