СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие кишечнополостных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала на тему «Разнообразие кишечнополостных» рассчитан на 1 час и проводится в 7 классе по программе и учебнику Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология». Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие кишечнополостных»



Районный дистанционный конкурс учителей

на лучшую методическую разработку

по предмету биология с использованием ИКТ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»













Тема урока:

«Разнообразие кишечнополостных»













Евсеева Надежда Михайловна,

учитель биологии

МБОУ «Челкасинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики




Номинация: урок с использованием ИКТ










с. Челкасы 2019 год.


Аннотация к уроку. Урок изучения нового материала на тему «Разнообразие кишечнополостных» рассчитан на 1 час и проводится в 7 классе по программе и учебнику Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология». Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока (для учителя):  раскрытие многообразия кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: научить различать различных представителей типа по рисунку и по описанию, осознать важность знаний о кишечнополостных как животных.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке зоологии, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы, умение оказывать первую помощь при получении ожогов медузами.

Планируемый результаты (для учащихся):

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знанаия в практической деятельности; осознание потребности и готовности к самообразованию.

Метапредметные: умение организовывать свою работу на уроке, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализзировать и отбирать нужную информацию; умение использовать таблицы, карты, схемы, ЭОР, ПК; умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе; умение ориентироваться в окружающем мире, строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Предметные: усвоение понятий: полип, медуза, жизненный цикл, чередование поколений, личинка, рифы, овладение умениями читать и составлять, таблицы, схемы, рисунки по разнообразию организмов и насыщенности ими природных пространств; развитие способностей делать выводы о роли кишечнополостных.


Форма организации учебной деятельности:

 групповая, фронтальная.

Оборудование: рисунки, кинофрагмент, физическая карта мира, раздаточный материал. презентация занятия.

Ключевые слова и понятия: полип, медуза, жизненный цикл, чередование поколений, личинка, кораловые рифы.


План урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Актуализация опорных знаний учащихся.

4.Изучение нового материала.

5.Закрепление знаний учащихся

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание.


Ход урока:

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.


II. Проверка домашнего задания.

- Ребята! На последних уроках мы познакомились с кишечнополостными – самые низко организованные из числа настоящих многоклеточных животных.

Верны ли данные утверждения ( да, нет)?(проверочная работа)

  1. Кишечнополостные относятся к подцарству Простейшие.(нет)

  2. Кишечнополостные относятся к подцарству Многоклеточные.(да)

  3. Имеют двустороннюю симметрию тела.(нет)

  4. Имеют радиальную симметрию тела. (да)

  5. Исключительно водные животные (да)

  6. Среди кишечнополостных встречаются сухопутные виды.(нет)

  7. Двухслойные животные ( да )

  8. Трехслойные животные. ( нет )

  9. Имеют эктодерму, энтодерму и неклеточную мезоглею(да)

  10. У данных организмов впервые появляется нервная система диффузного типа. ( да)

  11. У данных организмов впервые появляется нервная система лестничного типа. (нет)

  12. У данных организмов впервые появляется дыхательная система (нет)

  13. Имеют кишечную полость (да)

  14. Имеют только ротовое отверстие. (да)

  15. Есть ротовое и анальное отверстие (нет)

  16. Впервые появилось кишечнополостное пищеварение.(да)

  17. Сохранилось внутриклеточное пищеварение(да)

  18. Характерно наличие стрекательных клеток(да)

  19. Среди кишечнополостных есть колониальные формы(да)

  1. Для большинства характерны две основные жизненные формы: полип и медуза(да)

III.Актуализация опорных знаний учащихся.

- Ребята! Мы с вами так много узнали о строении и образе жизни кишечнополостных животных.

- Как вы, думаете, а есть ли другие представители у типа кишечнополостных кроме гидры пресноводной? Послушайте стихотворение. О каком животном идет речь?

Что за зонтики смешные?
И ряды из них сплошные?
Они плавают в воде,
Тронешь их и быть беде.
Кроткий вид их - лишь обман.
Ядовитый в них дурман.
Любоваться ими можно,
Только будьте осторожны. (Ответ- медуза)

IV.Изучение нового материала.

Поселяются кишечнополостные на самых разнообразных грунтах, некоторые из них способны выносить значительное изменение солености морской воды, а отдельные виды проникли даже в пресные воды. Почти повсеместно они играют важную роль в образовании сообществ морских животных и растений. Познакомимся же поближе с этими интересными существами. Чтобы легче было разобраться в систематическом положении отдельных видов кишечнополостных, заполним таблицу, используя параграф13.

Составить и записать в таблицу характеристики классов кишечнополостных (работа с учебником)


Класс гидроидные

Класс сцифоидные

Класс коралловые полипы

Количество видов

2800

200

6000

Представители


Пресноводная гидра, португальский кораблик, парусник

Аурелия, корнерот, арктическая цианея, австралийская морская оса

Красный коралл

Среда обитания

Обитают в море, несколько пресноводных форм

Исключительно морские организмы

Исключительно морские организмы

Жизненная форма

Полипная и медузная

Полипная и медузная

Полипная

Наша схема показывает лишь деление кишечнополостных животных на три класса и ничего практически не говорит об их большом многообразии. Для того, того чтобы познакомиться с многообразием кишечнополостных и их значением в природе и жизни человека, совершим кругосветное путешествие. Конечно, только заочно! А чтобы мы могли точно представить, где находимся, воспользуемся географической картой мира, на которой будем отмечать остановки. А вы все участники научной экспедиции, и как в любой экспедиции необходимо фиксировать все новое и значимое.

Для работы по географической карте можно использовать динамические элементы – фигурки кишечнополостных, прикрепленных на булавки. Тогда ученик не будет только показывать место нахождения мореплана, но и отмечать при помощи этикеток места обитания тех или иных животных. Учащимся предлагается в ходе путешествия составить вопросы и отметить значение в природе и жизни человека.

- Кто мечтает совершить кругосветное путешествие? Торопитесь! Сейчас мы отправляемся в плавание по морям и океанам. Наш мореплан уже в пути. Мы приближаемся к дальневосточным морям.


Сообщение 1. Гидроидные полипы

Пока мы слушали рассказ о гидроидных полипах, наш мореплан оказался в Черном море. Ребята, посмотрите как здесь много кишечнополостных животных. Некоторые из них являются украшениями подводного пейзажа, и без них невозможно представить животный мир Черного моря. Под водой замечаешь большое количество медуз.

 




Сообщение 2.Медузы.

Давно заметили, что некоторые животные чувствуют приближение шторма задолго до его начала: киты далеко уходят в море, чайки мечутся в воздухе, а медузы прячутся в глубину. Это заинтересовало ученых. Было установлено, что при наступлении шторма возникают колебания воздуха от трения его о гребни штормовых волн, частота этих колебаний 8 – 13 раз в секунду. Очевидно, медуза слышит голос моря и прячется. Инженер Б. С. Иванов и врач Г. Новинский заинтересовались, нельзя ли на этой основе построить прибор для предсказания шторма. Оказалось, что слуховая полость может то сжиматься, то разжиматься, настраиваясь в резонанс с голосом моря. Пользуясь подсказкой природы, изобретатели сконструировали электронный аппарат – вестник шторма. Он помогает узнавать о приближении шторма за 12 часов, может предсказывать грозы, шквалы, тайфуны и ураганы.

- Ну что ж поплывем дальше. Не знаете ли вы, какое море самое синее? Ну, конечно Средиземное. Нет ли для нас здесь чего - не будь интересного? Есть! Стоп машина! Чем заняты эти люди в шлюпках? Они опускают в воду, какие то сложные и неуклюжие приспособления не то из палок не то из бамбука. Зачем? Никто не знает? 

Просмотр кинофрагмента «Коралловые полипы».

Последний пункт нашего плавания – берега Австралии. Но что это? Мы попали в подводные заросли. Самый тихий ход! Коралловые рифы! Они очень часто мешают судоходству. А раньше являлись причиной кораблекрушения Все многообразие построек, создаваемых кораллами можно разделить на несколько основных типов. Различают береговые рифы, расположенные непосредственно по берегам островов или материков, барьерные рифы, отступающие от берега на некотором расстоянии, и атоллы – кольцеобразные коралловые острова. Пока не удалость подсчитать общее количество атоллов. Только в составе Мальдивских островов их 1190.

Сообщение 3. Коралловые рифы.

Самое большое сооружение, построенное крохотными умельцами,- Большой Барьерный риф. Он протянулся на 2000 км вдоль северо-восточного побережья Австралии. Его ширина до 150, а высота – 2км. Видимо, море в этом районе было мелководным, а потом дно опустилось, но это происходило так медленно, что риф успевал подрастать. Общая площадь всех известных рифов равна 27 миллионам квадратных километров, из них 8 миллионов острова. Из них мог бы получиться материк чуть крупнее Австралии.

Вот и подошло к концу наше плавание. Мы побывали во многих местах и узнали не мало интересного о кишечнополостных животных. Живут они преимущественно в морях, очень разнообразны по внешнему виду, форме, образу жизни, часто ярко и пестро окрашены.


V.Закрепление знаний учащихся

Задание 1. Используя полученную информацию на уроке, текст учебника и записи в тетрадях сформировать вывод о большой роли кишечнополостных в природе и жизни человека.

1) Хищники. Питаются мелкими животными – рыбой, ракообразными, регулируют их численность в природе; являются компонентом цепей питания морских сообществ.

2)Симбионты.

3)Мадрепоровые кораллы создают рифы. Образуют вместе с растениями своеобразные сообщества - сообщества коралловых рифов.

4)Скелет красного коралла используются для изготовления украшений и сувениров.

5)Коралловые рифы мешают судоходству.

6)Скелеты колониальных коралловых полипов применяют для получения извести, используют в строительстве.

7)Могут служить лабораторными животными.

8)Могут вызвать отравления.

Задание 2. Составьте синквейн к словам: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые (по группам)


VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия

  • Я хорошо усвоил, что………………

  • Теперь я смогу сам и научу других…..

  • Меня удивило, что……………….

  • Мне пригодится в дальнейшем…..

- Оценить учащихся.

VII.Домашнее задание.

§14 читать, записать в тетрадь вывод о значении кишечнополостных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!