Класс: 7 «В» 05.03.2022г.
Тема урока: «Разложение разности квадратов на множители»
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Цели:
Образовательные:
обобщение и систематизация сведений о разложении разности квадратов на множители
выработать умение применять формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений (раскладывать многочлены на множители; решать неполные квадратные уравнения вида ах² - b = 0; применять формулу для вычислений; упрощать выражения)
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
развитие умения задавать уточняющие вопросы;
развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
развитие абстрактного и наглядно-образного мышления;
развитие интереса к уроку, предмету, науке в целом.
Воспитательные:
воспитание любви к математике,
воспитание сознательной дисциплины,
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач,
воспитывать заинтересованность результатами своей работы.
Задачи:
Учебная:
Закрепить основные навыки по решению задач с использованием с использованием формулы разности квадратов.
Развивающая:
Развитие логического мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.
Воспитательная:
Воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.
Планируемые результаты: (из государственного образовательного стандарта)
Знать:
формулу сокращенного умножения разности квадратов
алгоритм решения задач с использованием данной формулы
Уметь:
выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования целых выражений.
Основные умения и навыки по теме “Разложение разности квадратов на множители”:
формулирует правило разложения разности квадратов на множители;
знает символическую запись формулы разности квадратов;
используя формулу разности квадратов:
а) выполняет разложение многочлена на множители;
б) решает неполные квадратные уравнения вида ах² - b = 0;
в) применять формулу для вычислений;
г) упрощает выражения.
Ход урока.
I.Организационный момент (3 мин).
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.(Слайд1)
Собраться вместе есть начало,
Держаться вместе есть процесс,
Работать вместе есть успех.
Генри Форд
Свои успехи вы будете оценивать и выставлять оценки, полученные вами за каждый этап урока в лист оценивания.
II.Актуализация знаний учащихся (5 мин).
Устные упражнения проецируются на доску(Слайд 2)
Устная работа
№1. Представьте выражения в виде квадрата одночлена:
4х² = (2х ) 2
36m8 = (6m4)2
9 а4в²=(3а2в)2
0,25а4 = (0,5а2 )2
а²в4 =(а в2)2
0,16х 10 =(0,4х5 )2
№2. Прочитайте выражения:
а) 2k-n;
б) х+ 4;
в) (a+3)(a-3);
г) (7-с)2 ;
д) (a+5)2 ;
е) а² - (3в)²
Выражения г, д, е представьте в виде многочлена.
Чему равна разность квадратов двух выражений?
Чему равен квадрат разности двух выражений?
Чему равен квадрат суммы двух выражений?
Заслушать несколько ответов.
Ответьте на вопросы: (Слайд 5,6,7,8)
а) Чему равна разность квадратов двух выражений? Напишите соответствующую формулу
б) Какие преобразования мы можем выполнять, зная формулу разности квадратов?
Вывод: Зная данную формулу, мы сможем делать все эти преобразования, а в дальнейшем сокращать дроби.
Цель урока: выработать умение применять формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений (раскладывать многочлены на множители; применять формулу для вычислений; упрощать выражения). Выставим оценки за устную работу в лист оценивания.
III.Учитель . Сегодня вам предстоит сыграть роль «исследователей», для того чтобы закрепить применение формулы разности квадратов для тождественных преобразований выражений.
Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока(Слайд 4)
Работа в тетрадях по учебнику (9 мин).
Задание для всех
№ 893, 903 (б), № 890(б,г,и).
IV. Физ. минутка( 3мин)
V. «Задание – экзамен».
Тест составлен по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме, то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. На выполнение тестов отводится 5 минут. Подпишите тесты.
Тест.
Разложите на множители 81х6у2 – 0,36а2:
а) (9х3у – 0,6а)( 9х3у + 0,6а); б) (9х3у – 0,6а)( 9х3у – 0,6а);
в) (9х3у + 0,6а)( 9х3у + 0,6а); г) (9х3у – 0,06а)( 9х3у + 0,06а);
2. Найдите удвоенное произведение выражений 2х2 и 3у:
а) 6х2у; б) 12х2у; в) 6ху2; г) 12ху2.
3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:
а) 25х2у2; б) 9в4; в) 16с8.
1) (3в2)2 2) (4с4)2 3) (5ху)2 4) (9в2)2
а)____; б) ____; в) ____.
4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.
( * +3в4)2=25а4+30а2в4+9в8
а) 25а2; б) 5а2; в) 5а; г) 5а4.
5. Упростите выражение: (0,8х+15)(0,8х-15) + 0,36х2. Ответ:________________ (Слайд 9)
Группа 1
Задание «Зашифрованное слово».
Вычислите, применяя формулу разности квадратов. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – связано с приходом весны, хорошим настроением.(3-5 мин)
1. 47² - 37² =____________________
Е. -840; С. 840; А. 740.
2. 53² - 63² =____________________
Д. -1160; Б. 106; В. 1160
3. 126² - 74² =____________________
Ф. 8400; Н. 10400; Г. -10400
4. 21,3² -21,2² =___________________
Ё. 4,25; П. 42,5; О. 425
5. 0,849² - 0,151² =________________
Ф. 0,798; М. 0,698; А. 0,598
Группа 2
Задание «Зашифрованное слово».
Вычислите, применяя формулу разности квадратов. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – связано с приходом весны, хорошим настроением.
1. 47² - 37² =____________________
Е. -840; В. 840; А. 740.
2. 53² - 63² =____________________
Е. 1160; Б. 106; В. -1160
3. 126² - 74² =____________________
Ф. 8400; С. 10400; Г. -10400
4. 21,3² -21,2² =___________________
Н. 4,25; П. 42,5; О. 425
5. 0,849² - 0,151² =________________
Ф. 0,798; А. 0,698; М.0,598
Группа 3
Задание «Зашифрованное слово».
Вычислите, применяя формулу разности квадратов. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – связано с приходом весны, хорошим настроением.
1. 47² - 37² =____________________
Е. -840; Ц. 840; Д. 740.
2. 53² - 63² =____________________
В. 1160; Б. 106; Р. -1160
3. 126² - 74² =____________________
Ф. 8400; Е. 10400; Г. -10400
4. 21,3² -21,2² =___________________
Т. 4,25; П. 42,5; А. 425
5. 0,849² - 0,151² =________________
Ф. 0,798; Ы. 0,698; К. 0,598
Группа 4
Задание «Зашифрованное слово».
Вычислите, применяя формулу разности квадратов. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – связано с приходом весны, хорошим настроением.
1. 47² - 37² =____________________
Е. -840; В. 840; Д. 740.
2. 53² - 63² =____________________
О. 1160; Б. 106; Р. -1160
3. 126² - 74² =____________________
Ф. 8400; С. 10400; Г. -10400
4. 21,3² -21,2² =___________________
Е. 4,25; П. 42,5; А. 425
5. 0,849² - 0,151² =________________
Ф. 0,798; М. 0,698; К. 0,598
6. (0,9)² – (0,1)² =_________
М. 0,1; Т. 10 ; Ь. 0,8
Группа 5
Зашифрованное слово».
Вычислите, применяя формулу разности квадратов. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – связано с приходом весны, хорошим настроением.
1. 47² - 37² =____________________
Е. -840; М. 840; Д. 740.
2. 53² - 63² =____________________
А. -1160; Б. 106; В. 1160
3. 126² - 74² =____________________
Ф. 8400; Р. 10400; Г. -10400
4. 21,3² -21,2² =___________________
Т. 4,25; П. 42,5; О. 425
5. 0,849² - 0,151² =________________
Ф. 0,798; А. 0,698; М. 0,598
(Слайд10)
VI. Рефлексия.(2мин)
А теперь ребята продолжите предложение:
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
В каких знаниях уверен…
Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…
Все работали хорошо
Итак, сегодня на уроке мы применяли формулу разности квадратов для различных преобразований выражений(разложения на множители; решения уравнений; упрощения выражений; для вычислений).
VII. Дифференцированное задание на дом(2мин)
п35, №890(б, г, д , е), 891, 901, №894*(Слайд 11)