СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разнообразие горных пород"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока для 5-х классов по  теме "Разнообразие горных пород"

Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие горных пород"»

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: §21.«Разнообразие горных пород» (урок № 21 в теме «Земная кора»)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Метод: деятельностный

Форма работы учащихся: коллективная и групповая(в группах, в парах)

Примечание: парты в классе стоят буквой П, для лучшего деления на группы.

Цель урока (для учителя): сформировать знания о строении земной коры, научить различать горные породы поих происхождению и свойствам, развить умение работать с раздаточным коллекционным материалом, воспитать интерес к предмету.

Задачи урока:

Воспитывающая:формировать умения оценивать свою деятельность, коммутативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работать в группе.


Развивающая:тренировать умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы;продолжить формировать опыт самостоятельной работы в парах.

Обучающая:  сформировать новые понятия магма, лава, глубинные и излившиеся магматические горные породы, осадочные (обломочные и глинистые, химические и органические) горные породы, метаморфические горные породы, дать первоначальные сведения о зависимости свойств горных пород от их происхождения, объяснить суть круговорота горных пород.

Планируемые образовательные результаты:

личностные результаты обучения:

  • осознание целостности природы;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории (например, профессии геолога) в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • образовательные результаты – овладение географическими знаниями, умениями и навыками, их применение в различных жизненных ситуациях.

Предметные результаты обучения:

  • различать горные породы и минералы, процессы и явления, в результате которых они образовались,знать простейшую классификацию горных пород и минералов;

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные универсальные учебные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивныеуниверсальные учебные действия:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

коммуникативные универсальные учебные действия

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

личностные универсальные учебные действия

  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Техническое оборудование: интерактивная доска, презентация, мультимедийное пособие к учебнику, схема круговорота горных пород, набор горных пород, раздаточный материал, интернет.



Название технологических этапов урока, их содержания


Ход урока

время

1.Мотивиро-вание технологических этапов урока, их содержание

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. отметить отсутствующих

Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке (Ответыизучали внутреннее строение Земли; узнали, что такое мантия, ядро, земная кора; узнали, из чего состоит земная кора, познакомились с новыми понятиями горные породы и минералы.) Но проверять как вы усвоили материал будем не устно, а письменно. На столах лежат карточки с заданиями. Не забудьте подписать.

5мин

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Постановка вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и подумайте о чем оно

Интересно, знают дети, что такое самоцветы?

На Урале, проживая, знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень самоцвет.

Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир.

Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины,

Это главный камень - яшма - сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор - красота Уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер.

На закат похож гранат, на восход похож агат,

Эти камни в ожерельях силу солнышка таят...

Ну, ваши предположения о чем это стихотворение? (о разных камнях, самоцветах, о минералах).слайд1

А ведь на Земле очень много разных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм.

Задает вопрос:

С какими понятиями мы с вами знакомились на предыдущем уроке, которые определяют понятие камни? (горные породы и минералы)слайд2 вспомним материал прошлого занятия, прочитайте что написано на слайде. Слайд 3





Задает вопрос:

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, которая позволит нам попытаться разгадать некоторые тайны камней? (Разнообразие горных пород) (Слайд №4)для этого скажите пожалуйста что объединяет стихотворение и эти определения? (их разнообразие)



Мы с вами говорили что земная кора состоит из горных пород, а горные породы из минералов

Например, гранит состоит из: кварца, шпата, слюды

Учитель демонстрирует гранит, кварц, шпат (серый и красный) и слюду.


5мин

3.Выявление места и причины затруднения

на столе лежат экземпляры горных пород. На какие группы их можно разбить?

Какое у вас возникло затруднение?

Сформулируйте Ваши затруднения.

( Я не могу их разбить на группы, так как я не знаю, какие есть горные породы по происхождению.) слайд 5

3мин

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Какова будет цель нашего урока?

Узнать, какие бывают по происхождению горные породы. (Классификация по происхождению)

Какими способами вы можете получить ответ на данный вопрос?

(Воспользоваться учебником, справочником, книгами, интернетом)

Предлагаю вам самостоятельно выяснить, какую классификацию имеют горные породы по своему происхождению, используйте учебник п. 20 с.78-79

Итак, у вас на столах есть карточки на которых дана схема (Слайд №6)

















Что мы будем делать:

1..Найдём в учебнике самую простую классификацию горных пород.

2.Заполним три больших окошечка данной схемы

3мин

5.Реализация построения проекта

(Работа в парах.) давайте продолжим работу с учебником и перейдем к п.21. ….

каждая пара получила свое задание. Ваша задача, работая с учебником дополнить в схеме только те части, которые прозвучали в вашем задании.

1 группа. Гранит

Происхождение: Магматическая горная порода (Слайд №7)

Образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы. Рассматривая гранит, мы видим, что он состоит из крупных кристаллов, достаточно твёрдая горная порода.

Примеры: габбро

2 группа. Базальт

Происхождение: Образуются из лавы. Лава – это магма, потерявшая газы. Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы

Примеры: пемза, обсидиан

3 группа. Известняк

Происхождение: Органические(образуются из разложившихся остатков растений и животных). Рассматривая, разные виды известняка мы увидели, что он состоит из мелких ракушек.

Примеры: торф, мел, каменный уголь.

4 группа. Гипс

Происхождение: химическое (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов)

Примеры: поваренная и калийная соли

5 группа. Глина.

Происхождение: Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур). Примеры: галька, гравий, валуны, песок, глина

6 группа. Мрамор.

Происхождение: Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого– превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов.

Пример: гнейс, алмаз, глинистый сланец, кварцит.

Каждая группа даёт отчёт о полученном результате. Проговаривая вслух полученный результат.

Показ слайда с таблицей образца

Горные породы





метаморфические

осадочные

магматические





Глубинные

Органические

Химические

Обломочные

Излившиеся









Учитель дополняет виды классификаций горных пород.

Существует классификация горных пород по составу: однородные, сложные.

По состоянию: сыпучие, твердые, вязкие, пластичные.

10мин

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задает вопрос. Вы теперь можете ответить на вопрос, какие бывают горные породы по происхождению?(Да можем.Они бывают магматические, осадочные, метаморфические).

Все ли осадочные породы образуются одинаково (Нет, есть горные породы, которые образуются из останков живых организмов – это органические; оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов - это химические; образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур – это обломочные)

Могут ли одни горные породы превращаются в другие? (Да могут, например метаморфические и обломочные. Магматические разрушаются – образуются осадочные обломочные, они в свою очередь могут превратиться и в метаморфические.

Например: из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Обращает внимание на стр. 83рис. 66 Схема «Преобразования горных пород». Задает вопрос-

Давайте подумаем, как будет называться наука изучающая камни?

Дает определение новому понятию минералогия.

3мин

физкультминутка

Вы хорошо поработали, давайте отдохнем. Руками покажем какое направление всегда показывают экватор и параллели, и потянемся. А сейчас покажем какое направление всегда показывают меридианы, и потянемся))))))




8. Включение в систему знаний и повторения

Предлагает отгадать загадки; определить какие горные породы вы отнесёте к осадочным, магматическим и метаморфическим.

Загадки.

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина - это осадочная обломочная ГП)

Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть - это осадочная органическая ГП)

Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль- это осадочная химическая ГП)

Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума- разума, не наберешься. (Мел - это осадочная органическая ГП)

Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. (Торф- это осадочная органическая ГП)

3мин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предлагает вспомнить тему урока и задачи урока, оценить меру своего продвижения к цели и успеха класса в целом, используя беседу с учащимися.

Какова была наша цель?

Вы открыли для себя загадки камня?

А могут ли одни горные породы превращаться в другие?

Какое новое открытие вы для себя сделали.?

Оцените свою работу в группе.

Выберите камень. ( даны карточки с названием камня)

Алмаз ( самый твёрдый) Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Гранит. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Мел. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь.

2мин

10.Домашнее задание

Домашняя работа: п.21 вопросы 6-8 стр.84

Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;

Индивидуальное задание. Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?».

2мин






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!