СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разноспрягаемые глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Технология проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«"Разноспрягаемые глаголы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 42



Класс: 6 б

Предмет: русский язык

Учитель: Миленьких Елена Владимировна.

Тема: «Разноспрягаемые глаголы»

Тип урока: Открытие нового знания

Технология : проблемного обучения



Цели урока: образовательные — введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы», знакомство с особенностями склонения разноспрягаемых глаголов; обучение навыку отличать их от других глаголов; развивающие — развитие творческих способностей учащихся, умение работать индивидуально, в группах и пapax; воспитательные — формирование культуры речи, формирование умения правильно употреблять разноспрягаемые глаголы в устной и  письменной речи; учитывая особенности склонения разноспрягаемых глаголов.

Формирование следующих УУД:

Личностные:

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

Метапредметные:

А. Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью;

- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

Б. Информативные:

- сформировать умение читать схемы и не делать ошибок в окончаниях.

В. Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные:

А. Познавательные:

– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

- вспомнить определение глагола, как части речи, его морфологические и синтаксические признаки;

Б. Практические:

- сформировать умение правильно склонять разноспрягаемые глаголы;

- сформировать умение опознавать разноспрягаемые глаголы в тексте и научиться анализировать их.

КЭС ФИПИ: Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 6) шаги плана действий; 7) эталон.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) готовая таблица для справочника.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. Формирование положительной мотивации


Приветствие.- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, НО ОНА

спряталась среди ЭТИХ букв. Найдите тему.


ХКОРАЗФУНОУДОДСПКУРОКРЯТКАГАЕМЫШИЛЕ ФЁГФУЛАГОПИРЛЫ

Правильно. Запишите тему в тетрадь: Разноспрягаемые глаголы.

Новая тема непростая. Что нам нужно сделать? Построить правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− С чего начнём работаем вначале?

(С повторения знаний и умений, которые нам помогут открыть новое знание.) Повторим спряжение глагола . 

- Итак, приведите по 3 примера глаголов 1 спряжения, 2 спряжения, запишите их в свои тетради. (или рабочие листы).

-Какие глаголы имеют окончание в 3л. мн.ч. –ут.-ют, то какое спряжение?

-ат, -ят? Какое спряжение?

- Назовите глаголы – исключения 2 спр.

Определите спряжение глагола «слушает». Озвучьте алгоритм. В помощь – алгоритм определения спряжения (на экране слайд презентации и таблица в справочниках).


3. Пробное учебное действие.

1) Выполнение задания (Посмотрите на доску и выполните задание устно (задание на слайде презентации). Определите спряжения глаголов: Строить, Мерцать. Ненавидеть . Работать. Писать. Дышать. Подарить. Гнать.)


(Учащиеся, определяют спряжение глагола. 1 учащийся работает у доски\\индивидуальная работа).

Итак, мы повторили тему спряжение глаголов.)


2) Следующее задание на внимательность ( проецируется на экран):

\\Лингвистическая игра «Четвертый лишний»

Проспрягать эти глаголы, поставить их в форму 3 лица ед. и мн.ч.


Молчать, бежать, кричать, ворчать.

Смотреть, видеть, зависеть, хотеть

Читать, писать, умолять, дать

Спать, стоять, серебрить, есть


− Найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.


(Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме)

По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на слайде презентации должна быть запись:

Молчать, бежать, кричать, ворчать.

Смотреть, видеть, зависеть, хотеть

Читать, писать, умолять, дать

Спать, стоять, серебрить, есть


− Итак, что вы заметили?

(Все слова одной строки 1 или 2 спряжения, но одно из них к ним не относится.)

3) Выпишите эти слова в справочник: Бежать, хотеть, дать, есть.


- Почему появилось лишнее слово? Глаголы, которые подчеркнули, имеют окончания и 1, и 2 спряжений. Такое может быть? Проверим.

Выполним пробное учебное действие – проспрягаем эти глаголы.)


Ещё раз делаем вывод. ( Слова бежать, хотеть,дать, есть имеют при спряжении окончания 1 и 2 спряжений) (на экране таблица для проверки).


4) Задание на пробное действие.

− Списать и определить спряжение глаголов.

Хоч…шь, мечта…шь, ненавид…шь, пиш…шь, , понима…шь, смотр…шь, беж…шь.


− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать?

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (кто-то не смог обосновать свой ответ.)

5) Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Списать и определить спряжение глаголов.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных окончаниях.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Определение цели деятельности учащихся. (Какова же цель вашей деятельности? - Узнать правила написания гласных в окончаниях)

глаголов 1 и 2 спряжения.)

- Определение слова –помощника. (Приём «Летучка» - быстрое обсуждение в парах.

- Итак, какое же понятие вы будете использовать - окончание в глаголе «БЕЖАТЬ»)

− Уточнение темы урока. ( Разноспрягаемые глаголы.)

− Вывод. (Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? - На закономерность.)

5. Построение плана по созданию нового правила. \\ Работа в группах\ (Постройте план проекта по созданию нового правила. - Установить закономерность в данных окончаниях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных окончаниях. Создать эталон\Оформить памятку-эталон для справочника, отбирая нужную информацию из учебника и раздаточного материала (примеры разноспрягаемых глаголов и смайлики-напоминалки).)

По мере ответов на слайде появляется запись последовательность действий:

1.Глагол бежать разноспрягаемый

2. В 1-м,2-м,3-м лице ед.ч. ---окончания 2 спр.;

В 1-м, 2 –м, 3-м лице мн.ч. --- окончание 1 спр.


- Оформление памятки- эталона \\ Работа в группах\\Оформить памятку для справочника, отбирая нужную информацию из учебника и раздаточного материала (примеры разноспрягаемых глаголов и смайлики-напоминалки).

6. Реализация построенного проекта.

Установление закономерности (Итак, давайте установим закономерность: Глаголы хотеть и есть в единственном числе спрягаются по принципу первого спряжения, а во множественном числе – по принципу второго спряжения. Глаголы бежать, дать спрягаются по принципу второго спряжения, но в форме множественного числа третьего лица имеют окончание глагола первого спряжения.

Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в справочнике.

(готовые карточки для всех учеников, выполненные одним из учащихся дома, вклеиваются в справочник)



Разноспрягаемые глаголы

1-е л. ед.ч..

бегу

хочу

2-е л. ед.ч..

Бежишь (II спряжение)

хочешь (I спряжение)

3-е л. ед.ч..

Бежит (II спряжение)

хочет (I спряжение)




1-е л. мн.ч..

Бежим (II спряжение)

хотим (II спряжение)

2-е л. мн.ч..

Бежите (II спряжение)

хотите (II спряжение)

3-е л. мн.ч..

бегут (I спряжение)

хотят (II спряжение)




1-е л. ед.ч..

ем

дам

2-е л. ед.ч..

ешь

дашь

3-е л. ед.ч..

ест

даст




1-е л. мн.ч..

едим (II спряжение)

дадим (II спряжение)

2-е л. мн.ч..

едите (II спряжение)

дадите (II спряжение)

3-е л. мн.ч..

едят ( II спряжение)

дадут (I спряжение)


- Формулировка правила в устной форме.( А теперь в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: « Глаголы бежать…)

Ответы учащихся ( Глаголы бежать, хотеть, дать, есть – разноспрягаемые глаголы, так как эти глаголы имеют окончания 1 и 2 спряжения.)


7. Закрепление (слайд)

- Работа на закрепление умения применять правило о спряжении глаголов и разноспрягаемых глаголах

А) Вставьте пропущенные буквы и отметь тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е» (Единичный выбор).

а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;

б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;

в) дыш_м, ед_м, выбел_т, беж_шь.

Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании

Б). Распределите глаголы: I спряжение, II спряжение, разноспрягаемые.

Ценить, помнить, дышать, зависеть, носить, стелить, выпекать, цвести, помогать, сберечь, хотеть, бежать, дать, есть, лежать, ходить, сидеть, спать, жениться (Сортировка элементов по категориям).

Б) Найти разноспрягаемые глаголы в тексте. (У доски 3 ученика, каждый пишет по предложению, объясняет орфограммы, смысл предложений).


Коль хочешь радости Отчизне, трудись не покладая рук.

От себя не убежишь.

Мы не хотим войны.

8. Употребление разноспрягаемых глаголов. Культура речи.


Обратите внимание на глаголы есть и кушать. Это синонимы. Как синонимы они выступают с значением «принимать пищу, употреблять в пищу». Эти слова относятся к так называемым стилистическим синонимам. Есть и кушать различаются стилистически, их употребление (прежде всего, глагола кушать) регулируется определенными ситуациями речевого общения.

Как лучше сказать: кушать или есть? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»?


Запомните, как лучше говорить! (Запись в справочник). Можно оформить в виде записей (на слайде).

есть кушать



я, мы ты, вы, он, она, они


О себе:

Я хочу есть, я ем, мы будем есть, мы поедим.

Вежливо, приглашая других к еде:

Кушайте, пожалуйста.


9. Задание на дом: 1) выучить материал в справочнике (выучить разноспрягаемые глаголы), 2) тренировочные задания и материал на сайте:

http://sharam.ucoz.ru/index/sprjazhenie_glagola_raznosprjagaemye_glagoly/0-135


3) задание на платформе Uchi.ru (задания из упражнений учителя).

10. Рефлексия.

- Подведение итогов урока. Фронтальный, итоговый опрос.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (В русском языке есть разноспрягаемых 4 глагола: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ

- Какими особенностями они обладают? (при спряжении имеют окончания и I, и II спряжения)

- Оценивание учениками своей работы на уроке Поощрение учащихся за работу («Вы молодцы, хорошо работали на уроке, спасибо»).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!