СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровневое обучение является важным средством повышения качества преподавания немецкого языка.Применяются карточки разного уровня обучения.Создание ситуации успеха на уроке является одним из способов повышения мотивации к обучению. 

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания немецкого языка»

Разноуровневое обучение немецкому языку как возможность формирования положительной мотивации у учащихся

Выступление из опыта работы "Разноуровневое обучение немецкому языку как возможность формирования положительной мотивации у учащихся" подготовила КогтеваТ.И., учитель немецкого языка МКОУ Мастюгинская ООШ

Разноуровневое обучение немецкому языку как возможность формирования положительной мотивации у учащихся

В наши дни, когда целью обучения и одновременно условием, обеспечивающим успешность её достижения, является развитие способностей обучаемых использовать иностранный язык как “ инструмент общения в диалоге культур современного мира”, большое внимание уделяется вопросам формирования коммуникативной компетенции обучаемых в контексте современных европейских требований. В связи с этим предусматривается рассмотрение вопросов, связанных с формированием языковых и речевых навыков и умений; изучение и сопоставление существующих подходов и методов к обучению аспектам языка и видам речевой деятельности. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания определённый интерес представляет разноуровневое обучение. Объясняется это рядом причин.

Классно-урочная система как практически единственная форма организации учебных занятий диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности, рассчитанные на некоего среднего ученика. Кроме того, смена предметных областей знания через каждые 45 минут не способствует ни осознанному усвоению содержания того или иного предмета, ни формированию сколько-нибудь самостоятельного опыта в этой области. Такой подход приводит к явным педагогическим просчётам: слабым ученикам не хватает практики, не хватает времени на осмысление материала; сильным учащимся недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

Если в 7–9-х классах у ребят начинают проявляться способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности, есть смысл в организации разноуровневого обучения и индивидуальной работы с такими учениками. Предварительное тестирование по базовому уровню в соответствии со стандартом образования (имеются в виду проверочные работы) позволяет создавать группы разного уровня: А, В, С. Уровень “А” означает базовый уровень (требования образовательного стандарта). Уровень “B”– несколько выше базового, уровень “C” - самый высокий.

Почему речь идёт в основном о 7-9-х классах основной школы при организации разноуровневого обучения? Дело в том, что на предыдущих ступенях обучения ещё трудно определить их способности и интересы. До 13-14 лет ребята, как правило, “ищут” свои интересы, пробуя себя, то в одном, то в другом. И это хорошо. Необходимо накопить некоторый жизненный и познавательный опыт. Именно с 7-го класса начинается преподавание ряда наиболее сложных предметов. Разноуровневое обучение в этом случае окажется как нельзя кстати. К этому времени ребята вполне смогут определить свои возможности и способности по разным предметам, обучаясь на разных уровнях. Если способности позволяют, учащиеся могут переходить на более высокий уровень или, наоборот, объективно оценив свои возможности, перейти на более низкий уровень обучения.

Что мы понимаем под разноуровневым обучением? Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового в зависимости от его способностей. Говоря о разноуровневым обучении, мы выделяем два основных подхода: дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении.
Дифференцированный подход в обучении немецкому языку.

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею. С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения и прием учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка. Чтобы организовать разноуровневое обучение необходимо предварительно решить достаточно сложные проблемы с уточнением содержания обучения, а также сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям.

Необходимо разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных этапах и итоговых результатов, систему тестов. Разноуровневое обучение дает возможность сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся. При таком обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий.

В настоящее время дифференцированный подход понимается несколько шире: не только дифференцирование знаний по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнений этих заданий, а также форм контроля за его выполнением. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.
Личностно - ориентированный подход в обучении немецкому языку. 
Для получения положительного результата на своих уроках учителю целесообразно выполнять следующие требования: 
- создать положительный эмоциональный настрой на работу; 
- применять знания, позволяющие учащемуся самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); 
- обсуждать с учениками в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось / не понравилось и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому; 
- при задании на дом называть не только тему и объем его домашнего задания, но и подробно разъяснять, как рационально организовать свою учебную работу при выполнении задания дома.  Однако, используя, обеспечивая, применяя, создавая условия для учебного процесса, необходимо учитывать неодинаковые возможности и способности обучаемых, их различные планы на будущее, соответственно, и разные профессиональные устремления. Допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе.

Таким образом, личностно-ориентированный подход создает предпосылки для большей результативности обучения. Личностно ориентированный подход в обучении иностранным языкам влияет на выбор технологий обучения. Все меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного итого же текста и пересказ его друг другу. Все больше используется групповая работа над разными текстами, позволяющая, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции. Например, при изучающем чтении: один ученик - в полголоса читает текст, другой - выделяет незнакомые слова, третий - ищет их значение в словаре, четвертый - переводит предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации - обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты. При правильной ее организации способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения.

Так же большую практическую направленность при изучении иностранного языка имеет проектная методика, которая обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности, учитывает возможности и потребности учащихся, дает возможность выбора ими образовательных услуг. 
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирование его неповторимой индивидуальности. Кроме того, год за годом, урок за уроком у преподавателя накапливается опыт подготовки и проведения разноуровневых учебных занятий и анализ конкретных итогов. Использование самоанализа урока способствует более глубокому осмыслению основополагающих идей, принципов разноуровневого подхода, совершенствованию профессионального мастерства.

В современном обществе педагоги часто используют разноуровневый подход в обучении иностранным языкам. Во-первых, это обусловлено тем, что ученики в школе получают большое количество информации, что ведёт к перегрузке школьников. Во-вторых, такой подход предполагает обучение учеников с учётом их индивидуальных особенностей, способностей, и интересов. Таким образом ,обучение учеников по единой программе не обеспечивает полноценного развития ребёнка . В классах всегда находятся дети с разными особенностями и способностями. Некоторым ученикам нравятся уроки немецкого языка, а другие безразличны к этому предмету. Важнейшей задачей школы в наши дни является развитие личности с учётом индивидуальных способностей. Поэтому для школ важно создать улучшенные условия для разноуровневого обучения. Внедрение разноуровневого подхода в педагогический процесс играет важную роль, так как в любом учебном процессе учитель работает с индивидуальностями, которые имеют ряд различных особенностей. Такой подход предполагает педагогические условия для вовлечения каждого ученика в учебную деятельность, базирующийся на соответствующем уровне каждого ребёнка. Разноуровневый подход предполагает дробление материала по степени сложности, особенностям учащихся, и уровню подготовки. Осуществляется такой подход, не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а ориентирует школьников на различные требования к усвоению материала. Кроме того, разноуровневое обучение позволяет максимально выявить способности детей, а учителям акцентировать внимание на различные категории учащихся. Данный подход увеличивает интерес к учёбе, улучшает уровень продуктивной деятельности ученика. При таком подходе невозможно увидеть учеников бездельничающих на уроке, вдобавок в такой рабочей атмосфере развивается трудолюбие, усидчивость, а также выносливость. Также разноуровневое обучение предусматривает на каждом этапе обогащение, усиление и усложнение.

Уровневое обучение имеет ряд притягательных к вниманию принципов обучения:

  • четкое определение конечных целей для каждого уровня владения иностранным языком и реальное обеспечение преемственности обучения;

  • использование учебно-методических комплексов и тестов, разработанных для каждого уровня;

  • учащиеся могут быть не на одном уровне, их способности и желания могут быть тоже разными.

  • поэтапное усвоение уровней.

  • за урок возможно усвоение одной темы.

  • чтобы получить удовлетворительную оценку нужно знать 50% тем.

  • на практическом занятие, можно выполнять любой уровень заданий, что предполагает повышение оценки.

  • доброжелательная атмосфера на уроке, высказывания собственного мнения, осознание своих ошибок.

  • единые требования к разноуровневым заданиям.

Несомненно, что уровневая система должна отражать успех каждого ребенка на протяжении всего периода обучения иностранному языку. Для кого - то наступит радостный момент, когда с элементарного уровня он дойдет до продвинутого, а кого-то вполне устроит по всем параметрам законченный на отлично элементарный уровень на выходе.

Таким образом, практика показывает, что распределение уровней обучения было правильным, и сегодня мы уже можем подвести итоги:

  1. Переход к уровневому обучению иностранным языкам повлек за собой значительные преобразования в содержании, технологиях и средствах обучения;

2. Проведение текущего и итогового контроля на материале значительно повысило качество обучения немецкому языку в школе;

3. Переход к уровневому обучению открывает новые горизонты в методике преподавания иностранных языков как науке, позволяет повысить качество обучения за счет определения точного количества уровней для каждого учебного заведения.

Также необходимо помнить при таком подходе, нужно корректно делить учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний. Это лишний раз доказывает, что разноуровневый подход стимулирует учеников. 

Таким образом, разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении, не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность. Поэтому, такую организацию стоит чаще применять на уроках, чтобы ученики могли раскрывать свой потенциал.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!