СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Различение союзов и омонимичных частей речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока «Различение союзов и омонимичных частей речи»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Различение союзов и омонимичных частей речи"»

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока «Различение союзов и омонимичных частей речи»

Цели урока:

Образовательные:

- показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий, местоимений с частицами то, же, бы;

Развивающие:

-развивать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато;

- формировать навык самостоятельного сопоставления и анализа примеров.

Воспитательные:

-прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, программа E-rating, пульты, ресивир.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы урока: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату.

II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя

Сегодня мы обратимся к чату школьников и посмотрим, как они общаются, узнаем, как избежать очень распространённых ошибок, запомним несколько интересных приёмов.

Откуда же произошло слово «чат»? С английского слова «чаттер», − болтать. Так называется средство общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.

Перед вами на слайде чат школьников. Пользователи допустили ошибки в написании союзов. Мы с вами постараемся им помочь.



- Перед тем как помочь пользователям разобраться в написании союзов, давайте сформулируем тему урока. (Различение союзов и омонимичных частей речи).

- Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от местоимений с частицами и предлогами)

III. Актуализация знаний

Мы ответим на вопрос, как отличить союз от омонимичных частей речи?

Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания и замена одного союза другим.

Способ первый

Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить или опустить.

На слайде

Что бы ты хотел подарить другу? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Если попробуем удалить бы – получится «что пообщаться». Бессмыслица.

Автомобиль нырнул за то здание. Мы убираем местоимение. Получается: «Автомобиль нырнул за здание».

Зато я очень грамотная! Убрать «то» здесь не получится, потому что это часть союза, а не частица или местоимение.

Что бы такое мне сейчас придумать ?Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл. Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

Второй способ

Союзы можно заменить другими союзами.

Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы.

Схему запишем в тетрадь.

Давайте попробуем заменить союзы!



Работа у доски

(У доски работает ученик).

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы.

Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также.

Я сказала родителям то же самое. Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

Сделаем вывод (Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

А если перед нами союз, то его обычно можно заменить. Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но. Чтобы – на для того, чтобы.)

- Составьте кластер. (Дети в тетрадях составляют кластер)

Раздельно Слитно

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с учебником.

Упражнение 344. Нужно списать и расставить пропущенные знаки препинания.

Работа с карточками.

Карточка 1

Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

Карточка 2

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.).

-Проверяем по цепочке.

V.Физкультминутка для глаз

Ребята, посмотрите на экран. ( На слайде появляется электронная физкультминутка для глаз)

VI. Закрепление знаний

Буквенный диктант в системе тестирования Votum

Отмечаем на пультах, только те номера предложений, где союзы тоже, также, чтобы, зато. Уверена, что вы легко справитесь с этим заданием.

1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то/зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

2. И что бы/чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же/тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы/чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же/тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы/чтобы дома была помощница.

7. И для Анисима отыскали то же/тоже красивую невесту.

8. Я их то же/тоже, со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

9. Всё так же/также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

10. Невзлюбила его сноха: а вот за то/зато, что он никакой не ответственный, не руководитель.

11. Понимаю так же/также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

12. То же/тоже был помещик, и богатый, да разорился.

13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же/также ревностью.

14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы/чтобы такое приятного сделать снохе.

15. Можно допустить так же/также, что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то/зато время он не издал ни одного звука.

17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б/чтоб вымолить у друга примирение.

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Я попробую…

  • Мне захотелось…

IV.Домашнее задание

— Дома я предлагаю вам выполнить упражнение 346 с.163 учебника. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания.

— Разгадайте шифровку-анаграмму: Л О М Ы Ц О Д – 3 2 1 6 7 4 5 (Молодцы)

-Урок окончен. Спасибо.

5