СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Размножение Покрытосеменных растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием электронной формы учебника

Просмотр содержимого документа
«"Размножение Покрытосеменных растений"»

Приложение №6

Конспект урока

Тема: Размножение Покрытосеменных.

Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о семенном размножении цветковых растений;дать сравнительную характеристику жизненных циклов растений.

Планируемые результаты:

Личностные: умение реализовывать теоретические познания на практике,понимание важности ответственного отношения к обучению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД

  • Регулятивные: планировать пути достижения целей; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  • Познавательные:находить информацию в бумажной и ЭФУ; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы.

  • Коммуникационные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные:

Научится:характеризовать особенность цветка как органа размножения растений; определять типы и биологическую роль соцветий;объяснять механизм двойного оплодотворения у покрытосеменных (цветковых) растений, характеризовать жизненный цикл покрытосеменных (цветковых) растений; закрепить умение работать с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.Будет знать:формирование женского и мужского гаметофита; гаплоидность, диплоидность, триплоидность клеток; сравнивать жизненный цикл покрытосеменных с другими, ранее изученными растениями.



Ход урока:

Определение темы урока через фронтальную беседу.

= По каким признакам живые организмы отличаются от неживых?

(питание, дыхание, выделение, обмен веществ, раздражимость, размножение, рост и развитие, подвижность).

=В ходе какого процесса организмы воспроизводят себе подобных?

(Размножение)

= Сформулируйте тему урока.

«Размножение покрытосеменных»

= На какие вопросы будете отвечать на уроке?

(Что такое размножение, какое бывает размножение, как происходит размножение у покрытосеменных растений, черты сходства и различия в жизненном цикле растений)


Работа в группах:

Группа №6

Задание №1

Прочитать текст на странице 95 учебника «Строение цветка». Подготовить рассказ к рисунку на с. 90 учебника.


Группа №5

Задание №1

Посмотреть видеофрагмент на с.96 ЭФУ «Соцветия». Дать определение, что такое соцветие? Составить схему «Типы соцветий». В чём заключается биологическая роль соцветий?




Группа №2

Задание №1

Посмотреть видеофрагмент на с.96 ЭФУ «Соцветия». Рассмотрите гербарий. Установить, какие соцветия имеют растения, представленные в гербарии (1-черёмуха, 2-укроп, 3-мятлик, 4-подорожник, 5-ромашка, 6-рожь).


Посмотреть видеофрагмент на с.96 ЭФУ «Соцветия». Установите, какие типы соцветий изображены на представленных схемах? Какие растения имеют такие соцветия?


Группа №4

Используя ранее полученные знания ответить на вопросы:

С помощью чего может происходить перенос пыльцы? Отличаются ли цветки этих растений? Если да, то чем?



Группа №3

Чем представлен мужской гаметофит у покрытосеменных растений и как он развивается?

Приготовить микропрепарат «Пыльцевое зерно». Для этого в капельку воды поместить пыльцу, прикрыть покровным стеклом, рассмотреть под микроскопом.



Мужской гаметофит у покрытосеменных растений представлен пыльцевым зерном с вегетативной и генеративной клетками.

Из вегетативной клетке формируется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки – два спермия.


Группа №1

Проанализировать видеофрагмент на с.96 «Развитие женского гаметофита». Ответить на вопрос: Как развивается женский гаметофит?


Женский гаметофит у покрытосеменных растений представлен зародышевым мешком с яйцеклеткой (одинарный набор хромосом) и центральная диплоидная клетка (с двойным набором хромосом)

(В семязачатке образуется 4 мегаспоры. Три погибают, а одна делится трёхкратно митозом, образуя 8 одинаковых клеток. Из них – одна яйцеклетка (1n), пять идут на образование зародышевого мешка, две сливаются, образуя центральную диплоидную клетку (2n)).






Итак, вы выяснили, что мужской гаметофит состоит из пыльцевого зерна, в котором формируются два спермия. Женский гаметофит – зародышевый мешокс двумя клетками - яйцеклеткой и центральной клеткой. Для чего?

(один спермий сливается с яйцеклеткой образуется зигота а затем зародыш. Второй спермий сливается с центральной клеткой – образуется пища для зародыша. Этот процесс называют двойным оплодотворением.)


Задание №2

Проанализируйте видеофрагмент на с.97 ЭФУ «Двойное оплодотворение»

Ответить на вопросы:

1.Что такое микропиле?

2.Какой набор хромосом имеют половые клетки?

3.Как изменяется набор хромосом у яйцеклетки и центральной клетки после оплодотворения?

4.Из чего развивается зародыш,эндосперм ?

5.Из чего развивается семя?

6.Из чего развивается плод?

1.Микропиле или пыльцевход – это канал в покровах семяпочки.

2.К половым клеткам относят яйцеклетку и спермий. У половых клеток одинарный набор хромосом, т.е. гаплоидные.

3.После оплодотворения яйцеклетка становится диплоидной, т.е. с двойным набором хромосом, а центральная клетка – триплоидной, с тройным набором хромосом.

4.Зародыш развивается из зиготы, оплодотворённой яйцеклетки, а эндосперм – из центральной клетки.

5.Семя развивается из семяпочки.

6.Плод развивается из стенок завязи.


Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули вы слегка.


Рассматривая размножение растений мы даем характеристику жизненного цикла или цикла развития. Найти в ЭФУ жизненный цикл покрытосеменных и дать ему характеристику.




В экзаменационных вопросах ОГЭ,ЕГЭ очень части используется рисунок



Что изображено на рисунке? Дать сравнительную характеристику спорофита и гаметофита изображённых на рисунке растений.




III. Закрепление материала.

Выполнить задание

Умение анализировать биологическую информацию (работа с текстом)

Найдите ошибки в приведённом тексе. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Цветок – видоизменённый побег, который обеспечивает опыление, оплодотворение и формирование плода с семенами.

2.В семяпочке формируется зародышевый мешок, в котором находится гаплоидная центральная клетка и яйцеклетка.

3.В тычинке различают тычиночную нить и пыльник.

4.Пыльцевое зерно (женский гаметофит)состоит из вегетативной и генеративной клеток.

5.За счёт вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой передвигаются два спермия (образуются из генеративной клетки).



IV. Домашнее задание.

Изучить материал на стр. 95-98 (БУ)

Материалы к ЭФУ (ВУ, ПУ)




























Технологическая карта урока

с использованием электронной формы учебников

Предмет, класс

Биология

Тема урока

«Размножение Покрытосеменных»

ЭФУ

Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения

Разработчик урока

Горячкина Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 67

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

Расширить и углубить знания обучающихся о семенном размножении цветковых растений;дать сравнительную характеристику жизненных циклов растений.


Задачи урока

Способствовать запоминанию основной терминологии по теме.

Развивать навыки смыслового чтения, образную память, логическое мышление, речь обучающихся.

Способствовать обучению умению выделять главную мысль в содержании учебной информации.

Воспитывать культуру учебного труда.

Основные термины

и понятия темы

Цветок – зачаточный побег; соцветие; мужской гаметофит (пыльцевое зерно), женский гаметофит (зародышевый мешок); двойное оплодотворение; гаплоидность, диплоидность, триплоидность; жизненный цикл покрытосеменных растений.

Планируемые результаты

личностные,

предметные,метапредметные;

для 5-9 классов:познавательные УУД,регулятивные УУД,

коммуникативные УУД.

Личностные: умение реализовывать теоретические познания на практике, понимание важности ответственного отношения к обучению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД

  • Регулятивные:планировать пути достижения целей;самостоятельно контролировать своё время и управлять им; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  • Познавательные:находить информацию в бумажной и ЭФУ; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы.

  • Коммуникационные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные:

Научится:характеризовать особенность цветка как органа размножения растений; определять типы и биологическую роль соцветий;объяснять механизм двойного оплодотворения у покрытосеменных (цветковых) растений, характеризовать жизненный цикл покрытосеменных (цветковых) растений; закрепить умение работать с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Будет знать: формирование женского и мужского гаметофита; гаплоидность, диплоидность, триплоидность клеток; сравнивать жизненный цикл покрытосеменных с другими, ранее изученными растениями.


Организация пространства

(смешанное обучение,"перевернутый урок",асинхронное обучение,

синхронное обучение)

Организация пространства осуществляется через синхронное обучение

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала, др.)

Основной вид деятельности на уроке:

коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

лабораторная работа

Образовательные технологии

(развивающее обучение,

личностно-ориентированное обучение, метод проектов,

разноуровневое обучение, модульное обучение, дистанционные технологии, мобильное обучение и др.)

На уроке использованы технологии: разноуровневое обучение, личностно-развивающее обучение

Правила работы на уроке (если они существуют)

Работа в группах строится по правилам, которые сформулировали сами обучающиеся

Используемые виды контроля

и оценивания на уроке(контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);

самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся).

Самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы осуществляется обучающимся самостоятельно в ходе коллективного обсуждения качество выполненной работы.

Необходимое оборудование


Для приготовления микропрепарата «Пыльцевое зерно» необходим: микроскоп, предметное и покровное стёкла, препоравальная игла, пипетка, стакан с водой, тычинка тюльпана.

Для повторения строения цветка: объёмная модель цветка вишни.

Для определения типов соцветий гербарий с определёнными растениями (1-черёмуха, 2-укроп, 3-мятлик, 4-подорожник, 5-ромашка, 6-рожь).


Наглядно-демонстрационный материал


На уроке используется лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата «Пыльцевое зерно».

Объёмная модель цветка.

Гербарий «Типы соцветий».

На экран выводится наглядный материал, используемые при выполнении обучающимися заданий

Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет

Использованы ресурсы ЭФУ:

С.95 видеофрагмент «Соцветия»

С.96 видеофрагмент «Развитие женского гаметофита»

С.97 видеофрагмент «Двойное оплодотворение»



Данные образовательные ресурсы находятся только в ЭФУ

Рефлексия

Учащиеся заканчивают фразы, начинающиеся словами:

Сегодня мне удалось узнать…

Особенно меня удивило …

Хочу похвалить себя за …

Испытываю трудности при…

Могу справиться с трудностями…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!