Приложение №6
Конспект урока
Тема: Размножение Покрытосеменных.
Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о семенном размножении цветковых растений;дать сравнительную характеристику жизненных циклов растений.
Планируемые результаты:
Личностные: умение реализовывать теоретические познания на практике,понимание важности ответственного отношения к обучению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД
Регулятивные: планировать пути достижения целей; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные:находить информацию в бумажной и ЭФУ; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникационные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
Научится:характеризовать особенность цветка как органа размножения растений; определять типы и биологическую роль соцветий;объяснять механизм двойного оплодотворения у покрытосеменных (цветковых) растений, характеризовать жизненный цикл покрытосеменных (цветковых) растений; закрепить умение работать с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.Будет знать:формирование женского и мужского гаметофита; гаплоидность, диплоидность, триплоидность клеток; сравнивать жизненный цикл покрытосеменных с другими, ранее изученными растениями.
Ход урока:
Определение темы урока через фронтальную беседу.
= По каким признакам живые организмы отличаются от неживых?
(питание, дыхание, выделение, обмен веществ, раздражимость, размножение, рост и развитие, подвижность).
=В ходе какого процесса организмы воспроизводят себе подобных?
(Размножение)
= Сформулируйте тему урока.
«Размножение покрытосеменных»
= На какие вопросы будете отвечать на уроке?
(Что такое размножение, какое бывает размножение, как происходит размножение у покрытосеменных растений, черты сходства и различия в жизненном цикле растений)
Работа в группах:
Группа №6
Задание №1
Прочитать текст на странице 95 учебника «Строение цветка». Подготовить рассказ к рисунку на с. 90 учебника.
Группа №5
Задание №1
Посмотреть видеофрагмент на с.96 ЭФУ «Соцветия». Дать определение, что такое соцветие? Составить схему «Типы соцветий». В чём заключается биологическая роль соцветий?
Группа №2
Задание №1
Посмотреть видеофрагмент на с.96 ЭФУ «Соцветия». Рассмотрите гербарий. Установить, какие соцветия имеют растения, представленные в гербарии (1-черёмуха, 2-укроп, 3-мятлик, 4-подорожник, 5-ромашка, 6-рожь).
Посмотреть видеофрагмент на с.96 ЭФУ «Соцветия». Установите, какие типы соцветий изображены на представленных схемах? Какие растения имеют такие соцветия?
Группа №4
Используя ранее полученные знания ответить на вопросы:
С помощью чего может происходить перенос пыльцы? Отличаются ли цветки этих растений? Если да, то чем?
Группа №3
Чем представлен мужской гаметофит у покрытосеменных растений и как он развивается?
Приготовить микропрепарат «Пыльцевое зерно». Для этого в капельку воды поместить пыльцу, прикрыть покровным стеклом, рассмотреть под микроскопом.
Мужской гаметофит у покрытосеменных растений представлен пыльцевым зерном с вегетативной и генеративной клетками.
Из вегетативной клетке формируется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки – два спермия.
Группа №1
Проанализировать видеофрагмент на с.96 «Развитие женского гаметофита». Ответить на вопрос: Как развивается женский гаметофит?
Женский гаметофит у покрытосеменных растений представлен зародышевым мешком с яйцеклеткой (одинарный набор хромосом) и центральная диплоидная клетка (с двойным набором хромосом)
(В семязачатке образуется 4 мегаспоры. Три погибают, а одна делится трёхкратно митозом, образуя 8 одинаковых клеток. Из них – одна яйцеклетка (1n), пять идут на образование зародышевого мешка, две сливаются, образуя центральную диплоидную клетку (2n)).
Итак, вы выяснили, что мужской гаметофит состоит из пыльцевого зерна, в котором формируются два спермия. Женский гаметофит – зародышевый мешокс двумя клетками - яйцеклеткой и центральной клеткой. Для чего?
(один спермий сливается с яйцеклеткой образуется зигота а затем зародыш. Второй спермий сливается с центральной клеткой – образуется пища для зародыша. Этот процесс называют двойным оплодотворением.)
Задание №2
Проанализируйте видеофрагмент на с.97 ЭФУ «Двойное оплодотворение»
Ответить на вопросы:
1.Что такое микропиле?
2.Какой набор хромосом имеют половые клетки?
3.Как изменяется набор хромосом у яйцеклетки и центральной клетки после оплодотворения?
4.Из чего развивается зародыш,эндосперм ?
5.Из чего развивается семя?
6.Из чего развивается плод?
1.Микропиле или пыльцевход – это канал в покровах семяпочки.
2.К половым клеткам относят яйцеклетку и спермий. У половых клеток одинарный набор хромосом, т.е. гаплоидные.
3.После оплодотворения яйцеклетка становится диплоидной, т.е. с двойным набором хромосом, а центральная клетка – триплоидной, с тройным набором хромосом.
4.Зародыш развивается из зиготы, оплодотворённой яйцеклетки, а эндосперм – из центральной клетки.
5.Семя развивается из семяпочки.
6.Плод развивается из стенок завязи.
Физкультминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули вы слегка.
Рассматривая размножение растений мы даем характеристику жизненного цикла или цикла развития. Найти в ЭФУ жизненный цикл покрытосеменных и дать ему характеристику.
В экзаменационных вопросах ОГЭ,ЕГЭ очень части используется рисунок
Что изображено на рисунке? Дать сравнительную характеристику спорофита и гаметофита изображённых на рисунке растений.
III. Закрепление материала.
Выполнить задание
Умение анализировать биологическую информацию (работа с текстом)
Найдите ошибки в приведённом тексе. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Цветок – видоизменённый побег, который обеспечивает опыление, оплодотворение и формирование плода с семенами.
2.В семяпочке формируется зародышевый мешок, в котором находится гаплоидная центральная клетка и яйцеклетка.
3.В тычинке различают тычиночную нить и пыльник.
4.Пыльцевое зерно (женский гаметофит)состоит из вегетативной и генеративной клеток.
5.За счёт вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой передвигаются два спермия (образуются из генеративной клетки).
IV. Домашнее задание.
Изучить материал на стр. 95-98 (БУ)
Материалы к ЭФУ (ВУ, ПУ)
Технологическая карта урока
с использованием электронной формы учебников
Предмет, класс | Биология |
Тема урока | «Размножение Покрытосеменных» |
ЭФУ | Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения |
Разработчик урока | Горячкина Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 67 |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цель урока | Расширить и углубить знания обучающихся о семенном размножении цветковых растений;дать сравнительную характеристику жизненных циклов растений. |
Задачи урока | Способствовать запоминанию основной терминологии по теме. Развивать навыки смыслового чтения, образную память, логическое мышление, речь обучающихся. Способствовать обучению умению выделять главную мысль в содержании учебной информации. Воспитывать культуру учебного труда. |
Основные термины и понятия темы | Цветок – зачаточный побег; соцветие; мужской гаметофит (пыльцевое зерно), женский гаметофит (зародышевый мешок); двойное оплодотворение; гаплоидность, диплоидность, триплоидность; жизненный цикл покрытосеменных растений. |
Планируемые результаты личностные, предметные,метапредметные; для 5-9 классов:познавательные УУД,регулятивные УУД, коммуникативные УУД. | Личностные: умение реализовывать теоретические познания на практике, понимание важности ответственного отношения к обучению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные УУД Регулятивные:планировать пути достижения целей;самостоятельно контролировать своё время и управлять им; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные:находить информацию в бумажной и ЭФУ; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы. Коммуникационные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные: Научится:характеризовать особенность цветка как органа размножения растений; определять типы и биологическую роль соцветий;объяснять механизм двойного оплодотворения у покрытосеменных (цветковых) растений, характеризовать жизненный цикл покрытосеменных (цветковых) растений; закрепить умение работать с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Будет знать: формирование женского и мужского гаметофита; гаплоидность, диплоидность, триплоидность клеток; сравнивать жизненный цикл покрытосеменных с другими, ранее изученными растениями. |
Организация пространства (смешанное обучение,"перевернутый урок",асинхронное обучение, синхронное обучение) | Организация пространства осуществляется через синхронное обучение |
Виды деятельности на уроке (коллективная (фронтальная) работа, кооперативно-групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала, др.) | Основной вид деятельности на уроке: коллективная (фронтальная) работа, кооперативно-групповая работа, лабораторная работа |
Образовательные технологии (развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, разноуровневое обучение, модульное обучение, дистанционные технологии, мобильное обучение и др.) | На уроке использованы технологии: разноуровневое обучение, личностно-развивающее обучение |
Правила работы на уроке (если они существуют) | Работа в группах строится по правилам, которые сформулировали сами обучающиеся |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке(контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем); самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся). | Самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы осуществляется обучающимся самостоятельно в ходе коллективного обсуждения качество выполненной работы. |
Необходимое оборудование | Для приготовления микропрепарата «Пыльцевое зерно» необходим: микроскоп, предметное и покровное стёкла, препоравальная игла, пипетка, стакан с водой, тычинка тюльпана. Для повторения строения цветка: объёмная модель цветка вишни. Для определения типов соцветий гербарий с определёнными растениями (1-черёмуха, 2-укроп, 3-мятлик, 4-подорожник, 5-ромашка, 6-рожь). |
Наглядно-демонстрационный материал | На уроке используется лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата «Пыльцевое зерно». Объёмная модель цветка. Гербарий «Типы соцветий». На экран выводится наглядный материал, используемые при выполнении обучающимися заданий |
Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет | Использованы ресурсы ЭФУ: С.95 видеофрагмент «Соцветия» С.96 видеофрагмент «Развитие женского гаметофита» С.97 видеофрагмент «Двойное оплодотворение» Данные образовательные ресурсы находятся только в ЭФУ |
Рефлексия | Учащиеся заканчивают фразы, начинающиеся словами: Сегодня мне удалось узнать… Особенно меня удивило … Хочу похвалить себя за … Испытываю трудности при… Могу справиться с трудностями… |