Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Встали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
II. Активизация знаний
- Я загадаю загадку, а вы, отгадав её, догадайтесь, о ком пойдёт речь на уроке.
Домашние ласкаются,
А дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
На суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные.
Зовём мы их… (животные).
- Как называется наука о животных? (зоология)
- Учёные – зоологи делят царство животных на большое число групп. Сейчас мы с вами вспомним некоторые из них.
1) Целый день она летает, Мне спокойно жить мешает, Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)
- К какой группе животных она относится?
- Назовите ещё представителей этой группы (насекомые: жуки, бабочки, пчелы, стрекозы )
- Перечислите их признаки (6 ног )
2) – Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников? (рыбы)
- С помощью чего они дышат? (жабр)
3) Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле… (лягушка )
-К какой группе животных она относится? (земноводные)
-Назовите представителей этой группы? (жабы, тритоны, )
-Почему их называют земноводными? (часть жизни они проводят на земле, а часть – в воде)
4)- Как называются животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем? (пресмыкающиеся)
-Почему они так называются? ( всю жизнь они ползают, т.е. пресмыкаются)
- Назовите представителей этой группы (змеи, крокодилы, черепахи, ящерицы)
5)- Как называют группу животных, тело которых покрыто шерстью? (звери)
– Перечислите их признаки. ( своих детенышей выкармливают молоком)
6) Снится ночью пауку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит - плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это... (птица)
-Что характерно для этой группы? ( тело этих животных покрыто перьями)
7) Какие вы ещё знаете группы животных? (паукообразные, иглокожие, черви, моллюски, ракообразные )
8) А на какие группы можно разделить животных по способу питания (всеядные, хищники, растительноядные, насекомоядные)
9) Составьте цепи питания животных (пшеница-мышь-сова),(комар – стрекоза-лягушка),(лист, гусеница, птица),(червь, карась, щука) (кора дерева-заяц-лиса),(жуки,птица, кот). (слайд) 1 -7
Молодцы!
III. Создание проблемной ситуации
Я вижу, что все уже готовы открывать новые знания. Прежде чем начать работу, давайте представим, какими хорошими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок. Вспомним, как называются детёныши у животных.
У лисы - … (лисёнок)
У утки - … (утёнок)
У бабочки - … (гусеница)
У рыбы - … (малёк)
У кузнечика-…(личинка)
( не совсем точно, если не знаете, оставим место)
Почему получились разные ответы? (не всё знаем о животных)
Сколько тайн преподносит нам природа! Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?
-Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она «Размножение и развитие животных». Слайд 8
IV. Открытие детьми новых знаний.
1)Работа в группах
- Сейчас вы будете работать в группах. Задания находятся в конвертах.
Задание:
Вы должны будете прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного( как он рождается и развивается). По окончанию работы выбрать выступающего.
Задание для 5 групп. 1группа. Насекомые . 2 группа. Рыбы
3 группа. Земноводные. 4 группа. Пресмыкающиеся. 5 группа. Птицы.
- Проверим, как вы справились с заданием.
Выступает 1 группа.
1. Размножение и развитие насекомых: Слайд 9
ЯЙЦО – ЛИЧИНКА (ГУСЕНИЦА) - КУКОЛКА - ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ;
2. Размножение и развитие рыб: Слайд 10
ИКРА МАЛЁК ВЗРОСЛАЯ РЫБА
3. Размножение и развитие земноводных: Слайд 11
Икра - головастик - лягушка.
4. Размножение и развитие пресмыкающихся: Слайд 12
ЯЙЦА – ДЕТЁНЫШИ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ
5. Размножение и развитие птиц: Слайд 13
ЯЙЦО – ПТЕНЕЦ – ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА
6. Звери – все вместе – в учебнике стр.103
Что узнали ? Какой вывод можно сделать о размножении животных? Слайд 14
(Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца и икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых - личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб - головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых особей.)
Физкультминутка
Говорим на уроке о животных, на разминке покажем повадки некоторых животных
Мы свернемся, как ежи,
И потянемся, как кошки.
Поползем мы, как ужи,
И попрыгаем немножко. Отдохнули ? Тихо сели!
V. Закрепление изученного материала.
В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1 стр. 60 ( Слайд) 15
Работа в парах.
Каждая пара получает 3 конверта с разрезными карточками.
- Ребята, на каждом конверте круги разных цветов. Желтый – самое простое задание, оранжевый – посложнее и красный – самое сложное задание. Вы сами выбираете уровень сложности и приступаете к выполнению.
№1 Соберите цепочку развития из слов: икра, личинка, рыба, малек, птица, гусеница, яйцо (Слайд 17)
(Икра – малек – рыба)
№2 Исправьте ошибки Слайд 19
1.Яйцо-взрослая птица- птенец.
2. Икринка- головастик - взрослая птица.
3. Детеныш – малек – взрослое животное
№3 Дополните модели Слайд 21
1. Икринка-…………..-взрослая рыба.
2.Яйцо-личинка-……-бабочка.
3. …………- ………….- взрослая птица
- Проверим ваши работы. Спрашиваю одну из пар, которые выполняли первое задание.
- Встаньте, у кого получился такой же результат.
Аналогично с вторым и третьим заданием.
№ 1
Соберите цепочку развития из слов:
икра, личинка, рыба, малек, птица, гусеница, яйцо |
№ 2
Исправьте ошибки
Яйцо | взрослая птица | птенец. |
Икринка | головастик | взрослая птица. |
Детеныш | малек | взрослое животное |
№ 3
Дополните модели
Икринка | | взрослая рыба |
Яйцо | личинка | | бабочка |
| | взрослая птица |
VI. Рефлексия:
Какова цель урока? Ответили на вопрос?
- Проговорите результат урока, используя схему на доске: я узнал, я познакомился … Слайд 23
Вернемся к игре, в которую играли в начале урока.
Игра «Закончи фразу» (приветствуются хоровые ответы)
- У людей – ребенок.
-У лисы - …лисенок
-У утки - …утенок
-У белки - …бельчонок
-У бабочки - …личинки - гусеницы
-У кузнечика - …личинки
Я очень довольна вашей работой на уроке.
Выставление оценок за урок.
Д/з. стр.100-104,р.т. стр. 61-62 №2 б),№ 3