МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОКОЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Керш – Борковский филиал
Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь»
Проектно-исследовательская работа по теме:
«Разноцветная фантазия».
Выполнила:
Земцова Марина
Ученица 4 класса
Руководитель:
Андреева Елена
Николаевна
2023 г
Содержание:
Введение……………………………………………………………..3 1.Литературный обзор
История возникновения красок……………………………..4 - 5
Процесс приготовления красок……………………………..6 - 7
Методика исследования
Описание экспериментов……………………………………8 - 12
Результаты экспериментов…………………………………. 13
Выводы 13
Заключение ………………………………………………………….14
Используемая литература…………………………………………...15
Введение
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
На тебя они глядят,
Очень рисовать хотят.
Что это? Это краски. Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить окружающие его предметы. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?
Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.
Цель исследования – узнать, из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
2. Изучить, из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.
3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
5. Нарисовать рисунки из полученных красок.
Гипотеза исследования: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
Объект – краски
Предмет- сырье для красок
Методы исследования:
Работа с книгами и энциклопедиями;
Поиск информации в сети Интернет;
Эксперимент;
1.Литературный обзор
История возникновения красок
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель.
Первобытные люди добывали первые краски уже около 25000 лет тому назад. Краски были изготовлены из смеси животного жира и природных пигментов, таких как мел, уголь и даже крови животных.
Первые рисунки были найдены в прошлом веке в Испании. Однажды охотник обнаружил в горах пещеру, вход в которую был завален грудой камней. На потолке пещеры было изображено огромное животное с длинной шерстью, свисающей с груди. Это был зубр, а вокруг него много быков, козлов, кабанов, которые стояли и лежали в разных позах. Так впервые была обнаружена живопись древнекаменного века.
Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Они размельчались в порошок, смешивались с жиром, животным салом и наносились неким подобием кисточки. Иногда красителями, истолченными в порошок и смешанными с салом, наполняли деревянные палочки, которые становились похожи на «цветные карандаши».
Немного позже была «открыта» новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков.
Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
А самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Человек стал получать краски, прежде всего из цветков, затем — из листьев, стеблей и корней растений.
Желтую краску научились вырабатывать из: коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны .
Чёрную краску изготавливали из продуктов горения: толкли древесный уголь или просто использовали сажу, полученную при сжигании.
Для получения красного цвета пригодились зверобой и подмаренник.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки – природы.
От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
Так что же такое краски?
Краски - это цветные красящие вещества, с помощью которых можно изменить цвет вещества или предмета (одежды, предметов быта, бумаги и так далее).
Краски делятся на: органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения), минеральные (неорганические соли и оксиды металлов), природные (естественные), синтетические ( искусственные).
Краски предназначены для :
окраски предметов;
создания рисунков и росписей;
получения декоративных покрытий (например, пола или стен);
защиты окрашиваемой поверхности (краски защищают металлы от ржавчины, а древесину от высыхания и гниения).
Процесс приготовления красок
Мы прочитали, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Пигмент - это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Связующее, вязкое вещество - вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Название красок | Масло | Яйцо | Вода | Клей |
Акварель | | | + | + |
Гуашь | | | + | + |
Масляная | + | | | + |
Темпера | | + | + | |
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.
Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем. Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно. Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.
2.Методика исследования
2.1 Экспериментальная часть
Итак, изучив различную литературу, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества и решила попробовать получить краски в домашних условиях, сравнить их с промышленными и попробовать нарисовать ими рисунок. Сначала нужно найти сырьё.
Для эксперимента нам понадобились:
Активированный уголь, мел, глина, кофе, свёкла и морковь.
В качестве связующего вещества я взяла: мёд, желток, клей ПВА, растительное масло.
Эксперимент 1.
Сначала я решила создать акварельные краски.
Взяла активированный уголь, размельчила его в порошок и смешала с клеем ПВА. Уголь хорошо смешала с клеем, получился красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.
Также я попробовала сделать акварельную краску других цветов, для этого я взяла свёклу и морковь, натерла на терке, выжали сок и смешала его с мёдом. Из свёклы цвет получился яркий, а из моркови немного бледный, так как морковь была не свежая.
Краски легко легли на лист бумаги, только долго высыхали.
Эксперимент 2.
Создание масляных красок.
Я вяла глину, смешала её с подсолнечным маслом. Глина с маслом смешалась однородно, дала коричневый цвет, краска плохо ложилась на бумагу, после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Тогда я запарила глину кипятком. Когда смесь остыла, я смешала её с маслом. Результат меня обрадовал. На бумаге не оставался жирный след.
Эксперимент 3.
Создание темперных красок
Я взяла мел, измельчила в порошок, добавила желток. Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался прочным.
Тоже самое я проделала с кофе.
2.2 Результат экспериментов
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.
Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Выводы
Итак, изучив различную литературу, мы выяснили, что первые краски первобытные люди добывали уже около 25000 лет тому назад. Состоят они из пигмента и связующего вещества. Краски можно приготовить в домашних условиях, но они будут отличаться от тех красок, которые мы покупаем в магазинах и мы путем экспериментов это доказали:
Акварельные краски легко легли на лист бумаги, только долго высыхали, но чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели
Создать масляную краску ближе к натуральному мне удалось. Краска легко легла на бумагу.
Рисунок из темперных красок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался прочным.
Заключение.
Полученное исследование помогло нам узнать историю древних красок, а также:
- узнать компоненты древних красок;
- отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования;
- изучить из каких веществ состоят краски
В результате проведенных экспериментов я научилась:
В результате исследования я проверила все свои гипотезы и доказала их в проекте. Использованные методы помогли достичь цели.
В дальнейшем нам хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов (из растений).
Список литературы.
Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973
Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004
Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005
Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009
Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.
Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.
13