СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ глаголы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ глаголы

Просмотр содержимого документа
«РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ глаголы»

Одиннадцатое апреля Классная работа РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ глаголы

Одиннадцатое апреля

Классная работа

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ

глаголы

Что мы знаем о глаголе?

Что мы знаем о глаголе?

Слитно или раздельно? Определите вид глаголов (Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать, (не) жила, (не) бойся, (не) взлюбил, (не) выучил, (не) доумевать, (не) годовать. С каким правилом написания глаголов вы работали?

Слитно или раздельно?

Определите вид глаголов

(Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать, (не) жила, (не) бойся, (не) взлюбил, (не) выучил, (не) доумевать, (не) годовать.

С каким правилом написания глаголов вы работали?

Обратите внимание на спряжение глаголов

Обратите внимание на спряжение глаголов

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.  Выделяют два типа спряжения. Глаголы І и ІІ спряжения различаются личными окончаниями .  Число Лицо Ед.ч. 1 ( я ) Глаголы  I спряжения 2 ( ты ) думаю Глаголы  II спряжения люблю 3 ( он, она, оно ) дума е шь Мн.ч. люб и шь дума е т 1 ( мы ) люб и т 2 ( вы ) дума е м 3 ( они ) люб и м дума е те люб и те дума ю т люб я т

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Выделяют два типа спряжения. Глаголы І и ІІ спряжения различаются личными окончаниями .

Число

Лицо

Ед.ч.

1 ( я )

Глаголы I спряжения

2 ( ты )

думаю

Глаголы II спряжения

люблю

3 ( он, она, оно )

дума е шь

Мн.ч.

люб и шь

дума е т

1 ( мы )

люб и т

2 ( вы )

дума е м

3 ( они )

люб и м

дума е те

люб и те

дума ю т

люб я т

Алгоритм определения спряжения глаголов Личное окончание глагола ударное? ДА НЕТ Определяем по гласной в окончании Ставим глагол в неопр.форму,  определяем по гласной в суффиксе - е м I спр. - е шь на – и ть  (кроме брить и стелить) + гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть - е те - е т - у т/- ю т - и м - и шь НЕТ II спр. - и те ДА - и т - а т/- я т IIспр. I спр.

Алгоритм определения спряжения глаголов

Личное окончание глагола ударное?

ДА

НЕТ

Определяем по гласной

в окончании

Ставим глагол в неопр.форму,

определяем по гласной в суффиксе

- е м

I спр.

- е шь

на и ть

(кроме брить и стелить) +

гнать, держать, дышать, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

зависеть, терпеть, вертеть, смотреть

- е те

- е т

- у т/- ю т

- и м

- и шь

НЕТ

II спр.

- и те

ДА

- и т

- а т/- я т

IIспр.

I спр.

«Четвёртый лишний» Рисовать Отдавать Накрывать Молчать

«Четвёртый лишний»

Рисовать

Отдавать

Накрывать

Молчать

Молчать – ІІ спряжение определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением.  Молч И м, молч И шь, молч И те, молч А т.  Рисовать, отдавать, накрывать – І спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глагола.

Молчать – ІІ спряжение

определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением.

Молч И м, молч И шь, молч И те, молч А т.

Рисовать, отдавать, накрывать – І спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глагола.

«Четвёртый лишний» Молчать Кричать Бежать Ворчать

«Четвёртый лишний»

Молчать

Кричать

Бежать

Ворчать

Бежать   он беж и т  но они бег у т окончание ІІ спряжения окончание І спряжения

Бежать

он беж и т

но

они бег у т

окончание ІІ спряжения

окончание І спряжения

Спряжение глагола бежать я бегу   ты беж и шь он беж и т  мы беж и м вы беж и те они бег у т II спр. I спр.

Спряжение глагола бежать

я бегу

ты беж и шь

он беж и т

мы беж и м

вы беж и те

они бег у т

II спр.

I спр.

Спряжение глагола хотеть я хочу   ты хоч е шь он хоч е т  мы хот и м вы хот и те они хот я т I спр. II спр.

Спряжение глагола хотеть

я хочу

ты хоч е шь

он хоч е т

мы хот и м

вы хот и те

они хот я т

I спр.

II спр.

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ - это такие глаголы, которые в разных формах имеют личные окончания, как І, так и ІІ спряжения.

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ - это такие глаголы, которые в разных формах имеют личные окончания, как І, так и ІІ спряжения.

Ох! Устал я. Хочу отдохнуть!    Физминутка!

Ох! Устал я. Хочу отдохнуть!

Физминутка!

Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе

Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе

Спряжение глаголов есть  и  дать я е м  да м  ты е шь да шь он е ст  да ст мы ед и м дад и м вы ед и те дад и те они ед я т дад у т

Спряжение глаголов есть и дать

я е м да м

ты е шь да шь

он е ст да ст

мы ед и м дад и м

вы ед и те дад и те

они ед я т дад у т

Являются ли такие окончания типичными для глаголов?  Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми .

Являются ли такие окончания типичными для глаголов?

Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми .

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните разноспрягаемые глаголы . Слабый ноч(?)ной свет чуть се …т(ся) сквозь темные стекла. Потерянного врем…ни (не) в…рот…ш(?). Ручеек б…ж…т среди камней журчит и ра…казывает чудес(?)ые ска…ки. Книги о пр…роде дадут вам понятие о пр…крас(?)ой ж…зни вокруг нас, которую мы часто (не) зам…ча…м и даже (не) хотим зам…чать.

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните разноспрягаемые глаголы .

  • Слабый ноч(?)ной свет чуть се …т(ся) сквозь темные стекла.
  • Потерянного врем…ни (не) в…рот…ш(?).
  • Ручеек б…ж…т среди камней журчит и ра…казывает чудес(?)ые ска…ки.
  • Книги о пр…роде дадут вам понятие о пр…крас(?)ой ж…зни вокруг нас, которую мы часто (не) зам…ча…м и даже (не) хотим зам…чать.
Подведение итогов урока Что нового вы узнали о глаголах? Перечислите разноспрягаемые глаголы? Почему они получили такое название? Что показалось вам сложным? Почему? Оцените свою работу на уроке?

Подведение итогов урока

  • Что нового вы узнали о глаголах?
  • Перечислите разноспрягаемые глаголы? Почему они получили такое название?
  • Что показалось вам сложным? Почему?
  • Оцените свою работу на уроке?
Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!