Урок математики в 6 классе, 04.10.2024гг.
Тема урока: «Разложение чисел на простые множители».
Цель урока: выработать навык разложения чисел на простые множители, повторить признаки делимости чисел и использовать их при разложении чисел на простые множители.
ХОД УРОКА
Учитель:
Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Слайд №1.
Тема нашего урока «Разложение чисел на простые множители».
Давайте вспомним, что это значит? (разложить число на множители - это значит представить его в виде произведения)
Какие числа являются простыми? (которое имеет только два делителя: единицу и само это число)
Какие еще вы знаете числа? (составные, имеют более двух делителей)
К какой группе относится число 1? (простое число)
Теперь мы повторим, изученные нами, признаки делимости чисел на 3, 9, 5, 2 и 10:
Число делится на з тогда, когда сумма цифр числа делится на 3
Число делится на 9 тогда, когда сумма цифр числа делится на 9
Число делится на 5 тогда, когда оно его запись оканчивается 5 или 0
Число делится на 10 тогда, когда оно его запись оканчивается 0
Число делится на 2, если оно четное.
Слайд №2.
Учитель: После того, как мы повторили все признаки делимости, давайте заполним таблицу. На слайде вы видите числа и буквы, вы должны применяя признаки делимости заполнить пустые клетки.
(работают устно, выходят и вписывают число и букву цветным мелом в клетки)
| Кратно 10 | Кратно 9 | Кратно 3 | Кратно 3 и 5 | Кратно 2 | Кратно 9 | Кратно 2 и 9 |
Число | | | | | | | |
Буква | | | | | | | |
«ш» 312 «ч» 310
«е» 567 «в» 585
«ы» 555 «б» 771
Слайд №3.
| Кратно 10 | Кратно 9 | Кратно 3 | Кратно 3 и 5 | Кратно 2 и 3 | Кратно 9 | Кратно 5 и 9 |
Число | 310 | 567 | 771 | 555 | 312 | 567 | 585 |
Буква | ч | е | б | ы | ш | е | в |
Учитель: Послушайте небольшую историческую справку о данном человеке, фамилию которого мы получили.
Слайд №4.
Пафнутий Львович Чебышев – русский математик. Он занимался изучением свойств простых чисел. Он доказал, что между любым натуральным числом, большим 1, и числом, вдвое большим, всегда имеется не менее одного простого числа.
Учитель: На доске записаны числа и их разложения на множители. Нужно соединить стрелками равные выражения, предварительно разложив числа из левого столбика на простые множители. (Работаем в тетради и кто получит первый ответ, выходит к доске, записывает решение и соединяет верные равенства)
125 2 . 2 . 2 . 2 . 7
315 5 . 5 . 5
444 2 . 2 . 3 . 13
112 2 . 2 . 3 . 37
156 3 . 3 . 5 . 7
125 25 5 1 | 5 5 5 | 315 63 21 7 1 | 5 3 3 7 | 444 222 111 37 1 | 2 2 3 37 | 112 56 28 14 7 1 | 2 2 2 2 7 | 156 78 39 13 1 | 2 2 3 13 | 125 25 5 1 | 5 5 5 |
Учитель:
Отвечая на вопросы, впишите верные слова и в выделенном столбце получите имя ученого, математика, жившего до нашей эры.
1. Продолжите предложение: натуральное число, имеющее только два делителя называется …(простым)
2. Как называется натуральное число, на которое число а делится без остатка? (делитель)
3. Какое число является делителем любого натурального числа? (единица)
4. Назовите автора первого учебника по математике. (Магницкий – подсказать нужно!!!)
5. Продолжите предложение: натуральное число, имеющее более двух делителей, называется …(составным)
6. Как называются числа, используемые при счете? (натуральными)
Ответы:
Учитель:
В данном кроссворде «спрятано» имя Пифагора Самосского (VI в. до н.э.). Пифагор и его ученики изучали вопросы делимости чисел. Число, равное сумме всех его делителей (без самого числа), они называли совершенным числом. Например, 6 = 1 + 2 + 3; 28 = 1 + 2 + 4 + 7 + 14.
Портрет этого ученого находится на стенде в вашем классе. (Подойди к стенду и покажи его)
Подведение итогов урока: Давайте подведем небольшой итог. Какова была цель урока? Мы её достигли?
Домашнее задание: стр.49, Проверочная работа №1.
Оценки получили:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Отключи проектор и компьютер!!!
4