Урок 4. 6 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ______________
Тема: Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение «является элементом множества» Отношения между множествами.
Цели урока:
Образовательные:
- создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами»;
- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.
Развивающие:
- развивать навыки решения задач;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность,
дисциплину, наблюдательность;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать умение слушать других
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
объект;
отношение;
имя отношения;
множество;
круги Эйлера.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие. Пожелание ученикам творческих успехов и хорошего настроения. Настрой детей на ситуацию успеха.
-
Проверка д\з
Рабочий стол, ярлык, папка, файл, имя файла, типы файлов, документ, размер файла.
-
Изучение нового материала.
Слайд 3- записываем в тетрадь
Я предлагаю вам прочитать высказывание на доске: Отношение – это определенная связь двух и более объектов.
Пользуйтесь образцами, которые есть у вас на партах на желтом листочке.
- «Иван - сын Андрея»;
- «Эверест выше Эльбруса»;
- «Винни Пух дружит с Пятачком»;
- «21 кратно 3»;
- «Кострома такой же старинный город, как и Москва»;
- «один байт равен восьми битам».
Давайте обсудим наше высказывание, какие отношения вы увидели.
Вы, наверное, уже догадались, что многие объекты каким-то образом связаны между собой. Такие связи можно назвать отношениями.
Отношения объектов, могут быть какими?
На данном уроке мы познакомимся с видами отношений объектов.
Записываем в тетрадь
Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Земная поверхность – на уроках географии, растительный и животный мир – на уроках биологии, прошлое человечества – на уроках истории, количественные отношения – на уроках математики, принципы работы некоторый технических устройств – на уроках физики.
В информатике – это информация, информационные процессы, алгоритмы, исполнитель, компьютер и мн.др. Вот видите, сколько различных отношений существует в нашей жизни.
А что такое объект и множество?
Объектами изучения в информатике являются информация, информационный процесс, алгоритм, исполнитель, компьютер, включая его аппаратное и программное обеспечение. Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Множество — это набор каких-либо объектов, которые называются элементами этого множества. Например: множество школьников, множество машин ...
Мы уже рассмотрели виды отношений объекта, а также выяснили, что отношения могут быть между множествами объектов.
А сейчас мы с вами узнаем, какие отношения между множествами существуют, а также познакомимся с кругами Эйлера.
Работаем с видами отношений множеств.
1 группа отношений множеств: Отношения, связывающие два множества объектов.
Графически множества удобно представлять с помощью кругов, которые называют кругами Эйлера. Если множества А и В имеют общие элементы, т. е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются.
Пример. Пусть А — множество электронных писем, В — множество писем на русском языке. В пересечение этих множеств попадают все электронные письма на русском языке.
2 группа отношений множеств: Отношения, не связывающие два множества объектов (Множества не пересекаются)
Пример. Пусть А — множество компьютерных устройств ввода информации, В — множество устройств вывода информации. Эти множества не имеют общих элементов.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В — подмножество А
3 группа отношений множеств: Множество В является подмножеством множества A
Пример. Пусть А — множество учеников, В — множество шестиклассников. Множество шестиклассников является подмножеством множества учеников.
4 группа отношений множеств: Отношения множеств равны
Если каждый элемент множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.
Пример. Множество пальцев на левой и правой руках.
-
Первичное усвоение новых знаний.
Задание. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.
-
Понятия: игрушка, пароход, ракета;
-
Понятия: конструктор, крыло ракеты, игрушка;
-
Понятия: игрушка, иллюминатор, пароход;
-
Понятия: игрушка, конструктор, магазин, заводная игрушка
7. Анализ и содержание итогов работы. Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой? Где на практике реально мы можем встретиться с отношениями объектов и множеств? Итак, какие виды отношений вызывают затруднение?
Спасибо за урок. До свидания!
Домашнее задание.
- Выучить виды отношений объектов и их множеств. Группы отношений множеств.
- Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.
Понятия: птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист.