Тема урока: Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».Тема народа в стихотворении
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
Н.А.Некрасов
Цели урока:
1) образовательные:
Проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда».
Обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова.
2) развивающие:
Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.
Развитие логического и абстрактного мышления.
3) воспитательные:
1. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке, личности.
2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, аналитический, демонстрационный (метод наглядности).
Ход урока
I. Орг. момент. Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока (проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда»; обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова). Обращение внимания учащихся на эпиграф урока.
II. Актуализация ранее изученного материала о жизни и творчестве Н.Некрасова
Вопросы по биографии поэта:
- Где прошло детство поэта? Каковы его детские впечатления о жизни в доме отца, помещика-крепостника, о Волге?
Портрет отца писателя.
Картина И.репина «бурлаки на Волге».
Учитель: Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А. Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Об этом нам расскажет наш докладчик.
Сообщение уч-ся о тернистом пути поэта к славе, о попытках поступить в университет в Петербурге, о мести отца за непослушание, о нужде, о голоде, о творчестве, о том, что вдохновляло Некрасова на творчество – о несправедливом отношении к народу в нашей стране. Все это черпал он из окружающей жизни.
Виды бедных кварталов Петербурга
Чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…»
Картина – изображение экзекуции крестьян.
Портрет В.Г.Белинского
- Какую роль сыграл В.Г.Белинский в жизни поэта?
Сообщение уч-ся о благословлении Некрасова на путь поэта, о том, что именно с легкой руки Белинского начался путь становления Некрасова-поэта, о работе Некрасова главным редактором журнала «Современник», о нелегкой судьбе редакции.
Учитель: именно Белинским были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» И я передаю слово следующему докладчику.
Итак, Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Мы с вами читали некоторые его произведения, пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.
III. Чтение стихотворения учителем
IV. Работа по теме (анализ стихотворения).
1. Какова композиция (структура) данного стихотворения? Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Укажите границы этих частей.
Предполагаемые ответы: композиционной особенностью произведения является возможность разделить его на три части. Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.
2. Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?
Предполагаемые ответы: будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.
3. Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?
Помощь учителя (разъяснение происходившего в XIX веке, распространенного ритуала чинопочитания): в праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.
Слово учителя: найдите строчки, подтверждающие это:
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.
4. Так ведут себя «вольные» люди, те, на ком не лежит бремя крепостничества. А как ведут себя у «пышного» подъезда с крестьянами? Каково отношения поэта к происходящему?
Предполагаемые ответы: простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!»
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
5. А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?
Предполагаемые ответы: вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.
Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...
В этих строчках звучит ИРОНИЯ ( это насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий).
6. Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?
Предполагаемые ответы: контраст – это прием резкого противопоставления.
В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян («загорелые лица и руки…армячишка худой на плечах…кровь на ногах…самодельные лапти») противопоставлены друг другу.
Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа (Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ? / Вечным праздником быстро бегущая / Жизнь очнуться тебе не дает…», «И несу эти люди безвестные / Неисходное горе в сердцах».
7. Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?
Предполагаемые ответы: стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.
9. Какими строками заканчивается стихотворение?
Стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.
Иллюстрации к стихотворению «Размышление у парадного подъезда».
IV. Обобщение материала.
Учитель: у стихотворения «Размышления у парадного подъезда» интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. На ваших столах лежит эта история, написанная от первого лица. Прочтем ее.
Портрет А.Я.Панаевой
История создания стихотворения
Учитель: в течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.
Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу.
Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:
Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
Записать выводы в тетрадь.
VI. Подведение итогов
Тест по стихотворению «Размышления у парадного подъезда»
А1. Кто, по словам поэта, осаждал парадный подъезд в обычные, не торжественные дни?
1) важные лица
2) бродячие актёры
3) убогие лица
4) церковные служащие
А2. Кто не допустил мужиков на приём к владельцу роскошных палат?
1) полицейский
2) швейцар
3) сам вельможа
4) кухарка вельможи
А3. Чем занимался вельможа в тот момент, когда мужики пришли к его подъезду?
1) принимал министра
2) играл в карты
3) пил кофе
4) спал
А4. Как называет русского мужика автор?
1) сеятель и хранитель
2) пахарь и жнец
3) столяр и плотник
4) вечный труженик
Часть В
В1. Что мужики сделали в первую очередь, подойдя к парадному подъезду?
В2. В каком месте, по предсказанию автора, должны закончиться дни жизни вельможи?
Часть С
С1. Какое обвинение автор предъявляет власть имущим?