СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разметка и пиление древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Разметка и пиление древесины

Цели:

Обучающая: рассказать об устройстве ножовки, правилах ТБ при работе с ножовкой, приёмах пиления, основах разметки.

Развивающая: развить навыки и умения пиления и разметки.

Воспитательная: воспитание аккуратности и трудолюбия.

Профориентационная: познакомить с профессией столяра, конструктора.

Материалы: древесина, сосна 15 шт.

Оборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, ластик, ножовка, угольник.

Наглядные пособия: учебник, плакаты, схемы.

Тип урока: комбинированный

Время: 90 мин.

Просмотр содержимого документа
«Разметка и пиление древесины»

План-конспект урока по теме

«Разметка и пиление древесины»

Учитель технологии: Зырянов М. Н.

Класс: 5

Тема: Разметка и пиление древесины

Цели:

Обучающая: рассказать об устройстве ножовки, правилах ТБ при работе с ножовкой, приёмах пиления, основах разметки.

Развивающая: развить навыки и умения пиления и разметки.

Воспитательная: воспитание аккуратности и трудолюбия.

Профориентационная: познакомить с профессией столяра, конструктора.

Материалы: древесина, сосна 15 шт.

Оборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, ластик, ножовка, угольник.

Наглядные пособия: учебник, плакаты, схемы.

Тип урока: комбинированный

Время: 90 мин.



№ п./п.

Ход занятия

Время

1

Организация учащихся

Приветствие, проверка присутствия учеников, готовность их к уроку.


3 мин.

2

Проверка знаний учащихся

Проверка знаний учащихся по теме материаловедение и основы графической грамоты.

1)Из каких основных частей состоит дерево и какие породы деревьев вам известны?

Дерево состоит из ствола, корней, сучьев и листьев ( или хвои); бывают лиственные (берёза, дуб, ясень) и хвойные ( сосна, ель, кедр).

2)Какие виды пиломатериалов вам известны?

По сортаменту: брус, доска, горбыль

По обработке кромок:

Пиломатериал, все кромки которого обработаны (опилены), называют обрезным. Пиломатериал с необработанными кромками, имеющий обзол, называют необрезным .

По обработке торцов: торцованные, неторцованные.

По обработке поверхности: строганные, нестроганые.

3)Что такое технический рисунок, эскиз, чертёж и в чём их отличия?

Технический рисунок- наглядное объёмное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материалов.

Эскиз- изображение детали от руки с указанием размеров и соблюдением пропорций.

Чертёж- изображение детали, выполненное с помощью чертёжных инструментов по определённым правилам.


7 мин

3

Сообщение темы и цели занятия

Достаем тетради и записываем число, классная работа. Тема нашего занятия «разметка и пиление древесины» , на этом занятии мы познакомимся с устройством ножовки, правилами ТБ при работе с ножовкой, приёмами пиления, основами разметки.


2 мин.

4

Теоретический материал

Разметка- нанесение контурных линий будущих изделий на заготовку.

При разметке используются различные типы линий(основная, осевая, невидимая) .

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник. Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (см. Приложение 2. Рис. 1) С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на заготовке.

Для разметки нескольких одинаковых изделий или изделий сложной формы используют шаблоны.

Шаблон- готовая деталь или её форма, изготовленная из картона, дерева, металла или пластмассы.




Пиление.

По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:

"поперечное (поперек волокон);

"продольное (вдоль волокон);

"смешанное (под углом к направлению волокон).

Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил. (См. Приложение 2, рис. 2.)

Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок. (См. Приложения, рис. 2.1.)

Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки. (См. Приложения, рис. 2.2.)

Перед пилением особое внимание следует уделить надёжному креплению заготовки.

Во время запиливания, т.е. при начале пиления, следует использовать упор (См. Приложения, рис. 2.3.)

Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло.

Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами. (См. Приложение 2, рис. 2.4.)

Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда.

Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

Вопросы на закрпление:

1)Какие виды пил вам известны?

2)Что такое шаблон?

3)Для чего применяется рейсмус?

4)Как и чем проводить уборку верстака?

25 мин.

5

Вводный инструктаж

На практической части нашего занятия вам необходимо будет изготовить разделочную доску.

Этапы изготовления изделия:

1)Подобрать и разметить заготовку, в соответствие с размерами;

2)Выпилить заготовку по разметке;

3)Зачистить заготовку наждачной бумагой.

При пилении необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности:

- При запиливание использовать упоры, стусло.

- надежно закреплять заготовку;

- пилить только исправной пилой;

- не допускать перекоса пилы;

- не держать левую руку близко к полотну пилы;

- класть пилу на верстак зубьями от себя;

- при уборке верстака пользоваться щеткой.

10 мин.

6

Практическая работа

Обход 1. Организация рабочего места учащихся (Чертёжные инструменты, ножовка, приспособления для запиливания)

Обход 2. Ошибки учащихся: 1)Неправильное расположение инструментов на верстаке.

2) Запиливание, без использования приспособлений.

3)Неправильная разметка.

Обход 3. Посвящён правильности выполнения учениками контроля и самоконтроля своей деятельности.


38 мин.

7

Подведение итогов занятия

Учитель демонстрирует качество выполненных изделий, анализирует допущенные ошибки учащихся, оценивает работу каждого ученика.

Затем выдается домашнее задание: Повторить пройденный материал и прочитать в учебнике §7, стр. 43.


5 мин.

8

Уборка рабочих мест

Каждый учащийся убирает свое рабочее место, а дежурные подметают мастерскую.

5 мин.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!