Записи учителя по занятию: Учитель координирует деятельность учащихся, консультирует, проводит наблюдение за работой в группах, направляет, в необходимых случаях помогает пассивным детям включиться в работу. Организационный момент. (5 мин.) Учитель создает условия для возникновения коллаборативной среды, нацеливает учащихся на плодотворную работу, которая позволит добиться хороших результатов для всех без исключения. Предлагает разделиться на группы с помощью стратегии «Конфет». Задание №1. (3 мин.) Учитель предлагает разработать правила работы в группе, которым должен будет следовать каждый учащийся и учитель. Ученики усаживаются за столы соответственно цвету конфет. Приступают к обсуждению и разработке правил работы в группе. Учащиеся могут записывать выдвигаемые правила на листах бумаги. Происходит заслушивание мнений от каждой группы и запись на общем листе бумаги: в «Своде правил работы в группе для учащихся 8 класса». Учитель предлагает оценить предложенные правила через стратегию «Большой палец». Этап побуждения. (5 мин.) В каких полушариях расположен Казахстан? (в сев и вост) Площадь РК составляет? (2724,9 тыс.км.кв) По величине территории Казахстан занимает в мире? (9 место) Численность населения РК составляет? (более 16 млн.чел) Протяженность республики с запада на восток? (3000км) Сухопутная граница Казахстана составляет? (12 тыс.км) Выявите особенности географического положения Казахстана. Найдите соответствие: Север А) Китай Юг Б) Россия Восток В) Кыргызстан Запад Г) Туркменистан Д) Узбекистан Задание №2. Учитель предлагает прочитать тему урока на доске (извлечение учащимися ключевых слов, понятий) и подумать о том, с какой целью учащиеся сегодня пришли на урок географии. Применение стратегии «Мозговой штурм». Учитель задает учащимся проблемный вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь переводить стрелки часов при переезде (перелете) из города в город или из страны в страну? С чем это связано? Почему в один и тот же час в разных городах часы показывают разное время? ( Ответ: это связано с особенностями географического положения территории. А именно, с большой протяженностью данной территории с запада на восток). Учащиеся предполагают: «Вероятно, что целью сегодняшнего урока будет выяснение, почему существует разница во времени на территории Казахстана. Учитель, основываясь на предположениях учащихся, корректирует их и формулирует цель урока. Комментирует удачные попытки учащихся в формировании цели урока. Стратегия «Словесная похвала». Этап осмысления. (25 мин.) Учитель указывает на необходимость творческого подхода со стороны учащихся в изучении новой темы, т.к. работа в группах предполагает неординарность и неоднородность в выполнении заданий. Применение стратегии «Верю- не верю». Цель: вызвать интерес к изучению темы «Разница во времени на территории Казахстана», создать положительную мотивацию самостоятельной работы на уроке. + «верю» - «не верю» Верите ли вы, что в каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в точках, расположенных на одном и том же меридиане? Верите ли вы, что границы часовых поясов проходят строго по меридианам? Верите ли вы, что удобно пользоваться местным временем ? Верите ли вы, что с вращением Земли связана естественная единица измерения времени – сутки и смена дня и ночи? Верите ли вы, что поясное время – это время в границах одного часового пояса ? Верите ли вы, что при проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны ? Задача №1 Определите время в Якутске и в Магадане, если в Астане? 12.00 часов.
Задача №2 определите время в Кызылорде, если в Актау 12.00. часов. Задание №3. На доске схема: 360 о за 24 часа 15 о за 1 час (60 минут) 1 о за 4 минуты Вопросы к классу: -За какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? - на сколько градусов поворачивается земля за один час? Учащиеся выясняют, что на одном и том же меридиане в каждой его точке от Северного до Южного полюса время одно и тоже. Это время называется местным. Учащиеся делают ВЫВОД: ВРЕМЯ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МЕРИДИАНЕ В КАЖДОЙ ЕГО ТОЧКЕ ОТ ПОЛЮСА ДО ПОЛЮСА НАЗЫВАЕТСЯ МЕСТНЫМ. Определение записывают в тетради!
Учитель предлагает решить задачу на определение местного времени. Решите задачу «Определить местное время во Владивостоке, если в Санкт-Петербурге полдень» Приемы учебной работы: 1) определить по карте географическую долготу городов Санкт-Петербург – 31 в.д., Владивосток 133 в.д. 2) вычислить расстояние в градусах 133 – 31 = 102 град. 3) Вычислить разницу во времени (102 град. = 6 ч.48 мин.) 4) Определить местное время во Владивостоке, если в Санкт-Петербурге полдень Владивосток находится восточнее Санкт - Петербурга, поэтому сутки во Владивостоке начнутся раньше 12 ч. + 6 ч. 48 мин. = 18 ч. 48 мин = около 19 часов Работа с текстом учебника. С. 15. Пункт «Декретное время». - Прочитайте данный пункт и скажите, что такое декретное время и есть ли оно в Казахстане? (Записать определение в тетради). |