Разносклоняемые и несклоняемые имена существительных (5 класс)
Цели урока:
1.Образовательная. Формирование понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, определить признаки, по которым разносклоняемые существительные объединены в тип склонения.
2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического мышления, коммуникативных умений, навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности.
3. Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, его истории. Воспитание ответственного отношения к учению.
Оборудование:
мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.
Ход урока
1.Приветствие
— Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
— Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!
2. Актуализация прежних знаний
Проверим готовность к уроку. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. А теперь мы с вами немного поиграем.
Разминка: игра «Волшебный шар». Ученики бросают мягкий шар друг другу, называя имена существительные разных родов и чисел. Цель игры — активизировать знания детей и подготовить их к уроку.
В продолжение я предлагаю нарисовать на доске ментальную карту (mind map) про характеристики имен существительных с пропусками, чтобы школьники могли сами додумать, какие они бывают, как называются, что сказать и записать в пропусках.
3. Объяснение нового материала
Склонение – постоянный морфологический признак существительных. Существительные с одинаковыми падежными окончаниями в ед. и мн. ч. относятся к одному типу склонения.
Существует 3 типа склонений, к которым принадлежит основное количество существительных. На тип склонения указывает род и окончание существительного в форме Им. п. ед. ч.
Склонение | Род | Им. п. ед. ч. | Примеры |
1-е | женский | -а, -я | сестра, вишня |
мужской | старшина, судья |
2-е | мужской | – | поезд, вокзал |
средний | -о, -е | облако, здание |
3-е | женский | – | карусель, совесть |
Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я).
Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я.
Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него места!
На тип склонения имени существительного указывает только форма ед.ч. Если у существительного окончания только мн.ч., то тип склонения не определяется: сутки, шахматы, плоскогубцы.
Большинство существительных относятся к одному из трёх типов склонения, однако есть особые группы: разносклоняемые и несклоняемые существительные.
К особой группе разносклоняемых существительных относятся существительные среднего рода, оканчивающие на -мя (вымя, знамя, время, имя, бремя, пламя, семя, племя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Изменяясь по падежам (склоняясь) разносклоняемые существительные приобретают окончания 3-го и 2-го склонения.
Падеж | 10 сущ. на -мя | сущ. путь |
Им./В. п. | -я | – |
Р./Д./П. п. | -и | -и |
Т. п. | -ем | -ём |
Существительные на -мя во всех падежах, кроме Им. и В. п., имеют суффикс -ен-..
К разносклоняемым существительным относятся:
-
десять существительных на –мя.(не путать с окончанием!)
Но я не стану вам их просто перечислять, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
(бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);
Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)
Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
-
существительное путь.
Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.
Тут мы берем любое существительное на -мя (какое понравится).
Например, время.
И.п. – время.
Тут просто, основа врем, а окончание –я.
Ставим в Родительный падеж.
Р.п. – времени.
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. – времени
В.п. – время
Т.п. – временем.
П.п. – о времени
Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Физкультминутку сделаем вместе с разносклоняемыми существительными - выполняем следующие действия:
Размахивать знаменем
Разбрасывать семена
Согнуться под бременем
Почесать темя
Отправиться в путь
Громко назовём своё имя.
Существительные, имеющие одинаковую форму во всех падежах называются несклоняемыми. В основном несклоняемыми являются иноязычные существительные, оканчивающиеся на -е, -и, -о, -у, -ю: пальто, жюри, фламинго, метро, радио. Также несклоняемыми бывают фамилии женского рода, оканчивающиеся -о, -их, -ых или согласную (Коваленко, Белых, Войнич), сложносокращённые слова и аббревиатуры (ЮНЕСКО, США).
4. Закрепление материала
Задание А.
Поставьте разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах.
Бремя — _________________________________________
Племя — _________________________________________
Вымя — __________________________________________
Имя — ___________________________________________
Семя — __________________________________________
Стремя — ________________________________________
Путь — __________________________________________
Задание Б
Работа с упражнениями в учебнике
5. Итог урока
Работа в парах с тестом.
1. Найдите правильный ответ:
1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.
3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.
2. Укажите "лишнее слово":
1) домино;
2) окно;
3) пальто;
4) трико.
3. Укажите существительное женского рода:
1) авеню;
2) какаду;
3) кофе;
4) кашне.
4. У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?
1) в ателье – Д.п.
2) без пальто – Р.п.
3) по радио – П.п.
4) у табло – Д.п.
- Давайте проверим тестовую работу.
На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов. У вас должно получиться следующее число - 2212
- В чем различие неизменяемых и изменяемых существительных? (Изменяемые существительные склоняются, а неизменяемые имена существительные во всех падежах имеют одну и ту же форму.)
- Как можно определить число, падеж неизменяемых существительных? (Составить словосочетания.)
- А род таких имен существительных определяется по словарю и запоминается.
- К какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные? (Ни к какому, так как не изменяются.)
- В заключение хочу сказать, что таких слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова иноязычного происхождения. Их состав в настоящее время активно пополняется (евро – м.р.)
Домашнее задание: упражнение из учебника