Размышление на тему: " Права человека»
Провела воспитатель Булохова М.А.
Цели: 1. На основе имеющихся у воспитанников знаний расширить и конкретизировать их представления о об основных видах нарушений и способах защиты прав человека, воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.
2.Развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.
3. Коррекция мышления с помощью решения практических задач.
Оборудование: проектор, презентация, фотоматериалы, текст Конституции РФ, стенгазета, подготовленная воспитанниками.
Ход занятия
Подготовка к восприятию.
Сценка «Игра». Ведущий: - После уроков ребята решили поиграть.
Дима: - Давайте поиграем в войну!
Вова: - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: - А я не хочу.
Дима: - Чего не хочешь?
Саша: - Играть в войну.
Вова: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: - Я не хочу.
Дима: - Захочешь.
Саша: - Что же вы меня заставите?
Ведущий: - Давайте разберёмся. Кто прав? Кто не прав?
- Как поступили Вова и Дима? Почему они не правы?
-Прав ли Саша?
-Какова тема нашего разговора?
2. Объявление темы, постановка цели.
Тема нашего занятия «Права человека» (Слайд 2)
Эпиграфом я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:
«Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека».
-Определим цель нашего размышления: охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (Слайд 3)
Предлагаю сформулировать главный вопрос: «Как защитить свои права?»
- Сегодня 11 декабря. Если посмотреть на Календарь правовых дат, то можно увидеть, что 10 декабря – День прав человека. Эта дата связана с Всеобщей декларацией прав человека.
Что такое “декларация”, когда и почему она появилась, что такое “право”, “ООН”. Об этом мы сегодня и поразмышляем.
3. Подготовка к восприятию новой темы.
Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять – оскорбляй. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. Но потом пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
-Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали её жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам: если люди уважают права других, выполняют обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности, но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беспорядок)
4. Усвоение содержания.
-Анализируя основные положения Всеобщей декларации прав человека, ответьте:
1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны? (Слайд 4)
2) Какие группы прав человека мы знаем?
Выступление группы «историков»: «ООН и защита прав человека»
ООН возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны.
В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека.
10 декабря 1948 года в Париже Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Декларация, в которой провозглашены личные права и свободы для каждого, остается основным сводом стандартов в области прав человека.
- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. (Слайд 5).
Конституция. (Слайд 6). - Право на жизнь; право на свободу и неприкосновенность;
-право на труд; право на отдых; право на защиту чести и достоинства;
-право на образование; право на медицинское обслуживание.
- Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. (Слайд 7).
Свобода. -Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?
- Послушайте индийскую сказку «О купце и попугае».
«У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить в Бенгалию по торговым делам.
-Я уезжаю. Что привезти тебе? – спросил купец.
-Я по твоей милости ни в чём не нуждаюсь, - ответил попугай, но – все же у меня есть к тебе просьба. В Бенгалии растёт большое дерево, а на дереве гнездится множество попугаев. Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям мой привет. Потом скажи: «Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит, не думаете». Пусть они тебе на это что-нибудь ответят.
-Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал.
В Бенгалии он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи замертво свалились с дерева. Приехав домой, купец рассказал попугаю, что товарищи замертво упали на землю, ничего не передав в ответ. Как только он произнёс эти слова, попугай пошатнулся и свалился к верху лапками на дно клетки.
Купцу было очень жаль попугая, и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти его друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.
А попугай вспорхнул и улетел».
1. Как купец относился к попугаю? Нравилось ли тому жить в его доме?
2.Что означает просьба попугая? Какой он получил ответ?
3.Каким образом попугай добился свободы?
4.Может ли человек в аналогичных обстоятельствах рассчитывать на помощь друзей? Приведите примеры.
- «Воля птичке дороже золотой клетки». (Пословица).
– Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен?»
-Для чего человек должен ограничивать свою свободу
Ситуации:
1.На уроке математике неудержимо захотелось плясать и петь.
3.К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.
4.Друзья зовут погулять. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.
Вывод: Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим.
5. Физкультминутка “Хлопай-топай”
- Какие действия вредят вашей репутации (“топай”), а какие, наоборот, укрепляют уважение к вам (“хлопай”)?
Работа в саду.
Посещение концерта.
Посещение кружка, секции.
Помощь другу.
Нарушение обещания.
Отдых в санатории.
Драка.
Невыполнение домашнего задания.
Признание своих ошибок.
Грубость в разговоре, поведении.
6. Продолжение темы. Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны.
Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.
Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас.
Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.
-Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан.
- Решение задач (Слайд 8, 9, 10, 11).
-Не забывайте об обязанностях! (Слайд 12)
- Для защиты своих прав граждане могут обратиться в суд. Но если и там вы не добились правды (как вам показалось), то смело можете обращаться в международные судебные организации по защите прав человека. Например, в Европейский Суд по правам человека, который находится во французском городе Страсбург. Решение этого суда является обязательным для исполнения не только отдельным человеком, но и целым государством.
- Особый интерес представляет новый институт Уполномоченного по защите прав человека (В. П. Лукин)
7. Итог занятия. Рефлексия.
Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!
За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.
4