СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В этой статье вы узнаете о разнообразных психолого-педагогических технологиях, используемых на уроках русского языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе».»

9



«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе».

Захарова Татьяна Витальевна-

учитель начальных классов МБОУ

«Школа №20» г. Нижнего Новгорода.


Уже десять лет я работаю в специальных коррекционных классах, где учатся дети с функциональными нарушениями зрения.

Анализ контингента учащихся с позиций здоровья позволяет сделать вывод, что подавляющее число детей, кроме зрительных заболеваний, имеет целый ряд сопутствующих болезней и других отклонений в развитии. В СКК учатся дети с разными диагнозами по нарушению зрения: снижение остроты, поля зрения, аномалии бинокулярности, цветоразличения и др. В связи с нарушением зрения страдает психическое развитие (нарушены ощущение, восприятие, представление об окружающем мире, мышление, речь и др.), а также и физические процессы (координация движений, ориентировка в пространстве, формирование осанки и др.) Для СКК существуют целый блок коррекционных программ. Проводятся коррекционно-развивающие занятия. При проведении уроков необходимо соблюдать офтальмологические требования. Учителю необходимо создавать на уроке коррекционно - развивающую среду. Можно выделить три направления этой деятельности:

1 Коррекция психического развития.

2 Коррекция физического развития.

3 Коррекция функций зрения.

Своим подходом к процессу обучения письму программа О. Л. Соболевой дает большие возможности для создания коррекционно-развивающей среды на уроке. Задача учителя довести учебно-познавательный процесс до формирования адекватных представлений и понятий у слабовидящих учащихся и компенсировать нарушенное зрение.

У О. Л. Соболевой задействован двуполушарный стереоскопический подход к обучению русскому языку, что особенно важно для слабовидящих детей. В классе коррекции IVвида в среднем около 20%-30% детей - левополушарные и около 70-80%- правополушарные дети. Для этих учащихся учебниках важно, чтобы подача учебного материала опиралась на наглядно-образное мышление!

В каждая тема, каждое понятие помещается как бы в точку пересечения двух «лучей» - логического и образного. Возникает что-то вроде объемного (стереоскопического) видения. В этом случае в выигрыше оказываются как левополушарные дети, так и правополушарные. Этот подход, по убеждению О. Л. Соболевой, помогает левополушарным расширить свои возможности и «увидеть мир своим правым полушарием мозга». Что же касается правополушарных детей, то есть таких, каких в СКК большинство, то они, наконец, перестают быть дискриминированы в учебном процессе. Детям становится легко учиться. Логический «луч» в учебнике - это не только алгоритмы, схемы, выводы, но не в меньшей степени и анализ образного материала - метафорических рисунков и текстов. Когда мы этот образный материал воспринимаем, активно работает правое полушарие, но когда дети пытаются разгадать ассоциации автора учебника, требуется большая аналитическая работа левого плушария.

Приведем пример. Изучение глагола в 3 классе. Тема: « Начальная (неопределенная) форма». Начальная форма изображена художником в виде цветного размытого пятна. Неопределенным в нем является все: форма и цветовая гамма. Именно, благодаря необычности образа, ребятам легко должна запомниться эта форма глагола. Работает образный «луч» мышления. Под рисунком помещены вопросы автора:

1. Почему на этом рисунке такие краски?

2. Почему такая странная форма?

Вот и включается в работу «лучик» логического мышления.

Преподавая русский язык по этой программе, можно легче корригировать психическое развитие детей с нарушением зрения. Коррекция может осуществляться на следующих принципах, которые работают в учебнике: добровольности, легкости и доступности учебного материала, сказочной сюжетности, принципе «Я- концепции».

Принцип добровольности прослеживается особенно ярко в психологических установках перед выполнением учебных упражнений. Установки формулируются особым образом, нетрадиционно: « Если есть настроение, перепиши», «Спиши эти три текста. Или два. Или хотя бы один», « Постарайся списать без ошибок», « Перепиши и заполни пропуски. Больше ничего». Иногда формулировки напоминают детскую зазывалку: «Давай напишем диктант». Или вызов: « Просто перепиши восемь слов без ошибок. Сможешь?», или разрешение: « Это можно переписать». Подобными установками снимается комплекс сложности учебной задачи. На уроке создается атмосфера естественности, раскованности, снимается утомление, страх перед выполнением задания.

Хочется отметить еще одну особенность этого учебника. Как говорит сам автор, не заметить ее довольно трудно, поскольку она «отрицательная». В учебнике нет ни одного задания, ни одного указания, которое заставило бы детей что-нибудь заучивать, зазубривать, запоминать. И это может быть самое показательное. Истинное обучение идет не через механическое запоминание, путем ежедневной зубрежки, а через обычный опыт положительного эмоционального переживания событий, размышлений, разговоров по теме урока.

Покажем это на примере. Урок в 3 классе. Тема: «Какого вида бывают глаголы?» В этой теме обыгрываются два значения слова «вид»:

1 Вид - в значении внешнего вида человека: совершенный и несовершенный.

2 Вид – как грамматическая категория глагола (совершенный и несовершенный).

Этот прием способствует личному восприятию детей нового понятия « вид глагола». Любое слово в первый момент воспринимается ребенком в том значении, которое ближе к реальной жизни. Дети, воспринимая эту информацию, эмоционально переживая ее, быстрее усваивают значение новых грамматических понятий своей речи, терминов, активно используют их в дальнейшем.

Задания учебника и тетрадей внушают ребенку с ослабленным зрением уверенность в своих силах, убирают тревожность, нерешительность. « Это упражнение легкое. А это не просто легкое, а очень легкое. А это - совсем легкое» - комментирует автор. Необычная формулировка тем, названия правил тоже создает ощущение легкости: « Твердый знак в бумажной лодочке», «Кто под шапкой неслышимкой?», «Суффикс звучит загадочно» снимают у детей напряжение перед знакомством с новым материалом.

В учебнике работает принцип «Я- концепции». Ребенок принимает позицию: «Я работаю с правилом, потому что я хочу», «Я вставляю буквы в окошечки - я хочу!»

Психические нарушения у детей, такие как плаксивость, агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества, корригируются с помощью сказочного сюжета учебника. Сказка, фантазия, игра близка ребенку по мироощущению. Подавляющее большинство фантастических и сказочных историй, сочиненных ребенком, также имеют компенсаторскую функцию. А это очень важно для его дальнейшее развития.

«Если мы начнем новый учебник со сказки, значит, мы это понимаем и для ребенка это хорошая примета» – пишет автор. Открывая учебник первого класса «Радуга Речи» мы сразу попадаем в сказку! Вот и первый сказочный герой – джинн Фаня. Это с ним, таким же наивным, неумелым, как и сами дети, ученики будут развивать свою речь, и учиться писать свою первую книжку. Совсем не страшно им будет идти к этой цели вместе с джинном.

На уроках русского языка в последующих классах идет развитие принципа сказочной сюжетности. На уроках учит не сам учитель, а умный персонаж Мудрейкин. Учатся дети вместе с зеленым забавным человечком с другой планеты, Глазастиком. Через сказку вводятся новые темы, закрепляется пройденный материал. Сказка создает устойчивый эмоциональный, познавательный интерес на уроке.

Методика О. Л. Соболевой с первых уроков развивает способность детей сочинять сказки. Они их и сочиняют: сюжетные и грамматические.

Как произошел гром!

Туча нашла барабан. И как стукнет пальчиками по нему! Хорошо, – сказала Туча,– теперь я буду предупреждать всех таким сильным звуком, что я буду надвигаться.

И когда туча надвигалась, она стучала изо всех сил в барабан. Все прятались в свои укромные местечки.

Шел дождь, сверкала молния, но все были в безопасности!

Эту сказку написал ученик второго класса Федор М. при изучении темы «Предложения бывают разные». Направленность этой сказки на предупреждение чувства страха, тревоги.

Следующая сказка написана им же, но уже в третьем классе при изучении темы «Склонение имен существительных».

Лес склонений!

Придешь в лес – не зевай! Ходи по тропинкам, да на таблички поглядывай! Коли первого ты склонения – в березовый лес тебе надо. Второго – в дубраву шагай. Если третьего ты склонения – лиса хитростью возьмет, волк лапой выбросит, а лань добрым словом отведет!

Сказка показала глубокое осмысление учеником учебного материала. Навряд ли он в дальнейшем будет делать ошибки в определении склонений.

Определенной канвой в учебнике идет рубрика «Твое внеклассное чтение». В нее включены сказки, которые дают возможность не только глубже осмыслить то или другое грамматическое понятие, но еще раз повторить пройденный материал.

Так в сказке «Когда скучать не скучно» (3 класс) ведется разговор о виде глагола. Вид глагола - сложная тема, и сказка помогает ребятам в этой теме освоиться. Кроме того, она вызывает интерес и удерживает внимание на нужном материале. Вот какую новую информацию можно почерпнуть из этой сказки:

  1. Глагол может обозначать не только действие предмета, но и их состояние.

  2. Глаголы совершенного вида обозначают завершение действия.

  3. Глаголы совершенного вида имеют форму прошедшего, либо будущего времени.

Проводя урок в СКК 4 вида, я всегда помню, что мои ученики – это дети с функциональными нарушениями зрения. Для них очень важно избегать утомления, выдерживать щадящий режим письма, учитывать темповые нагрузки. На уроке необходимо обеспечивать условия для здорового созревания физиологических систем школьника, особенно зрительного анализатора. В процессе обучения на него приходится до 80-90% нагрузки.

Скорость выполнения заданий у детей с ослабленным зрением в два раза ниже, чем у здоровых детей. Такие дети быстрее утомляются и теряют работоспособность. Если педагог не учитывает это и предлагает ученикам необоснованно высокие темпы учебной деятельности, не соблюдает щадящий режим письма, то все выше перечисленное может привести к расстройству здоровья и другим негативным результатам.

В структурном построении урока в СКК обязательно предусматривается чередование зрительной, тактильной работы школьников со слуховым восприятием учебного материала. Письмо и чтение должно перемежаться с устной беседой, рассказом, прослушиванием учебных фонозаписей.

На уроке необходимо проведение двух-трех физкультминуток со зрительной гимнастикой.

Программа О. Л. Соболевой освобождает от всего того, что длинно, скучно и монотонно в процессе формирования орфографического навыка. В программе заложен «экономический» принцип подачи практического материала. Авторские тексты помогают сделать упражнения насыщенными орфограммами и грамматическими заданиями, чтобы не писать много! Объем же написанного набирается за счет творческих работ - сочинений, изложений, рассказов, сказок. Дети придумывают подписи к рисункам в рабочих тетрадях на печатной основе, сочиняют и издают собственные книжки, почти как в настоящем издательстве. Они пишут письма персонаж ам учебника и

рных словЭкономит даже ведут личные дневники. время на уроке ассоциативный способ запоминания слова. Слово «лестница». Ассоциативная привязочка: « Под лестницей сидит черный кот». Слово «праздник». Ассоциативная привязочка: « На празднике дарят подарки».

Очень ярок для примера осуществления на уроке принципа щадящего письма – пример фонетического разбора во 2 классе. Заключается он в том, что в обычном виде для семилетнего ребенка он бесконечно скучен, и, стало быть, неприемлем. Поэтому школьники на уроке собирают цветные лепестки и дарят их звукам: гласному звуку – зеленый лепесток, согласному – синий; ударному гласному – красный, безударному – розовый. У согласного звука тоже свои цветовые характеристики.

а учителю сменить ученикам зрительную и тактильную нагрузку на слуховую. По этим рисункам каждый ребенок может В учебнике очень много рисунков-метафор, которые помогают детям запомнить орфографическое правило, осмыслить грамматическое явление языка, по-своему еще раз озвучить пройденное правило, придумать и рассказать для одноклассников грамматическую сказку или историю. Тема: « Суффиксы инфинитива». История, рассказанная ребенком.

Жили-были два брата суффикса: « ть» и «ти». Каждый день они ходили на работу в глагол начальной формы « Инфинитив». Суффиксы поддерживали основу глагола. Сами никогда в нее не входили. Так было нужно!

На уроке русского языка есть что читать. Особой нитью в учебнике проходят сюжетные рассказы.На уроке есть и что слушать. Сказки из книги «Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным» дети с удовольствием слушают со звуковых файлов в эмоциональном исполнении самого автора.

Дети, для которых очень важна коррекция личностных качеств и формирование навыков общения, на уроках имеют возможность разыгрывать сценки, заучивать и выразительно читать стихотворения, делать презентацию своих творческих работ.

На уроке по программе О. Л. Соболевой можно рисовать! Образность, ассоциативность подачи нового материала, запоминание словарных слов очень хорошо ложатся на детские рисунки. На уроке можно нарисовать образ латинского слова «Инфинитив» в виде узора на окне с причудливыми закорючками. Закрыть глаза и представить, как мороз за окном скрипит: тив-в-в! Можно нарисовать глаголы. Например: цвести и расцвести, падать и упасть, искать и найти. Да так, чтобы на рисунке был виден вид глагола. При запоминании словарного слова «песок» я раздаю детям листочки, на которых дети рисуют озеро, рябь песка и следы, похожие на букву «е». Кто их оставил на песке? Ученики могут отдохнуть и придумать сказку.

На вопрос: « Что вы хотите от школы больше всего?» родители отвечали в такой последовательности: здоровья, современных технологий, положительного настроя школьников на учебу.

Всем этим требованиям и отвечают учебники О.Л. Соболевой. Уроки русского языка по этим учебникам дарят детям доброту, легкость учения, непринужденность восприятия учебного материала, развивают такие психические процессы, как восприятие, память, наглядно – образное и логическое мышление. Это создает необходимые предпосылки для создания при изучении русского языка оптимистической установки, ясного, спокойного эмоционального состояния, доброжелательного отношения с миром, в котором мы живем. На вопрос анкеты: «На каком уроке ты чувствуешь себя более комфортно?» 50% учеников ответило - на русском. Я считаю - это хороший результат.





Захарова Татьяна Витальевна – учитель начальных классов МОУ СОШ №20 г. Нижнего Новгорода.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!