СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.»

Класс 7

Урок № 

Тема: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Цель: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового с элементами закрепления знаний)

Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.

Форма организации урока: беседа, игра в ассоциации, игра – викторина, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения: игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.

Организационная структура урока :

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Беседа.

Вопросы к обучающимся:

1. Каковы особенности строения голосеменных растений? Почему так назван отдел?

2. Приведите примеры голосеменных растений.

3. Назовите особенности строения хвойных.

4. Опишите процесс размножения сосны.

III.Сообщение темы и задач урока.

Тема урока: «Голосеменные растения».

У: Так вот сосна и близкие ей растения ель, кедр имеют название «голосеменные». А почему они имеют такое название нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Голосеменные растения». (запись темы урока в тетрадь). Кроме этого сегодня на уроке мы познакомимся

У: На уроке мы узнаем:

1. Почему эти растения называются голосеменными.

2. Познакомимся с общими признаками голосеменных растений на примере сосны обыкновенной и ели.

3. Узнаем, какое значение голосеменные растения приносят природе и человеку.

      IV.   Изучение нового материала.

У. С какими группами растений вы знакомились раньше?  

Д.Мхи и папоротники.

У: Ель и сосна — наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

У. Рассмотрите их внимательно.

Сейчас мы с вами проведём исследование и выясним, чем отличаются голосеменные растения от изученных нами ранее групп.

 «Изучение строения голосеменных растений».

У: приступаем к «Изучению строения голосеменных растений».

1. Какой стебель у сосны и ели: травянистый или деревянистый?

2. Есть корневая система  у сосны и ели?

3. Есть у этих растений листья?

4. Во что видоизменились листья?

5. Есть у сосны и ели цветы?

6.Где  образуются семена у этих растений?

У: Главное отличие этих растений от цветковых, то что у них нет цветков. Их семена развиваются не в плодах, а в шишках.

Шишки – видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи.

этих растений семена не прикрыты стенками плода.Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые.Отсюда и название отдела растений - голосеменные.

Голосеменные слово сложное и состоит из двух основ «голое» и «семя». Слово семя является исконно русским.  

Рассказ учителя о представителях хвойных растений.

Ель. Стройные вечнозеленые теневыносливые деревья, высотой до 60 – 90 метров. Хвоинки ели короткие, расположены на побегах одиночно. Живут хвоинки до 8 лет. Ель требовательна к влажности и плодородию почвы, в частности, она нуждается в высоком содержании в почве органики. Ее корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели чаще выворачиваются с корнями во время бури. Отдельные представители ели живут до 500 – 600 лет.

Пихта сибирская. Достигает в высоту до 40 метров. Пихта поражает своей конусовидной кроной и темно – серым стволом. На ее ветвях расположены удлиненные, как свечки, женские шишки.

Лиственница. Отличается от многих хвойных тем, что ежегодно сбрасывает листья осенью. Этим и объясняется устойчивость лиственницы к загрязненной атмосферы больших городов.

Можжевельник. Низкорослые стелющиеся вечнозеленые кустарники или небольшие деревца. Ветви этих растений густо покрыты игольчатыми или чешуйчатыми темно зеленными листочками. Характерный признак можжевельника – сочные женские шишки, созревающие на протяжении 2 лет. Во время созревания такая шишка чернеет и внешне напоминает ягоду смородину. Поэтому такие шишки часто называют «шишкоягодами» (хотя с настоящими плодами они не имеют ничего общего).

А какой воздух в хвойных лесах? Он практически стерилен благодаря фитонцидам – особые летучие вещества убивающие болезнетворные микроорганизмы, способствуют обеззараживанию воздуха.

Работа с учебником «Разнообразие хвойных» страница 48.

- Перечислите представителей голосеменных.

- Сколько классов включает отдел?

- Перечислите семейства каждого класса.

Игра « Третий лишний ».

Ель, араукария, сосна (араукария – семейство Араукариевые, класс Хвойные)

Можжевельник, сосна, туя (сосна – семейство Сосновые, класс Хвойные)

Пихта, лиственница, саговник (саговник – класс Саговниковые )

Кипарис, секвойя, гинкго (гинкго – класс Гинкоговые)

Мы познакомились с классами голосеменных растений. Узнали как они выглядят, как используются. Дополним полученные знания.

Работа с учебником страница 49 «Значение хвойных лесов».

- Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения хвойных лесов.

Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях (демонстрация пены для ванн, зубной пасты, туалетного мыла «Лестной бальзам»).

Физкультминутка.



IV. Закрепление знаний и способов действий.

Творческие задачи.

1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

2. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?

3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

4. Как то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов. (ель, сибирская сосна)



Игра - викторина «Хвойные растения».

Я читаю описание хвойных растений, их применение, попробуйте выяснить какому растению соответствует данное описание.

1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивые растения. Дает хорошую строевую и поделочную древесину из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная).

2. Крупное дерево до 50 метров с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная).

3. Светолюбивое дерево, образующие светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская).

V. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VI. Домашнее задание.

Параграф 18, стр. 48 – 49, подготовте реферат 2-3 листа «Голосемянные»