Разговоры о важном
Сценарий занятия
НАША СТРАНА – РОССИЯ
1-2 классы. Где мы живем?
12 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме: «Где мы живем?»
Цель: обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности обучающихся первого и второго классов, создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству. Воспитание гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Планируемые результаты:
Личностные:
– воспитывать интерес младших школьников к родной стране, желание больше узнать о ее природе, о том, как описывается природа в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и видеофильмах;
– воспитывать патриотические чувства – осознание своей гражданской идентичности, любви к многообразию и красоте природы Родины;
– развивать творческие способности – выполнять задания на воображение, фантазию, выразительное чтение поэзии.
Предметные:
– расширять знания младших школьников о родной стране, ее
разнообразной природе, ее достопримечательностях;
– углублять представления обучающихся о видах искусства (пейзажная лирика, изобразительное искусство и музыка), которые отражают картины природы России.
Метапредметные:
– применять правила работы в условиях совместной деятельности;
– принимать участие в коллективном диалоге, высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам;
– сравнивать произведения разных видов искусства по теме, назначению, выразительным средствам;
– оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при
восприятии музыки, художественного слова, произведения живописи.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа.
Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
- сценарий
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-script.pdf
- методические рекомендации
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-method_recom.pdf
- презентация
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-presentation.pdf
- видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/471/
- песня «С чего начинается Родина»
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-song.mp3
- комплект интерактивных заданий
https://razgovor.edsoo.ru/ie/472/
https://razgovor.edsoo.ru/ie/473/
- инструкция
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-instruction.pdf
- плакат
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-poster.jpg
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Урок начинается со слушания музыкального произведения, в котором говорится о самом дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника: колыбельной песне, букваре, знакомой лесной тропинке.
Часть 2. Основная
Работа с интерактивными заданиями: отгадывание видов, звуков и красок природы. Эти задания будут способствовать развитию слухового и зрительного восприятия, умения воображать картинки природы, наполненные этими звуками и красками. Рассмотрение воображаемой ситуации – «идем в гости к якутскому охотнику Туйгуну». Ее цель – развитие фантазии, воображения обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Подведение итогов занятия: что мы узнали, что было интересного, о чем захочется рассказать родителям.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 8-10 минут)
Слушание песни «С чего начинается Родина» (песня в записи).
Беседа:
Как автор песни отвечает на вопрос «Что такое Родина?»
Примерные ответы детей: «Наверное, это все, что есть у человека дорогого!», «Это – мама, колыбельная песенка», «И даже дорожка, по которой все вместе гуляют!», «И даже мой «Букварь»? Тоже Родина?»
Учитель: Вы дали столько разных ответов про то, что такое Родина. Давайте посмотрим, какой еще она может быть.
Демонстрация видео (дикторский текст)
Все, что окружает человека с самого раннего детства: мамина колыбельная песенка, большая матрешка, в которой живут маленькие матрешки, игры с друзьями, купание на речке, и конечно, первая книжка – все это становится близким и желанным для растущего ребенка. А когда он вырастает, он вспоминает свое детство, родной дом, природу.
Никто не может остаться равнодушным к природе нашей страны. Она богата и разнообразна: суровый неласковый Север, непроходимая тайга, где командуют бурый медведь и рысь, росомаха и волк, нежные белоствольные березки смешанного леса.
Человек, который любит свою страну, не может оставаться равнодушным к ее природе. Он всегда восхищается ею, даже если это бескрайняя степь, высушенная пустыня, бесконечная тундра.
Звуки природы могут о многом рассказать внимательному человеку: что происходит в жизни леса и его обитателей, какое настроение у лесных жителей, что их радует, а что беспокоит. Природа зовет людей в гости, встречает их по-доброму и хочет такого же отношения человека к ней.
Родная природа – это множество не только звуков, но и красок. Мы говорим: «белые краски природы» и сразу представляем зиму, укрытые снежным одеялом деревья и кусты, снег скрипит под ногами и Снежная баба очень нам рада. Человеку близки и дороги любые краски родной природы.
Наблюдая картины родной природы, человек испытывает разные чувства:
радости, восхищения, удивления. И своими чувствами он хочет поделиться с людьми, с миром.
Любовь к России начинается с любви к малой Родине!
Учитель: Продолжим наше занятие. Вы посмотрели видеофильм, где авторы рассказали, какая наша страна. Давайте сделаем интересное задание.
Работа с интерактивным заданием № 1 (таблица № 1).
Таблица 1. Интерактивное задание № 1.
Задание № 1. Рассмотрим фото природы нашей Родины. Определим, как называются эти природные объекты. К какому фото относится каждое название? | Пять карточек с названиями природных мест: |
1. | 1. Тайга и ее хозяин. 2. Белое море. Северное сияние. 3. Река Волга. 4. Тундра. 5. Смешанный лес. Нужно сопоставить фотографию и название. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Беседа:
1. Какое чувство вызвали у вас эти картины природы нашей страны: радость, удивление, а может быть кто-то остался равнодушным?
Примерные ответы детей: «Очень все красиво!», «Какой суровый край, а олени не боятся морозов», «Мишка – хозяин тайги – осторожный, внимательный», «А мне березовый лес нравится. Он какой-то ласковый!»
2. Ваше настроение изменилось после просмотра этих фотографий?
Примерные ответы детей: «Захотелось еще и еще смотреть», «Как
хорошо, что в нашей стране такая замечательная природа».
Часть 2. Основная: любовь к природе неразрывно связана с любовью
к своему Отечеству (до 12-15 минут)
Работа с интерактивным заданием № 2. «Послушаем звуки природы»
Послушаем и узнаем звуки природы.
Соединяем звуки с фразой-названием (Таблица №2).
Таблица № 2. Интерактивное задание № 2.
Летнее утро в лесу | Запись звуков природы |
Журчание ручья | Запись звуков природы |
Шум водопада | Запись звуков природы |
Трели соловья | Запись звуков природы |
Летний дождь с громом | Запись звуков природы |
Шум костра | Запись звуков природы |
Беседа: Какие звуки природы вас особенно удивили? О чем вам
рассказывали звуки природы? Что вы представляли, когда слушали шум
водопада, летнего дождя, пение соловья?
Примерные ответы детей: «Мама говорит: надо слушать, как шумит
вода, она успокаивает» …», «Птицы поют красиво, рассказывают о своем
лесе родном», «Соловей красиво свистит, слушать его песни хочется», «Природа людей в гости приглашает в лес, к реке, в поле».
Задание: если бы вы были художниками, какие другие краски природы
вы бы изобразили?
Примерные ответы детей: «Обязательно желтую, оранжевую –
золотую осень!», «Зеленую – лес летом всегда зеленый!», «А если рисовать
пустыню, то нужна только желтая краска», «А если рисовать лето, то
нужно все краски».
Задание: Давайте послушаем стихотворения о природе
… Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…
(С. Есенин)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
(А. Толстой)
Беседа: Красивую природу любит каждый, а может ли человек любить
край суровый, холодный, не ласковый? Например, суровый северный край, где
долгая полярная ночь и длинная зима?
Примерные ответы детей: «Там родился, ему там все близко и знакомо», «Где родные и друзья, там все нравится».
Задание: представьте, что мы пришли в гости к якутскому охотнику Туйгуну. Послушаем, как он разговаривает с белкой.
Учитель читает за охотника
Белка плюхнулась
В мягкий снег.
Ветка не удержала.
Купается белка,
Солнечный мех
С темным опушием
Чистит,
Можно рукою схватить.
Бусинки глаз подняла,
Удивилась.
К небу взметнулась на ель…
В кружку хлеб накрошу,
Сладким чаем залью
И о белке
Думаю:
Как ей в еловой постели,
Там, где ветер качает
Деревья,
Не холодно спать? (В. Петров)
Беседа:
1. Как вы думаете, умеет ли наблюдать природу якутский охотник Туйгун?
Примерные ответы детей: «Он как будто все знает о белке!», «Он
заметил и цвет шубки белки, и бусинки глаз…», «Охотники должны быть
очень внимательными».
2. Можно ли сказать, что охотник Туйгун тонко чувствует природу, а
каждый природный объект для него близкий и родной?
Примерные ответы детей: «Он часто бывает на охоте и внимательно смотрит вокруг: все ли в порядке?», «Он хоть и охотник, но бережет природу, потому что это – дом его, и его семьи», «Мне папа рассказывал, как охотники в тайге спасают детенышей зверей, приносят домой и кормят, а потом отпускают в лес».
Часть 3. Заключительная (5-7 минут)
Задание: Послушаем песню «Гляжу в озера синие», которую исполняет ваша сверстница (песня в записи).
Ответим на вопрос: Какие главные слова в песне?
Примерные ответы детей: «Природа – это Родина наша», «Зову тебя
Россиею, единственной зову…».
Учитель: Вы многое сегодня узнали о нашей стране, нашей Родине.
Попробуйте вместе с родителями подготовить или найти рисунки, фотографии
о природе нашей Родины, о любимых природных местах вашей семьи.
Любовь к природе связана не только с ее красотой и благами, которые она дает людям. Суровая, сердитая, неласковая, грустная природа так же вызывает чувства человека, потому что она всегда, с самого раннего детства, рядом с ним. Родная природа – это часть нашей Родины.
Главная мысль песни: «Родина у человека одна-единственная».
Свободное продолжение беседы о единстве страны, о том, как
необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
НАША СТРАНА – РОССИЯ
1-2 классы. Где мы живем?
12 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме: «Где мы живем?»
Цель: обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности учащихся первого-второго класса, создать благополучную образовательную
среду для понимания детьми того, что родная природа – Родины, а любовь к
природе есть проявление любви к своему Отечеству. Воспитание
гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие (см. Стратегию национальной безопасности
Российской Федерации, п.25:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran
geSize=1).
Планируемые результаты:
Личностные:
– воспитывать интерес младших школьников к родной стране, желание
больше узнать о ее природе, о том, как описывается природа в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и видеофильмах;
– воспитывать патриотические чувства – осознание своей гражданской
идентичности, любви к многообразию и красоте природы Родины;
– развивать творческие способности – выполнять задания на воображение, фантазию, выразительное чтение поэзии.
Предметные:
– расширять знания младших школьников о родной стране, ее разнообразной природе, ее достопримечательностях;
– углублять представления обучающихся о видах искусства (пейзажная лирика, изобразительное искусство и музыка), которые отражают
картины природы России.
Метапредметные:
– применять правила работы в условиях совместной деятельности;
– принимать участие в коллективном диалоге, высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам;
– сравнивать произведения разных видов искусства по теме, назначению, выразительным средствам;
– оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при восприятии музыки, художественного слова, произведения живописи.
Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
- сценарий
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-script.pdf
- методические рекомендации
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-method_recom.pdf
- презентация
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-presentation.pdf
- видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/471/
- песня «С чего начинается Родина»
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-song.mp3
- комплект интерактивных заданий
https://razgovor.edsoo.ru/ie/472/
https://razgovor.edsoo.ru/ie/473/
- инструкция
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-instruction.pdf
- плакат
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-12-poster.jpg
Часть 1. Мотивационная: введение в тему
Занятие начинается слушанием музыкального произведения, в котором
говорится о самом дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника: колыбельной песне, букваре, знакомой лесной тропинке…. Это обеспечивает рождение эмоционального отклика ребенка и подводит его к пониманию, что такое Родина. Краткая беседа имеет своей целью – создать предпосылки будущего обобщенного ответа на этот вопрос. Учитель может посоветоваться с педагогом, который ведет уроки музыки. Может быть, уже дети знают песни о Родине и могут сами спеть одну из них.
Часть 2. Основное содержание занятия
Просмотр фотоматериалов должен вызвать у школьников чувство восторга, удивления красотой и разнообразием природы родной страны, желанием совершить путешествие по бескрайним просторам России. Можно пригласить к участию в этой части занятия кого-нибудь из родителей, которые увлекаются фотографией и смогут показать свои фотографии – картинки пейзажей нашей страны. При выборе фотоматериалов нужно учитывать особенности восприятия младшего школьника: ему нужны яркие образы природы, которые вызвали бы удивление, восхищение, восторг. Для этого подойдут контрастные фотографии – Севера и Юга нашей страны, с представителями животного мира разных природных зон, великие водоемы России – Черное море, Байкал, Белое море, и конечно, великие реки Волга, Лена, Амур и др.
Большой интерес вызовет у детей задание на отгадывание звуков и красок природы. Такие задания будут способствовать развитию слухового и
зрительного восприятия, умения воображать картинки природы, наполненные
этими звуками и красками. В качестве экскурсоводов по выставке пейзажной
фотографии могут выступать дети: они кратко описывают тематику и цветовое
решение пейзажа. В качестве экскурсоводов могут быть приглашены
четвероклассники.
Цель воображаемой ситуации – «идем в гости к якутскому охотнику
Туйгуну» – развитие фантазии, воображения обучающихся. Учитель
предлагает представить, что они приехали в гости в якутскую семью и
слушают рассказ главы семьи охотника Туйгуна. Слова Туйгуна исполняет
один из учащихся 4 класса или учитель. Он рассказывает о своей встрече с
белкой. Учитель сопровождает беседу выводом о том, как человек может и
должен наблюдать природу и чувствовать ее.
Слушание песни, которую исполняет девочка - ровесница младшим школьникам, завершает занятие и образно подтверждает вывод, который
словесно уже прозвучал: любовь к природе родной страны – часть огромного
чувства патриотизма.
Часть 3. Заключение
Занятие завершается заданием, которое должно носить обязательно
творческий характер: это может быть сделанная совместно с родителями
фотография одного из российских пейзажей, рисунок природы родного края.
Может быть предложена книга о природе России, которая станет предметом
для семейного чтения.
ИНСТРУКЦИЯ
«КАК РАБОТАТЬ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»
1. Если Вы работаете непосредственно на платформе «Единое содержание общего образования» (edsoo.ru), достаточно просто открыть папку с названием занятия и кликать видеоролик и интерактивные задания на сайте.
2. Если Вы планируете работать с файлами на своем устройстве, то перед началом занятия: необходимо скачать файлы интерактивных заданий №1 и №2, видеоролик, дополнительные аудио- и видеофайлы, если они предусмотрены сценарием – в этом случае они расположены в разделе «Инструкции и дополнительные материалы».
Для того, чтобы подготовить интерактивные задания к работе, необходимо скачать на свое устройство архивированную папку и распаковать архив. Для начала работы необходимо кликнуть по файлу с расширением html. Интерактивное задание откроется в браузере, где можно продолжить с ним работу.
В каждом сценарии даны конкретные указания по работе с интерактивными заданиями, а также содержатся подсказки – правильные ответы.
Как работать с интерактивными заданиями №1, №2 «Установление соответствия»
Необходимо соединить подходящие по смыслу объекты: слова, словосочетания, предложения.
Присоединение одной части к другой сопровождается характерным звуком. Внизу экрана находится кнопка «ПРОВЕРИТЬ», по окончании выполнения задания нужно ее нажать. Если все предлагаемые части собраны правильно, раздастся звук фанфар, правильно собранные части будут отмечены зеленым цветом.
Неправильно, на Ваш взгляд, или по ошибке соединенные части можно разъединить. Достаточно немного подержать левую кнопку мышки (или придержать маркер на смарт-доске) на неправильном соединении. Раздастся характерный звук разъединения, задание можно продолжить.