СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Размышление у парадного подъезда" Н. А. Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Размышление у парадного подъезда" Н. А. Некрасова»

Чьему перу принадлежат следующие строки? А ты, поэт! Избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих!

Чьему перу принадлежат следующие строки?

А ты, поэт! Избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Стихотворение «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова Сам Н. А. Некрасов – поэт и гражданин одновременно.  Тема народа – одна из ведущих в его творчестве. Ей посвящены такие произведения, как «Железная дорога», «Крестьянские дети», «В дороге», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»

Стихотворение «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова

  • Сам Н. А. Некрасов – поэт и гражданин одновременно.

Тема народа – одна из ведущих в его творчестве. Ей посвящены такие произведения, как «Железная дорога», «Крестьянские дети», «В дороге», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»

Народный заступник Николай Алексеевич Некрасов

Народный заступник Николай Алексеевич Некрасов

Какой сюжет изображён на картинах русских художников? Какое название можно подобрать к этим иллюстрация? А. Лебедев Д. Шмаринов

Какой сюжет изображён на картинах русских художников? Какое название можно подобрать к этим иллюстрация?

А. Лебедев

Д. Шмаринов

Написано в 1858 г., впервые напечатано в России только в 1863 году. Впервые произведение появилось в печати в 1860 году в заграничном журнале «Колокол» под заголовком «У парадного крыльца» и без подписи автора. А. И. Герцен, редактор журнала, сопроводил стихотворение примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Написано в 1858 г., впервые напечатано в России только в 1863 году.

  • Впервые произведение появилось в печати в 1860 году в заграничном журнале «Колокол» под заголовком «У парадного крыльца» и без подписи автора. А. И. Герцен, редактор журнала, сопроводил стихотворение примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».
Почему произведение 5 лет не печатается в России? Почему в заграничном журнале помещается без имени автора? Почему видный общественный деятель Герцен говорит, что «такого рода стихотворения нет возможности не поместить»? Какого рода это стихотворение? На эти вопросы нам предстоит ответить в конце урока

Почему произведение 5 лет не печатается в России?

Почему в заграничном журнале помещается без имени автора?

Почему видный общественный деятель Герцен говорит, что «такого рода стихотворения нет возможности не поместить»?

Какого рода это стихотворение?

На эти вопросы нам предстоит ответить в конце урока

Нам это стихотворение известно под названием «Размышление у парадного подъезда». В чём разница между словами крыльцо и подъезд? Какой дополнительный смысл вносит слово «Размышление»? Крыльцо - Подъезд – Размышление - Подберём ассоциативных ряд

Нам это стихотворение известно под названием «Размышление у парадного подъезда». В чём разница между словами крыльцо и подъезд? Какой дополнительный смысл вносит слово «Размышление»?

  • Крыльцо -
  • Подъезд –
  • Размышление -

Подберём ассоциативных ряд

Чтение стихотворения Стр. 252 - 257

Чтение стихотворения

Стр. 252 - 257

Основной приём первой части стихотворения – антитеза. Найдите примеры. По торжественным дням, В праздничные дни в передних домов, принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые книги, в которых расписывались недопускавшиеся лично посетители. Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав свое имя и званье , Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь – в том их призванье!

Основной приём первой части стихотворения – антитеза. Найдите примеры.

По торжественным дням,

  • В праздничные дни в передних домов, принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые книги, в которых расписывались недопускавшиеся лично посетители.

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье ,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

  • Что подумаешь – в том их призванье!
Анализ 2 части стихотворения Почему просители смотрят на швейцара с выраженьем надежды и муки? Какими увидел их швейцар? Почему швейцар не допустил крестьян к барину? Как крестьяне отреагировали на отказ их принять? Как Некрасов к этому относится? Обратите внимание на деталь «и, покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами…». Что она означает? Почему автор в конце использует многоточие?

Анализ 2 части стихотворения

  • Почему просители смотрят на швейцара с выраженьем надежды и муки?
  • Какими увидел их швейцар?
  • Почему швейцар не допустил крестьян к барину?
  • Как крестьяне отреагировали на отказ их принять? Как Некрасов к этому относится?
  • Обратите внимание на деталь «и, покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами…». Что она означает? Почему автор в конце использует многоточие?
Анализ 3 части стихотворения Третья часть стихотворения начинается со слов «А владелец роскошных палат//Ещё сном был глубоким объят…» В какое время суток происходит действие стихотворения? Ответ сможем найти, вернувшись ко второй части стихотворения. Какой приём автор использует в строчках: « Что тебе эта скорбь вопиющая,// Что тебе этот бедный народ?» С какой целью? Трижды в этой части встречаются слова, связанные со сном: Пробудись, очнуться, уснёшь. О каком сне идёт речь? «… герой,//Втихомолку проклятый отчизною,//Возвеличенный громкой хвалой!..» - в чём заключается авторская ирония?

Анализ 3 части стихотворения

  • Третья часть стихотворения начинается со слов «А владелец роскошных палат//Ещё сном был глубоким объят…» В какое время суток происходит действие стихотворения? Ответ сможем найти, вернувшись ко второй части стихотворения.
  • Какой приём автор использует в строчках: « Что тебе эта скорбь вопиющая,// Что тебе этот бедный народ?» С какой целью?
  • Трижды в этой части встречаются слова, связанные со сном: Пробудись, очнуться, уснёшь. О каком сне идёт речь?
  • «… герой,//Втихомолку проклятый отчизною,//Возвеличенный громкой хвалой!..» - в чём заключается авторская ирония?
Анализ 3 части стихотворения Мотив сна звучит и в связи с народной темой. Подтвердите строчка и из текста. Но мотив сна всё же чаще встречается в отношении к вельможе, а какой мотив сопровождает образ крестьян? Какой композиционные приём автор использует? Если бы вас попросили выбрать только одну строчку из этого стихотворения, чтобы описать авторскую идею, какую бы строчку вы выбрали? Почему?

Анализ 3 части стихотворения

  • Мотив сна звучит и в связи с народной темой. Подтвердите строчка и из текста.
  • Но мотив сна всё же чаще встречается в отношении к вельможе, а какой мотив сопровождает образ крестьян?
  • Какой композиционные приём автор использует?
  • Если бы вас попросили выбрать только одну строчку из этого стихотворения, чтобы описать авторскую идею, какую бы строчку вы выбрали? Почему?
Последние строчки стихотворения (со слов «Назови мне такую обитель») впоследствии стали студенческой песней. В чём секрет такой популярности у студентов?

Последние строчки стихотворения (со слов «Назови мне такую обитель») впоследствии стали студенческой песней.

В чём секрет такой популярности у студентов?

Воспоминания А. Я. Панаевой Стр. 257

Воспоминания А. Я. Панаевой

Стр. 257

Ответим на вопросы Давайте вернёмся к вопросам, на которые мы не ответили в начале урока. Какого же рода оказалось это стихотворение? Почему его напечатали сразу в зарубежной газете и пять лет не печатали в России (стихотворение ходил в списках)? Пройдут годы. Для Некрасова они будут годами углубленного исследования народной жизни, её социальных возможностей, её нравственного и эстетического потенциала. Поэт создаст народные поэмы “Коробейники” и “Мороз, Красный нос”, начнет работу над эпопеей “Кому на Руси жить хорошо”. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением: Вынесет все и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…

Ответим на вопросы

Давайте вернёмся к вопросам, на которые мы не ответили в начале урока. Какого же рода оказалось это стихотворение? Почему его напечатали сразу в зарубежной газете и пять лет не печатали в России (стихотворение ходил в списках)?

Пройдут годы. Для Некрасова они будут годами углубленного исследования народной жизни, её социальных возможностей, её нравственного и эстетического потенциала. Поэт создаст народные поэмы “Коробейники” и “Мороз, Красный нос”, начнет работу над эпопеей “Кому на Руси жить хорошо”. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:

Вынесет все и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

Домашнее задание « Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии,всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости», - сказал Ф.М. Достоевский, прощаясь с Некрасовым холодным декабрьским утром 1877 года. Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «Чем было ранено сердце Некрасова?», используя цитаты из стихотворения «Размышление у парадного подъезда».

Домашнее задание

« Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии,всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости», - сказал Ф.М. Достоевский, прощаясь с Некрасовым холодным декабрьским утром 1877 года.

Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «Чем было ранено сердце Некрасова?», используя цитаты из стихотворения «Размышление у парадного подъезда».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!