СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноаспектный анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература). Занятия курса направлены на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков  определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.

Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разноаспектный анализ текста»

Элективный курс «Разноаспектный анализ текста». 9 класс

Галимова В.К.

Программа.

В учебно-тематический план включены темы по развитию речи, в основе которых лежит работа с текстами разных типов и стилей. Большое внимание уделено языковому анализу текстов.

Занятия курса позволят связать уроки русского языка и литературы и дают нашим учащимся возможность приобщиться к художественному слову.

Пояснительная записка.

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература). Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.

Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 9 класса.

1 часть содержит теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста, его языковом оформлении и средствах выразительности русского языка.

2-ая часть имеет практический характер, связанный с многоаспектным анализом текста.

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.

Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в текстах разных стилей, анализ текста, чтение и сопоставление текстов, беседа.

На занятиях курса систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Форма занятий:

1.Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.

2. Анализ художественных текстов.

3. Практикум.

4. Моделирование (создание) текста.

Формы контроля:

В школьной практике всё чаще используется комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим.

Комплексный анализ текста - удобная и экономная форма итоговой проверки знаний и умений учащихся.

Успешность усвоения курса оценивается в форме зачет/незачет (ученик обладает основными знаниями материала, овладел основными навыками и приемами работы).

Цели курса: расширить и углубить знания о законах языка, художественно-выразительных средствах; выработать навык работы с текстами, углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи; научить различным приёмам использования выразительных средств.

Задачи курса:

• научить учащихся производить разноаспектную характеристику текста (частичный анализ, полный анализ);

• формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

• совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем;

• совершенствовать речевую культуру учащихся;

• подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

• общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;

• грамматические нормы литературного языка;

• нормы произношения современного литературного языка.

Учащиеся должны уметь:

 указывать средства связи между частями текста;

 определить тему и основную мысль текста;

 определить тип и стиль речи;

 использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

 владеть устной и письменной речью;

 правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

 самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;

 работать с различными видами словарей

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Планируемый результат.

Учащиеся должны научиться:

• строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка;

• создавать тексты разных типов и стилей;

• редактировать текст;

• пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.

Содержание программы

1. Текст результат речевой деятельности. 2 ч.

Признаки текста.

2. Способы и средства связи предложений в тексте.2 ч.

Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы).

Морфологические средства связи (союзы, союзные слова, использование местоимений, наречий).

Синтаксические средства связи (параллелизм, вводные слова и предложения, неполные предложения, инверсия).

3. Тема, микротема, основная мысль. 1 ч.

Различие основных понятий.

4. Проблематика текста. 1 ч.

Проблема и её комментарий.

5.Стили речи. 3 ч.

Научный стиль.

Основные признаки. Особенности научно-популярного подстиля речи. Анализ текста научного текста.

Официально-деловой стиль. Стилевые черты. Общие признаки.

Разговорный стиль речи. Общие признаки. Языковые средства. Анализ текста разговорного стиля речи

Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля. Анализ текста публицистического стиля речи.

Художественный стиль речи, или язык художественной литературы.

Анализ текста художественного стиля.

6.От текста к постижению авторского замысла. - 1 ч.

Автор и его воплощение в тексте.

Авторская позиция, образ автора, лирический герой

Повторяем стили речи.

Анализ текстов публицистического стиля.

7.Средства художественной выразительности и их роль в тексте. - 1 ч.

Тропы и фигуры речи. Средства эмоциональной выразительности в текстах разных стилей речи.

8.Стилистические возможности языковых средств. - 1 ч

Стилистическая окраска слов. Экспрессивная лексика.

«О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Синонимы, антонимы, паронимы.

9. Как построить экзаменационное сочинение? - 1 ч.

Композиция сочинения.

Личностная оценка текста.

Читательское «Я» и способы его выражения.

Приемы написания вступления и заключения.

Практикум – 4 часа.

Учебно-тематический план.


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Навыки и умения

1

Текст – результат речевой деятельности

2

Изложение с творческим характером.

Умение создавать свой текст и излагать свою точку зрения

2

Способы и средства связи предложений в тексте.

2

Создание текста; конструирование разных способов связности в нем.

Умение видеть и объяснять способы связи предл. в тексте

3

Тема, микротема, основная мысль.

1

Наблюдения над текстом

Умение определять

тему, основные мысли текста

4

Проблематика текста.

1

Работа с текстами, определение проблематики.

Умение различать проблемы и их оценивать

5

Типы и стили речи.

3

Аудирование, распознавание стилей русского языка

Умение распознавать стилевые черты текстов

6

Урок-практикум.

Повторяем стили речи.

Анализ текстов публицистического стиля.

1

Анализ текстов разных стилей, мини-сочинение

Навык анализа текстов разных стилей и типов речи.

7

От текста к постижению авторского замысла

1

Анализ текста. Комментированное чтение.

Умение понимать замысел автора и его позицию.

8

Средства художественной выразительности и их роль в тексте.

1

Наблюдения над языковым составом, выполнение заданий тестов ГИА

Умение находить в текcте языковые средства

9

Стилистические возможности языковых средств

1

Работа с текстом, со справочной литературой, поиск языковых средств.

Умение выявлять стилистические языковые средства в тексте

10

Комплексный анализ текста

1

Характеристика стилевых черт, выявление языковых средств, анализ их функций

Умение производить анализ текстов

11

Создание собственного текста в устной или письменной форме

1

Конструирование высказываний (текстов), тренировочные упражнения.

Умение создавать свой текст

12

Выполнение задания С.

Практикум

1

Комментированное чтение, написание сочинения

Умение изложить свою точку зрения и аргументировать её

13

Анализ творческих работ учащихся.

1

Анализ ошибок

Умение объяснять ошибки в соответствии с нормами организации письменной речи


Всего

17





Литература:

1. Сенина Н.А.Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, 2008.

2.Борисова В.В., Дорожкина Т.Н. Сочинение по законам жанра текста и жанра. Уфа, 2001.

3.Книгина М.П., Коротченкова Л.В. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты к экзамену. Саратов, Издательство «Лицей», 2010.

4. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М. «Просвещение», 2002.

5. И.Б. Голуб. Упражнения по стилистике русского языка.: Учебные пособия для вузов. М.: Рольф; 1997.

6. И.Б.Голуб, Д.Э. Розенталь. Занимательная стилистика.- М.: Просвещение. 1988

7.Научно-методический журнал «Русская словесность». 2009-2010

8.Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». 2008-2010.

9.Пасичник И.В.Русский язык. 9 класс. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы.- Челябинск, 2008.

10.Альбеткова Р.И.Русская словесность.9класс. – М, 2001










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!