Тема урока: Различные виды придаточных предложений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок-исследование.
Уровень подготовки класса: средний
Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения».
Задачи урока:
обучающие: повторение опознавательных признаков СПП;
развивающие: совершенствование умений давать синтаксическую характеристику СПП; формирование умений классифицировать СПП; развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.
воспитывающие: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедиа.
Ход урока
Первый этап. Орфоэпическая минутка.
Расставьте ударение в словах.
Вероисповедание, танцовщица, новорождённый, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнования, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить.
Второй этап. Мобилизующий этап.
Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы, которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи.
( определит. )
Чувствовалось в воздухе, что солнце встало. (изъявит. )
Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал так таинственно, точно предупреждал о чем-то.(степени )
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то в траве видны алмазы. (времени)
Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.(присоед ). ?
Снег становился все белее и ярче, так что на крыльцо нельзя было выйти. (следствия)
Тема всех предложений: Природа
Учитель: Внимательно посмотрите на упражнение и сформулируйте задание. (расставить знаки препинания, определить тип придаточных; определить тему, объединяющую предложения) Что общего у этих предложений?
Третий этап: Формулирование темы и цели урока.
(все эти предложения являются сложноподчиненными)
Учитель: Эти СПП с одним типом придаточных или с разными? (с разными) → Тема урока «Различные виды придаточных предложений».→ цель.
Четвертый этап. Актуализация знаний.
Заполнение таблицы
Вопросы:
Чем СПП отличаются от ССП?
Что общего между типами СПП и второстепенных членов предложения?
В чем отличие союзов и союзных слов?
Почему придаточные присоединительные являются отдельной группой? ( относятся ко всей главной части, к ним нельзя поставить вопрос.) пример: Вставая по утру, француз пил целебный бальзам, отчего он и веселел)
Для чего вам нужны знания о СПП?
Пятый этап: Обобщение и систематизация знаний.
(групповая работа) каждая группа выполняет задание, затем сравнивают. Если у групп разные ответы на поставленные вопросы, то все три группы приходят к общему решению.
Упражнение 1.
1: подчеркнуть в тексте «ошибкоопасные» места? Анализ орфограмм.
2: определить тему, основную мысль, тип и стиль текста, определить языковые средства, которые используются в тексте.(эпитеты, слова разной стилистической окраски)
3: подчеркнуть основы, выделить части предложения. Определить вид придаточных.
Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями. (В.Белов)
Работа со словарями: найти значение словосочетания набивать оскомину.( неприятное чувство нытья зубов от чего-то кислого)
Шестой этап: Я оцениваю себя:
Мобилизующий этап | Формулирование темы и цели урока | Актуализация знаний | Анализ текста | Сочинение |
| | | | |
Седьмой этап: Домашнее задание: упр.
3