Различные приемы и формы работы на уроках литературы в условиях ФГОС.
В основе инновационного обучения лежит большое количество технологий.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.
В этом году у меня 3 пятых класса, после годичного отпуска- это непросто, да и дети совсем другие: мне кажется, их сложно удивить и придумывать новые формы работы–это надо очень постараться.
Пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материала.
Еще Цицерон говорил: «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Чтобы легче проходила адаптация, необходимо использовать в своей работе игровую деятельность на любом этапе урока.
Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра (называем уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.)., если как средство обучения, то это дидактические игры.
Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся, вызывали определенные знания и помогали в учебе и жизни?
Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся.
Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.
Метод развивающей технологии «крОссенс» на основе деятельностного подхода способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
КрОссенс - прием логического и творческого мышления, придумано по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов".
Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.
КрОссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.
Существует 3 способа чтения крОссенса.
1 крОссенс нужно читать с первого квадрата. Дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате.
Во втором варианте кроссенс можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями.
И 3 способ чтения - можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1.Определить тематику, общую идею.
2.Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме или идее.
3.Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
4.Выделить отличительные черты каждого элемента.
5.Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
6.Заменить прямые образы символическими.
7.Построить ассоциативную связь между образами.
8.Кроссенс готов.
Показать распечатки.
Как работает крОссенс ученика:
-Отражает глубину понимания темы
-Способствует развитию образного и логического мышления
-Повышает мотивацию
-Развивает способность самовыражения
-Повышает инициативность
-Проявляют нестандартное мышление
-Повышает уровень собственной эрудиции
- Развивает креативность и воображение
На каких этапах урока можно использовать приём «КрОссенс»?
1) проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы)
2) формулировка темы урока, постановка цели урока
3) раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы
4) обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод)
5) организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
6) творческое домашнее задание (составление кроссенса )
7) построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине)
Когда можно использовать крОссенс?
Каждый учитель сам выбирает, какой элемент использовать на своём уроке и в какую часть занятия его можно вставить. В случае с кроссенсом никаких рамок нет: выбор остаётся за педагогом. Метод будет полезен на любом этапе урока:
- Если нужно проверить домашнее задание, то с помощью технологии кроссенса легко обновить в памяти прошлый урок.
- Ребус позволит рассказать о структуре урока, указав на название, цель и проблему.
-Формулируя тему нового занятия, педагог может зашифровать её в визуальной опорной схеме кроссенса.
-Кроссенс позволит раскрыть проблему и уточнить информационный блок урока.
-Применение метода станет отличным закреплением материала, обобщением всего занятия.
- Может стать Домашним заданием !
У метода «КрОссенс» есть огромный потенциал, который можно использовать как на уроке, так и во внеурочные часы. Никаких ограничений на предмет тоже нет: крОссенс пригодится как на химии, так и на литературе. Внеклассные занятия, праздники, тематические уроки –– всё это может быть полем для использования кроссенса.
Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...
Чего они ожидают от учебного процесса?
Преподаватель должен соблюдать баланс между мягкостью и строгостью.
Преподаватель должен постараться найти подход к каждому.
Преподаватель должен быть терпеливым, понимающим, справедливым.
Преподаватель должен разбираться в предмете и интересно его подавать.
И как-то само собой еще в начале года получилось так:
В одном из трех моих 5 классов у нас есть свой лозунг: «Нас ждут - и дети говорят: великие дела»!
Или
Когда они устают на уроках, я говорю «Есть такое слово –а они вслух- Надо!»
И продолжаем работу.
Однажды на уроке географии учитель сказала, что сегодня День Волшебных слов, попросила назвать, какие волшебные слова они знают - они ответили- Надо!
И потом я прочитала о том, что существуют различные советы для того, чтобы разнообразить уроки.
Например,
Придумайте «фишку» класса.
Можно искусственно создать какую-то традицию, о которой будете знать только вы и ваши ученики. Всё это добавит немного магии в ваши уроки, сблизит с учениками . Т е каждый учитель находит способы длдя привлечения интереса и тд.
Наверное, утомила вас.
С методом интеллект-карты знакомы, наверное, все присутствующие, я предлагаю Вам сейчас создать свою ,но мысленно, представляя всё, о чем я буду говорить, центральный образ – педагогическая деятельность (синяя птица).
Скажите, пожалуйста, вот мы можем сравнить педагога с птицей. В чем схожесть? Заботится, оберегает, парит в творчестве, новых идеях. Мне кажется, что не все педагоги бывают такими, а что им мешает? (рамки, клетка, отчеты, неуверенность в себе). Очень хочется, чтобы вы были всегда свободной птицей, без ограничений, без той рамки, которая мешает творить.
Итак, закройте, пожалуйста, глаза.
(МУЗЫКА)
Сперва нарисуйте клетку с настежь открытою дверцей, затем нарисуйте что-нибудь красивое и простое, что-нибудь очень приятное и нужное очень для птицы; затем в саду или в роще к дереву полотно прислоните, за деревом спрячьтесь, не двигайтесь и молчите. Иногда она прилетает быстро и на жердочку в клетке садится, иногда же проходят годы — и нет птицы.
Не падайте духом, ждите, ждите, если надо, годы, потому что срок ожидания,
короткий он или длинный, не имеет никакого значения для успеха вашей картины. Когда же прилетит к вам птица (если только она прилетит), храните молчание, ждите, чтобы птица в клетку влетела, и, когда она в клетку влетит,
тихо кистью дверцу заприте и, не коснувшись ни перышка, осторожно клетку сотрите. Затем нарисуйте дерево, выбрав лучшую ветку для птицы, нарисуйте листву зеленую, свежесть ветра и ласку солнца, нарисуйте звон мошкары, что в горячих лучах резвится, и ждите, ждите затем, чтобы запела птица. Если она не поет — это плохая примета, это значит, что ваша картина совсем никуда не годится; но, если птица поет — это хороший признак, признак, что вашей картиной можете вы гордиться и можете вашу подпись поставить в углу картины, вырвав для этой цели перо у поющей птицы.
Получилось, отлично!
А доводилось ли вам слышать синюю птицу? Нет, ждёте еще...Попрошу
Не открывать глаза и услышать неповторимый голос птицы!!!
(звук школьного звонка).
Мы с ВАМИ счастливые люди!
Мы слышим голос этой птицы каждый день.
Удивительное пение, звонкое пение этой птицы!
Календарь удивленно листает страницы.
Наши встречи еще повторятся не раз.
Я желаю поймать Вам синюю птицу,
Ну, а завтра ее пусть подарит ВАШ класс!!!