Различные филосо ф ско-педагогические подходы к проблемам нравственности и нравственного воспитания.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль.
«Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»
«Нравственное воспитание» всеобъемлюще.
Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что её системаобразующий признак – нравственное воспитание.
«Сердцевина нравственного
воспитания– развитие нравственных
чувств личности.»
В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определённо оформились такие подходы :
- формирующий
- культурологический
- синергетический
- социализирующий
- герменевтический
- аксиологический
- антропологический
- психотерапевтический
Формирующий подход
(И.З.Гликман, А.И.Кочетов, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов)
Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействуя словом, примером, делом.
Культурологический подход
(О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова)
Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Главное — взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка.
Синергетический подход
(В.А.Игнатова, С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева)
Социализирующий подход
(В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая)
Представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники.
Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения .
Герменевтический подход
(А.Ф. Закирова, В.П.Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И.Сулима)
С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, к его «жизненному миру», который проявляется как переживание.
Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе.
Аксиологический подход
(В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург)
Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это — сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества.
Антропологический подход
(Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.М.Лузина, В.И.Максакова)
Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей , задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека — потребность в воспитании .
Психотерапевтический подход
(В.М.Букатов, Н.П.Капустин, В.П.Кащенко, Л.Д.Лебедева, Т.А.Стефановская)
Воспитание в современной педагогике все чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого используются различные виды искусства и средства художественной деятельности.
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.
Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.
Спасибо за внимание!