СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема народа в стихотворении Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок анализа стихотворения Н.А.Некрасова построен в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Тема народа в стихотворении Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда"»

Тема урока: Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».Тема народа в стихотворении

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем  изумляющий народ.

Н.А.Некрасов

Цели урока:

1) образовательные:

  1. Проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

  2. Обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова.

2) развивающие:

  1. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

  2. Развитие логического и абстрактного мышления.

3) воспитательные:

1. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке, личности.

2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, аналитический, демонстрационный (метод наглядности).

Ход урока

I. Орг. момент. Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока (проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда»; обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова). Обращение внимания учащихся на эпиграф урока.

II. Актуализация ранее изученного материала о жизни и творчестве Н.Некрасова

Вопросы по биографии поэта:

- Где прошло детство поэта? Каковы его детские впечатления о жизни в доме отца, помещика-крепостника, о Волге?

Портрет отца писателя.

Картина И.репина «бурлаки на Волге».

Учитель: Нелёгкую жизнь довелось  прожить  Н. А. Некрасову, труден  был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Об этом нам расскажет наш докладчик.

Сообщение уч-ся о тернистом пути поэта к славе, о попытках поступить в университет в Петербурге, о мести отца за непослушание, о нужде, о голоде, о творчестве, о том, что вдохновляло Некрасова на творчество – о несправедливом отношении к народу в нашей стране. Все это черпал он из окружающей жизни.

Виды бедных кварталов Петербурга

Чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…»

Картина – изображение экзекуции крестьян.

Портрет В.Г.Белинского

- Какую роль сыграл В.Г.Белинский в жизни поэта?

Сообщение уч-ся о благословлении Некрасова на путь поэта, о том, что именно с легкой руки Белинского начался путь становления Некрасова-поэта, о работе Некрасова главным редактором журнала «Современник», о нелегкой судьбе редакции.

Учитель: именно Белинским были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» И я передаю слово следующему докладчику.

Итак, Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Мы с вами читали некоторые его произведения, пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.

III. Чтение стихотворения учителем

IV. Работа по теме (анализ стихотворения).

1. Какова композиция (структура) данного стихотворения? Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Укажите границы этих частей.

Предполагаемые ответы: композиционной особенностью произведения является возможность разделить его на три части. Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.

2. Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?

Предполагаемые ответы: будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

3. Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?

Помощь учителя (разъяснение происходившего в XIX веке, распространенного ритуала чинопочитания): в праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Слово учителя: найдите строчки, подтверждающие это:

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.

4. Так ведут себя «вольные» люди, те, на ком не лежит бремя крепостничества. А как ведут себя у «пышного» подъезда с крестьянами? Каково отношения поэта к происходящему?

Предполагаемые ответы: простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

5. А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?

Предполагаемые ответы: вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
    Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.

    Убаюканный ласковым пением
    Средиземной волны, - как дитя,
    Ты уснешь, окружен попечением
    Дорогой и любимой семьи
    (Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

В этих строчках звучит ИРОНИЯ ( это насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий).

6. Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Предполагаемые ответы: контраст – это прием резкого противопоставления.

В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян («загорелые лица и руки…армячишка худой на плечах…кровь на ногах…самодельные лапти») противопоставлены друг другу.

Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа (Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ? / Вечным праздником быстро бегущая / Жизнь очнуться тебе не дает…», «И несу эти люди безвестные / Неисходное горе в сердцах».

7. Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?

Предполагаемые ответы: стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.

9. Какими строками заканчивается стихотворение?

Стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

Иллюстрации к стихотворению «Размышление у парадного подъезда».

IV. Обобщение материала.

Учитель: у стихотворения «Размышления у парадного подъезда» интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. На ваших столах лежит эта история, написанная от первого лица. Прочтем ее.

Портрет А.Я.Панаевой

История создания стихотворения

Учитель: в течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли  своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви  к народу.

Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе  не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем  изумляющий народ.

Записать выводы в тетрадь.

VI. Подведение итогов

Тест по стихотворению «Размышления у парадного подъезда»

А1. Кто, по словам поэта, осаждал парадный подъезд в обычные, не торжественные дни?

1) важные лица
2) бродячие актёры
3) убогие лица
4) церковные служащие

А2. Кто не допустил мужиков на приём к владельцу рос­кошных палат?

1) полицейский
2) швейцар
3) сам вельможа
4) кухарка вельможи

А3. Чем занимался вельможа в тот момент, когда мужики пришли к его подъезду?

1) принимал министра
2) играл в карты
3) пил кофе
4) спал

А4. Как называет русского мужика автор?

1) сеятель и хранитель
2) пахарь и жнец
3) столяр и плотник
4) вечный труженик

Часть В

В1. Что мужики сделали в первую очередь, подойдя к парадному подъезду?

В2. В каком месте, по предсказанию автора, должны закончиться дни жизни вельможи?

Часть С

С1. Какое обвинение автор предъявляет власть имущим?